Бизнес
07:01, 27 февраля 2017

Продажи под прессом Ретейлерам не удается реанимировать потребительский бум

Игорь Наумов
Татьяна Романова
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе 2017 года выросли на 8,1 процента по сравнению с январем 2016 года, сообщил в среду, 22 февраля, Росстат. Январская статистика розничных продаж, по данным Bloomberg, ухудшилась. Тревожная тенденция сохраняется 25 месяцев подряд. Как в условиях падающего потребительского спроса выстраивают свою работу и на что надеются ретейлеры — выяснила «Лента.ру»

Кризис — в головах

Потребительский спрос в России непрерывно снижается. В прошлом году — более чем на пять процентов, хотя ВВП сократился лишь на 0,2 процента. Аналитики Investpoint уточняют: общий оборот розничной торговли в России в 2016 году составил 28 137,1 миллиарда рублей, продемонстрировав номинальный рост в 2,2 процента относительно 2015 года. Однако в сопоставимых ценах объем розницы сократился на 5,2 процента.

Это происходит на фоне стабилизации экономики. Получается, что сектор, на который приходится 52 процента российского ВВП, до сих пор не нащупал дна кризиса. Потребители не считают, что худшие времена позади. Согласно январскому опросу «Левада-центра», на который ссылается Bloomberg, 78 процентов россиян полагают, что Россия втягивается в экономический кризис, тогда как в сентябре такого мнения придерживались 74 процента респондентов.

Кризис потребительских доходов бьет не только по рознице, но и по сфере услуг, а также по промышленности и строительству в тех сегментах, которые ориентированы не на инвестиционный, а на конечный спрос населения, констатирует Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Специалисты прогнозируют, что 2017 год «пройдет под знаком непрекращающегося приспосабливания к потребителю для выработки оптимизационных моделей сохранения рентабельности бизнеса». По их оценке, новая избирательно-сберегательная модель потребительского поведения низкодоходного населения напоминает стратегию «походов в магазин за продуктами» времен СССР.

Впрочем, есть существенная разница, считают экономисты Высшей школы экономики: в эпоху развитого социализма выискивали сам товар, а сегодня — товар по минимальной цене. Если два-три года назад большинство россиян приобретали продукты, как правило, в одном магазине, то сейчас почти каждый раз обходят две-три торговые точки.

Палочкой-выручалочкой для магазинов, реализующих продукты питания, произведенные в России, может стать введение продовольственных карточек для населения, находящегося по уровню доходов ниже черты прожиточного минимума. По статистике, сегодня к этой категории относится около 20 миллионов российских семей.

Модные веяния

Гендиректор METRO Cash&Carry LLC Джери Калмис согласен с тем, что сейчас для ретейлеров ситуация сложная. Ряд клиентов METRO заменили свой ассортимент. Это было особенно заметно перед новогодними праздниками — приобретали много недорогих подарков. Только в премиальном сегменте ничего не изменилось.

«В третьем квартале прошлого года было ощущение, что рынок вернулся к росту, однако в четвертом квартале отмечался небольшой спад. Но все равно мы видим улучшение спроса по сравнению с самыми низкими показателями», — говорит Калмис. В январе 2017 года спрос продолжал оставаться под давлением ряда макроэкономических факторов, признал он. «Думаю, что и в первом квартале ситуация не изменится», — резюмировал Калмис.

В 2016 году на ретейл повлияли изменения в Законе о торговле, а также внедрение ЕГАИС. Основная тенденция 2017 года — это развитие форматов магазинов «у дома», а также моделей торговли, направленных на расширение ассортимента, интересующего покупателей, утверждает директор по внешним коммуникациям и КСО «АШАН» Мария Курносова.

«Ориентироваться на мнение клиента, меняться и постоянно улучшаться ради него — стратегия, положенная в основу деятельности торговой сети "АШАН". Это значит, что компания ставит интересы клиента на первое место, работает над ассортиментом и ценовым предложением», — объясняет она.

Кроме того, по словам Курносовой, особое внимание предполагается уделить работе с персоналом, сделать акцент на обучение с помощью цифровых технологий, позволяющих автоматизировать процессы, повысить производительность труда. Все это должно положительно сказаться на рентабельности бизнеса.

Покупатель всегда прав

Оптимисты рассчитывают на продолжение плавного роста российского розничного рынка и в 2017 году, и в среднесрочной перспективе. «Ежегодные темпы роста в рублевом выражении прогнозируются на уровне шести-восьми процентов, что превышает ожидаемые темпы роста экономики в целом», — уверен руководитель группы по обслуживанию розничной, оптовой торговли и дистрибуции компании «Делойт», СНГ Владимир Бирюков.

В то же время аналитик признает: россияне по-прежнему подходят прагматично к совершению покупок, и пока не видно предпосылок к тому, чтобы произошли какие-то изменения. Это, в частности, подтверждают результаты ежегодного исследования потребительских расходов в период рождественских и новогодних праздников, проведенного «Делойт». Доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, за 2016 год выросла с 54 процентов до 66 процентов.

«Тем не менее покупательная способность стабилизировалась. В этом году число россиян, считающих, что их покупательная способность увеличилась, сократилось с 12 процентов до девяти процентов», — говорит Бирюков.

Коль скоро покупатели с каждым годом становятся все более разборчивыми и требовательными при выборе товара, ретейлерам необходимо корректировать свою деятельность, чтобы оправдать ожидания клиентов, уточнил он. Исследования показывают, что сегодня 74 процента россиян отмечают значение полной информации о товаре, 64 процента обращают внимание на доброжелательность персонала и 63 процента хотят знать о скидках и специальных предложениях.

Уход от реальности

«Роль интернета при выборе и покупке товаров продолжает усиливаться, поэтому ретейлерам следует и впредь вкладывать средства в развитие интернет-магазинов, уделяя внимание вопросам безопасности платежей и защите персональных данных, удобству пользования сайтом», — считает Бирюков.

С этим согласен партнер аналитической группы Investpoint Рамиль Каримов, изучивший работу в условиях кризиса торговых сетей электроники и бытовой техники. Например, «Эльдорадо» развивает очень перспективные каналы продаж, которые по сути служат точками роста всего рынка — онлайн-продажи и магазины малого формата «у дома».

«Онлайн-сегмент — это то, куда движется весь рынок, а магазин малой площади формата «у дома» позволяет повысить рентабельность бизнеса за счет снижения затрат на аренду, а также повышения конверсии, поскольку мобильность формата и востребованность товаров народного пользования обеспечивает более частое посещение его потребителями», — подчеркнул Каримов.

< Назад в рубрику