Рост нефтяных котировок пока не развеял надежды на избавление России от сырьевой зависимости. Наоборот, правительство озадачилось новыми маневрами, позволяющими пополнять казну и выращивать национальных чемпионов, не полагаясь на природную ренту. Правда, в таком случае главным экономическим топливом являются не нефть и газ, а доходы населения.
Всего месяц назад Дмитрий Медведев критиковал Ольгу Голодец за призывы к изменению НДФЛ, а с аналогичными предложениями уже выступают Минфин, Минэкономразвития и кудринский Центр стратегических разработок. По данным «Ведомостей», речь идет о повышении ставки подоходного налога до 15-17 процентов с параллельным обнулением его для граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
Освобождение малоимущих от уплаты НДФЛ — основной пункт в фискальных инициативах Голодец. О целесообразности такого налогового маневра в интервью «Ленте.ру» говорила и директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Причем увеличение ставки налога для остальных слоев населения в данном случае продиктовано не столько необходимостью «воспитывать» богатых, сколько компенсацией бюджетных потерь.
Но министерства экономического блока, желая подсластить пилюлю для среднего класса и работодателей, ратуют еще и за параллельное снижение страховых взносов, обременяющих фонд оплаты труда. А это удар прежде всего по бюджету Пенсионного фонда, смягчить который можно только за счет повышения пенсионного возраста.
Так что фискальная победа Голодец приближает ее поражение в дискуссии о, пожалуй, самой болезненной социальной реформе.
«Выжившим» и вновь назначенным губернаторам впору позавидовать свежеотставленным. Не прошло и недели после завершения губернаторской «зачистки», а правительство уже меняет систему предоставления субсидий регионам. Минфин предлагает их увязать с «инвентаризацией» расходов самих областей и автономий.
«Значительная часть субъектов Российской Федерации в настоящее время не готовы их брать, софинансировать соответствующие мероприятия из региональных бюджетов», — объясняет нововведения Дмитрий Козак. Иными словами, на помощь Москвы при исполнении «майских указов», строительстве дорог и реализации других проектов «смешанного» федерально-регионального значения вправе рассчитывать лишь те губернаторы, которые сами согласны раскошелиться.
Впрочем, пристальный интерес центра к расходам региональных начальников вынуждает их ревностнее относиться к свои доходам. Это значит, что новые попытки правительства перераспределить часть налоговых поступлений в пользу федеральной казны будут восприняты намного болезненнее, чем прежде. Кроме того, главы субъектов федерации скорее поддержат такие выгодные для их бюджетов нововведения, как повышение ставки НДФЛ.
Поправив Александра III и включив ОПК в список самых верных союзников России, Дмитрий Рогозин не только лишний раз похвалил свой «шесток», но и оправдал почти примаковский демарш в отношении Ирана. В середине февраля «оборонно-космический» вице-премьер чуть ли не в последний момент отменил визит в Исламскую республику.
Сделано это было на фоне сообщений о сделке по продаже иранской нефти Белоруссии. То есть. Минск, поссорившись с Москвой как раз из-за энергоносителей, нашел альтернативного поставщика в лице Тегерана. А рогозинский «разворот над Каспием» стал своеобразным асимметричным ответом иранцам, для которых крайне важно военно-техническое сотрудничество.
Впрочем, демонстрация геополитических, равно как и экономических, возможностей ОПК не всегда идет на пользу отраслевому куратору. Лишнее тому доказательство — недавнее выдвижение Анатолия Сердюкова в совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации. С подачи рогозинских оппонентов из «Ростеха» экс-министр обороны превращается в альтернативный центр власти в ОПК.
А это само по себе весьма болезненный удар по самолюбию Рогозина. Ведь он был одним из главных выгодоприобретателей перестановок в Минобороны, произошедших осенью 2012 года.
Приказано выжать по максимуму из любителей алкоголя. По данным «Известий», Александр Хлопонин потребовал от Минфина повысить минимальную розничную цену на водку до 219 рублей за поллитра вместо 205, как финансовое ведомство планировало изначально.
В аппарате вице-премьера ссылаются на «рост ставки акциза и инфляционный фактор». Что само по себе примечательно в свете сообщений правительства и ЦБ о достижении рекордно низкой инфляции по итогам 2016 года. То есть получается, что либо официальные данные по динамике цен сильно занижены, либо профильный вице-премьер решил поддерживать на довольно высоком уровне рентабельность алкогольной отрасли. Тем более что так же, с подачи Хлопонина, сейчас происходит выдавливание с рынка главных неформальных конкурентов водочных гигантов — производителей аптечного и косметического алкоголя. Чему в немалой степени способствовала прошлогодняя иркутская история с «Боярышником».
