Переход к несырьевой модели экономики является одной из наиболее актуальных задач для России, катализатором этого процесса может стать развитие несырьевого экспорта. Речь идёт о повышении качества отечественной продукции и услуг, о развитии производств и, что особенно важно, о притоке валютной выручки в казну. Не стоит также упускать из вида тот факт, что успехи российского бизнеса на мировом рынке хорошо влияют на бренд страны в целом.
Одна из основных проблем большинства средних и малых российских компаний при выходе на внешние рынки — это недостаток оборотных средств. Стандартные условия кредитования, как правило, довольно суровы. «Лента.ру» выясняла, что может сделать отечественный бизнес, чтобы выбраться за границу.
За прошедшие несколько лет структура отечественного экспорта заметно изменилась. Экспорт России в 2016 году, по предварительным данным ФТС России, составил 285,5 миллиарда долларов. Эксперты Российского экспортного центра (РЭЦ) подсчитали, что несырьевой неэнергетический экспорт составил 109,1 миллиарда долларов, или 38,2 процента общего экспорта — на четыре процента больше, чем в 2015 году.
По данным РЭЦ, на первом месте среди потребителей российского экспорта в целом были Европа, Восточная Азия, СНГ, Ближний Восток. В том, что касается несырьевого экспорта, ситуация иная: здесь в лидерах страны СНГ, затем следует Восточная Азия и лишь потом — Европа и Ближний Восток.
Несколько лет назад в России вообще не было специального деления на разные виды экспорта. Но еще до того, как были введены антироссийские санкции, в 2013 году стало понятно, что для дальнейшего развития отечественной экономики и промышленности нужно и сделать упор на активную продажу несырьевых товаров за рубеж.
Тема диверсификации экспорта настолько свежа, что нет пока даже единой методологии, что относить к несырьевой категории. Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг применяют собственные, с некоторыми нюансами, подходы. «Главным критерием для отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик», — указывает Российский экспортный центр (РЭЦ), и это, наверное, то общее, что объединяют все трактовки. Далее идут частности. Минпромторг выделяет в отдельный сегмент высокотехнологичные товары и услуги, и это объяснимо: именно поставка таких товаров внешнеторговым партнерам — один из важнейших показателей уровня развития экономики. Тот же РЭЦ разделяет несырьевые товары по типам переделов: нижние, средние и верхние. В верхние переделы у РЭЦ входят не только высокотехнологичные, но и другие товары с высокой добавленной стоимостью.
О рывке, совершенном российской IT-индустрией, стоит сказать отдельно: как в конце 2016 года отмечал президент России Владимир Путин, объем экспорта отечественных компаний IT-сектора за прошедшие пять лет вырос вдвое. Совсем недавно информационные технологии «составляли цифру, которая приближалась к нулю», но сегодня объем экспорта в данной отрасли составил семь миллиардов долларов.
Государство активно предпринимает стимулирующие меры для поддержки экспортного направления. Так, весной 2015 года был создан уже упоминавшийся Российский экспортный центр, чуть позже трансформировавшийся в группу компаний, в состав которой вошли Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанк (РЭБ). Сегодня группа компаний РЭЦ оказывает всестороннюю поддержку бизнесу — от консультирования экспортеров, обеспечения юридической и рекламной поддержки до страхования и облегчения их финансовой нагрузки. Как раз последним занимается Росэксимбанк — созданный по аналогии с эксимбанками других стран, то есть как финансовое учреждение, нацеленное именно на работу с экспортерами.
Финансирование внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Если РЭБ изначально, с момента своего создания в 1994 году, работал на поддержке экспортного направления, то обычные коммерческие банки эту сферу специально не выделяли. Когда появилась необходимость в более активном стимулировании внешней торговли, стало ясно, что существующие условия кредитования бизнесу не подходят — причем как российским экспортерам, так и иностранным покупателям: процентная ставка в России довольно высока. И хотя постепенно банковская сфера включилась в процесс и банки начали предлагать более выгодные программы, по объективным причинам удовлетворить существующий спрос не получалось.
Что касается ставки, Росэксимбанк полагает, что адекватный и конкурентоспособный ее размер — менее 10 процентов в рублях и 2-3 процента в валюте. Коммерческие банки кредитовать бизнес на таком уровне не готовы. Росэксимбанк разработал специальную программу сотрудничества, рассчитанную одновременно и на банки, и на компании, работающие на экспорт.
РЭБ может покупать экспортные кредиты бизнеса, фокусируясь в большей степени на сегменте МСП. При этом экспортер продолжает обслуживаться в «домашнем» банке (что особенно важно для компаний из регионов), но получает более выгодные условия от нового кредитора, которым уже выступает Росэксимбанк. Одновременно Росэксимбанк готов предоставить гарантийную поддержку экспортерам по кредитным обязательствам перед обслуживающим банком, это значительно упростит структурирование кредитных сделок и решит вопрос с обеспечением запрашиваемого кредита. В свою очередь банк, кредитующий бизнес, получает возможность рефинансирования без помощи ЦБ РФ, у него остается все тот же клиент, которого он по-прежнему финансирует, но только в рамках текущей хозяйственной деятельности, поскольку экспортными операциями теперь занимается РЭБ. Последний в данном случае выступает как партнер коммерческого банка, с одной стороны, а с другой — как инструмент государственной поддержки актуального направления.
«Предоставление доступного финансирования для отечественных экспортеров позволит не только увеличить оборот, но и значительно увеличить положительное сальдо внешней торговли. Это особенно актуально для компаний несырьевого сектора, продукция которых может успешно конкурировать за рубежом. Сотрудничество банка "Восточный" с Росэксимбанком позволит российским производителям получать доступные кредиты и в конечном итоге завоевывать мировые рынки», — прокомментировал председатель правления Алексей Кордичев.
В том, что касается поддержки особо важного сегмента — высокотехнологичного экспорта, РЭБ работает совместно с Минпромторгом, используя механизм субсидирования процентных ставок по кредитам. Кроме того, в рамках этой совместной программы российский бизнес может получить кредит не на себя, а на покупателя-иностранца (или финансирование будет осуществляться через банк иностранного покупателя). При этом помимо помощи частникам происходят и позитивные изменения на более высоком уровне — снижается закредитованность российского экспортного бизнеса.
«Сегодня мы всерьез обсуждаем вопросы повышения эффективности существующих инструментов поддержки несырьевого экспорта, а также говорим о разработке новых продуктов», — отмечает начальник Управления международного сотрудничества Аналитического центра Денис Ершов. Эксперт отметил, что программа, которую предлагает Росэксимбанк, поможет повысить конкурентоспособность российских экспортеров за рубежом: «В настоящее время мировая конъюнктура складывается таким образом, что на зарубежном рынке выигрывает не только тот, у кого продукт соответствует всем требованиям качества и конкурентоспособен, но и тот, кто предлагает пакетные условия, в которых содержатся предложения по финансированию покупателя. Этот вопрос нам еще нужно прорабатывать, так как те ставки, которые сегодня предлагаются нашим зарубежным покупателям, для них не всегда выгодны». При этом возможности для их снижения есть, уверен Ершов.
Благодаря появлению подобных программ в последние годы в России начала выстраиваться комплексная система поддержки экспорта с участием государства и коммерческих структур. И это позволяет надеяться на то, что несырьевой сегмент будет расти более активно.