Путешествия
00:05, 23 февраля 2017

Северно-ледовитая Венеция Почему российским туристам стоит заглянуть в немецкий Нюрнберг

Арина Холина
Фото: Алексей Зарубин / Фотобанк Лори

Нюрнберг никогда не входил в топ любимых россиянами туристических направлений мира. Уступает он и другим немецким городам — русская речь слышна здесь намного реже, чем в Берлине или Мюнхене. «Лента.ру» рассказывает, почему российские туристы зря недооценивают город, известный как Северная Венеция.

— А, ну да... гнездо фашизма... процесс... — очнулась я, когда вспомнили, что 90 процентов Нюрнберга было разрушено во время войны.

Ты видишь улицы, которых не было. В 1945-м ничего не было — город стерли в пыль.

Но вот сейчас дома стоят — и даже выглядят старинными. Все на месте, все сияет — и такая красота, что история прячется, ты забываешь о том, с какими событиями у всего мира ассоциируется этот город.

На улицах — тысячи туристов, столько представить невозможно. Американцы приезжают на знаменитый Christkindlesmarkt толпами.

Не люблю рождественские рынки — они везде одинаковые. Ну глинтвейн, ну всякое китайское барахло, которое можно найти на любом уличном лотке. Небольшое это удовольствие, вот честно.

Но в Нюрнберге по-другому — тут такой размах, что это производит впечатление.

Весь старый город — базар. Все в гирляндах, в киосках с белым и красным горячим вином, с местными пряниками (очень вкусные). На двух площадях — «детский» рынок (все то же самое, но со старинной каруселью) и взрослый.

И тут почти не торгуют бессмысленной дрянью. Может, то, чем торгуют, тоже бессмысленно, но хотя бы уникально. Все эти игрушки для кукольных домиков. Удивительные. Крошечные копии настоящей жизни. Даже машинка «Зингер» — вот прямо как у бабушки. Мини-посуда стоит почти как настоящая, но она и выглядит реальной — все эти чайные сервизы, обеденные сервизы хоть на шесть, хоть на 12 персон, кувшины и приборы. Комоды, стулья, кровати, одеяла, подушки. Страсть и разорение.

А вокруг — невозможная красота, хоть и новодельная.

Германия вообще очень интересна для путешествий. Обидно, что русские туристы мало ее знают — предпочитают теплые места или богемные города вроде Парижа или Амстердама. Амстердам — это хорошо (хоть и дорого до ужаса), Париж — тоже, в принципе, неплохо, но это все понятные и привычные впечатления. В настоящую Германию (то есть не в Берлин) русским особенно полезно ездить, чтобы понять, что такое северная культура. Формально, конечно, это Центральная Европа, но тут климат похож на русский, а два холодных моря, Северное и Балтийское, тоже делают свое дело. И это просто невероятно — как много людей приезжают отдыхать на этих холодных водах, где всегда невыносимый ветер, и в любой сезон, кроме разве что июля и августа, тут довольно противно. Но курорты — битком. И знаменитый остров Зюльт, и менее известный, но не менее шикарный Нордернай, и каждый распоследний Бюсум (для пенсионеров и молодых семей с детьми).

Понятно, если португальцы перебираются летом из Лиссабона или Порту в Лагош или Фару. Там хотя бы жара. Но немцы едут на свои угрюмые курорты — вот будто там Марбей. Конечно, в зной они тоже едут, и поэтому здесь так популярны солярии (сохранить загар, чтобы все знали — ты можешь себе позволить Испанию или хоть Таиланд), но летом в Нордернай не будет мест.

В Нюрнберге из русских тоже мало кто был (разве что по делу), но это великолепный город. Даже пара дней в нем стоят поездки. Старый город — это крепостная стена, мосты и дома на воде (ага, Северная Венеция, что же еще). Но они, правда, впечатляют. Массивная архитектура, выступающая из воды, балконы в уютных огнях и люди на них, которые пьют свое вино и поглядывают на туристов, которые ходят по мостам прямо у них под окнами... Немыслимо красиво.

Но вот локальная еда... она такая деревенская. Ни Бавария, ни Франкония особенной изысканностью в смысле кухни никогда не отличались. Но честно говоря, на мой субъективный взгляд, Бавария — это просто гурманство по сравнению с Франконией. Суровая во Франконии кухня. Кто любит огромные и жирные оковалки мяса — тот будет очень счастлив от местной свиной рульки. Это специалитет. Рулька с красной капустой и картофельными пампушками. Еще есть, конечно, братвурст и маленькие франконские сосиски, и для тех, кого рулька пугает, — это спасение.

Местная высокая кухня тоже основана на крестьянской — почти прямая цитата, и да, это немного странно. Но есть любители — просто лично я не из них. Хотя красная капуста тут прекрасная (но хуже чем в Дюссельдорфе) и пампушки — прелесть. Уличные белые булки с франконскими сосисками — очень вкусные. Простые донельзя, но вкусные. Да, супы незатейливые. Не стоит и начинать. Причем примерно одно и то же будет в самых разных ресторанах. И даже известные местные традиционные рестораны не сравнить с тем же мюнхенским «Аугустинер». В общем, местные гастрономические открытия — это больше исследовательский интерес. Ну и рулька, конечно. Знатоки мясных наслаждений от нее в восторге.

Я не очень люблю эти богатые буржазные регионы вроде Баварии и Франконии, но в них есть очарование. Раза два в год ты по ним обязательно скучаешь. В Германии есть такая вера в традиции, что это сначала настораживает, а потом околдовывает. Вот когда самая рафинированная богема и аристократия Берлина переодевается в кожаные штаны и едет в Мюнхен на Октоберфест, чтобы там упиваться с реднеками в этих пивных палатках и петь народные песни — тогда ты понимаешь многое о связи времен и об уважении и любви к стране.

Нюрнберг — один из эталонов такого традиционализма. Тут это удивительное сочетание «картофельности», суровой морали, особенной немецкой эксцентричности и буржуазного шика. Очень Германия. В одном из самых привлекательных и ярких проявлений.

< Назад в рубрику