Среда обитания
11:17, 28 февраля 2017

Спугнули рыбу Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»

Мария Румянцева
Фрэнк Гери
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images

Американский архитектор Фрэнк Гери отмечает 28 февраля свой 88-й день рождения. Противоречивые формы, контрастные цвета и материалы, нестандартный подход к профессии стали визитной карточкой лауреата Притцкеровской премии. «Дом» вспоминает, как Гери стал одним из самых значимых зодчих современности.

Становление легенды

Канадец Эфраим Оуэн Гольдберг в молодости пострадал от антисемитизма. Его избили неизвестные, после чего он взял имя Фрэнк Гери и переехал с семьей в Соединенные Штаты, где началась его карьера.

Закончив обучение в Гарвардском университете, Гери работал в крупных фирмах известных архитекторов, а потом открыл свое архитектурное бюро, которое впоследствии стало одним из самых популярных в мире.

Но первые работы компании были скромными, а сам мастер занимался выполнением проектов мелких заказчиков, вроде магазинов, и оформлением частных интерьеров. Только в 1960-х Фрэнк начал становление в качестве смелого и уникального архитектора, когда познакомился и начал тесно общаться с людьми искусства. Тогда он решил искать более неординарные и смелые способы самовыражения в своей профессии.

Рыбная архитектура

Сегодня Фрэнк Гери ассоциируется в архитектурных кругах с рыбами и морской тематикой. Все его работы так или иначе связаны с мотивом подводного мира. Существует несколько теорий рождения такого лейтмотива в творчестве гения. В первую очередь, Гери родился под знаком Рыб, и многие его поклонники считают, что сами звезды указали ему путь.

По второй версии, такая особенность всех созданных им сооружений — заслуга матери архитектора, которая часто готовила своей семье «гэфилтэ фиш» (фаршированная рыба), традиционное еврейское блюдо. В некоторых интервью Гери признается, что именно эта часть детства стала наиболее запоминающейся и решающей в его творчестве.

Третью, и самую распространенную, версию «рыбной» темы архитектор рассказывает часто сам только тем, кто, по его мнению, знаком с предыдущими двумя вариантами. По рассказам многих журналистов, имевших честь беседовать с ним, Гери не тот человек, который привык быть предсказуемым.

Если ждешь от него привычного объяснения о знаке зодиака или блюде матери, он отвечает совсем по-другому: «При чем тут христианство, при чем гэфилтэ фиш? Когда постмодернисты заговорили о том, что здание должно выражать историю места, я сказал: давайте и правда уйдем в прошлое, к рыбам — они существовали за триста тысяч лет до человека. Я начал рисовать рыб, чтобы дать выход моему раздражению от постмодернизма. А потом рыбы зажили своей собственной жизнью. Они стали для меня способом выражения движения в архитектуре».

Несмотря на внешнюю противоречивость, все проекты Гери полны смысла и хорошо продуманного функционального пространства. Архитектор освобождает себя от любых ограничений и принятых норм, классики. Скандальные постройки доказывают тот факт, что в XXI веке с архитектурой можно делать абсолютно все что угодно: мять, гнуть, переворачивать и создавать совершенно немыслимые фигуры. Даже если работать приходится с такими излюбленными Фрэнком Гери материалами, как сталь и стекло. Однако все это восходит к первобытности: бушующие океаны, дивные рыбы и морские обитатели — их можно найти во внешнем виде его творений.

Колючесть, ломаность и изогнутость проектов — это то, что придумал гений, и то, что постепенно стараются привнести в свои произведения прочие архитекторы, следуя за известным маэстро. Его здания меняют внешний вид целых городов.

Даже в популярном мультсериале «Симпсоны» изобразили Гери как совершенно необычного архитектора: смятое письмо от Мардж превратилось в настоящий концертный зал наподобие того, что он построил в 2003 году в Лос-Анджелесе.

За свои почти 88 лет знаменитый зодчий получил более 100 престижных наград и множество раз подтвердил статус «стархитекс», который присуждается самым известным и заслуженным профессионалам в архитектурной области.

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе

Построенное в 2003 году здание концертного зала имени Уолта Диснея моментально стало известным во всем мире. Необычная конструкция облицована стальными плавно изогнутыми листами, которые ярко блестят на солнце. Поражающий своими размерами зал внутри рассчитан на 2265 зрительных мест, а внутренние стены отделаны деревом дорогих и редких пород.

Олимпийский павильон «Рыба» в Барселоне

Огромная скульптура золотой рыбы, похожая на необычный каркас, покрытый стальной сеткой, был построен в 1992 году. Это сооружение было создано специально для Олимпийских игр в Испании, а в архитектурном мире оно стало настоящим технологическим прорывом. Кстати, здесь напрямую обыгрывается излюбленная «рыбная» тема Фрэнка Гери, коей он знаменит на весь мир.

Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао

Огромное выставочное пространство музея полностью повторяет контуры реки Нервион. Открывшийся в 1997 году музей снаружи также украшен гладкими плавными линиями, беспорядочно укрывающими здание и напоминающими водную гладь. После открытия оно вызвало ошеломительный восторг как архитекторов, так и жителей города. Именно эта постройка прославила своего автора по всему миру, возведя его в ранг лучших в своем деле.

«Танцующий дом» в Праге

Здание состоит из двух башен-цилиндров, напоминающих двух танцоров, один из которых причудливо изгибается ко второму. В 1996 году постройка, состоящая из металлической сетки, бетона и стекла, стала офисом голландской страховой компании Nationale-Nederlanden.

Башня Бикмэна в Нью-Йорке

Огромный 76-этажный небоскреб был построен в 2011 году. Его главная особенность — волнообразный дизайн всего здания, который создает эффект движения, необычно мерцая в лучах солнца или огнях города. По словам самого Гери, на такое необычное оформление его вдохновили характерные драпировки мраморных скульптур в стиле барокко, которые в 17 веке создавал знаменитый итальянский мастер Лоренцо Бернини.

Музей музыки в Сиэтле

Невероятный внутри и снаружи Музей музыки открылся в 2000 году. Во время проектирования здания Гери, по его собственным словам, постоянно вдохновлялся музыкой Джими Хендрикса, который всегда разбивал свою гитару в финале каждого концерта. Именно этот факт послужил идеей для внешнего облика музея: в его основе лежит сломанная на несколько частей гитара, а сам каркас здания состоит из нержавеющей стали и алюминия с оттенками фиолетового цвета, серебра и золота.

Музей Louis Vuitton Foundation в Париже

Впечатляющее здание было построено на опушке Булонского леса в западной части столицы Франции в 2015 году. С разрешением строительства возникало много сложностей, в частности из-за вырубки деревьев, которая требовалась для закладки фундамента. В конце концов, вместо них было решено посадить 400 новых вокруг будущей постройки, и мэрия города утвердила проект. Фасад здания в основном состоит из стекла и напоминает громадное, почти прозрачное, легкое облако. Некоторые критики, однако, сравнивают музей с парусами огромного корабля. В любом случае, постройка выглядит невероятно эффектно, для чего, кстати, автор окружил ее бассейном, вода которого сказочно отражает сложные формы здания.

< Назад в рубрику