У хлопонинского триумфа есть лишь одно, но немаловажное омрачающее обстоятельство: дороговизна спиртного (равно как и его недоступность) отрицательно сказывается на уровне лояльности населения. В этом смысле за год до президентских выборов сильно повышать цены на водку — довольно неоднозначный шаг. В том числе с точки зрения дальнейшей карьеры инициатора этих нововведений.
На сотовые тарифы могут повлиять почтовые. Аркадий Дворкович настойчиво призывает операторов мобильной связи удержать расценки в пределах инфляционных пяти процентов, несмотря на все издержки, обусловленные исполнением «пакета Яровой».
Сделать эту просьбу выполнимой, наверное, сумел бы «Ростех», чьи IT-компании, производящие оборудование для хранения данных, — одни из основных выгодоприобретателей антитеррористического закона. Но с госкорпорацией Сергея Чемезова Дворкович ведет сейчас аппаратную войну за «Почту России». Ее гендиректор Дмитрий Страшнов после второго «бонусного дела», возбужденного на днях, окончательно превратился в «хромую утку». Но главная интрига — кто заменит Страшнова?
В числе наиболее вероятных страшновских преемников «Коммерсант» называет члена правления «Ростеха» Сергея Куликова. Но это же издание отмечает, что у Дворковича есть свои кандидаты на пост гендиректора «Почты России».
Победа вице-премьера в кадровой схватке автоматически снижает его шансы добиться содействия «Ростеха» в вопросах, касающихся «пакета Яровой». Между тем за рост тарифов на услуги связи — вне зависимости от причин, его вызвавших, — в первую очередь будет отвечать правительственный куратор отрасли.
«Крестовский» может стать дополнением к Исаакию. В интервью РБК Виталий Мутко упомянул смену питерского губернатора в числе одной из причин самого скандального городского спортивного долгостроя.
Любопытно, что Мутко обмолвился о столь неоднозначной роли Георгия Полтавченко в судьбе «Крестовского» как раз в то время, когда хозяин Смольного оказался под огнем критики из-за передачи Исаакиевского собора РПЦ. Недовольство проявляет не только питерская интеллигенция, но и Кремль. В связи с чем многие наблюдатели не исключают даже отставки Полтавченко.
И намеки Мутко могут стать дополнительным «черным шаром» для его земляка-губернатора. Зато сам спортивный вице-премьер сможет минимизировать собственный репутационный ущерб в случае возникновения новых эксцессов с одним из ключевых элементов инфраструктуры ЧМ-2018.
Дальний Восток госкомпаниями прирастать не будет. Из-за «Газпрома» и «АЛРОСА» Юрий Трутнев рискует исчерпать свой лимит побед.
Газовый концерн отказывается поставлять голубое топливо на строящийся Восточный нефтехимический комплекс «Роснефти». А в результате «алросовских» кадровых перестановок из алмазной монополии уходят близкие к Трутневу топ-менеджеры.
В принуждении «Газпрома» к миру «дальневосточный» вице-премьер может рассчитывать на содействие такого влиятельного союзника, как глава «Роснефти» Игорь Сечин. И здесь важно сделать так, чтобы за достижение компромисса между двумя топливными гигантами не пришлось расплачиваться казне или другим местным потребителям газа. Это задача непростая, но решаемая.
А вот с «АЛРОСА» ситуация сложнее. По данным Bloomberg, на пост главы компании прочат Сергея Иванова, чей отец до августа этого года руководил президентской администрацией. Более того, весьма возможно, что вернуть свое влияние на алмазного монополиста теперь попытается Алексей Кудрин, чьему «отлучению» от «АЛРОСА» как раз немало поспособствовал Трутнев.
Министры экономического блока оказались не столь терпеливыми, как их куратор. Формально повышение НДС и НДФЛ — о котором говорят Минэкономразвития и Минфин — вряд ли случится раньше 2018 года. О чем и предупреждает Игорь Шувалов. Однако примечателен сам факт, что налоговым маневром, напрямую затрагивающим население, озадачился уже нынешний кабмин, а не только кудринский ЦСР.
Очевидно и вполне объяснимо желание нового главы Минэкономразвития Максима Орешкина как можно громче заявить о себе и тем самым обеспечить себе место в правительстве, которое будет сформировано после президентских выборов. Но с другой стороны, чем менее популярными будут сегодняшние правительственные инициативы — тем более призрачны перспективы всех членов медведевской команды, вне зависимости от их стажа.
И с точки зрения таких рисков шуваловская осторожность может быть более оправданна, чем амбициозность Орешкина.