Ни для кого не секрет, что самая активная аудитория интернета — это дети в возрасте от четырех лет. Этим часто пользуются многие YouTube-блогеры, паразитирующие на формирующемся сознании ребенка ради миллионов просмотров и десятков тысяч долларов. «Лента.ру» выяснила, какой контент популярен среди подрастающей аудитории YouTube.
Разноцветные и плохо анимированные модели Человека-паука энергично отплясывают под детскую песенку If you happy and you know it, вышагивают по Тауэрскому мосту, катаются на крыше автобуса, а затем, размахивая руками, улетают в небо на огромном банане с колесами — стандартный сюжет для тысяч YouTube-роликов, стабильно набирающих десятки миллионов просмотров.
Удивительно, но такие видео делаются вовсе не для любителей запрещенных психоактивных веществ, а для детей, которым занятые важными делами родители вручают iPad с доступом к сети. Благодаря ярким картинкам, веселой музыке и узнаваемым персонажам ребенок готов часами смотреть однообразные ролики, что, конечно же, учитывается алгоритмами видеохостинга. YouTube заинтересован в том, чтобы продвигать ролики с высоким показателем среднего времени просмотра — это напрямую влияет на доход компании от рекламных платформ Google.
По словам аналитика и основателя компании TubeFilter Джоша Коэна, дети смотрят ролики намного больше, чем взрослые. «Дайте трех- или четырехлетнему ребенку в руки смартфон, и тот посмотрит абсолютно любое видео от начала и до конца. А ребятам с YouTube только этого и надо», — объясняет он.
В увеличении среднего времени просмотра заинтересованы и сами создатели детского контента. Так, авторы YouTube-канала Nursery Rhymes позиционируют себя как проект, помогающий «детям, ребятам и малышам разучивать веселые мелодии». Это успокаивает родителей, но они вряд ли подозревают, что на самом деле их чада смотрят сделанные на движке игры GTA: San Andreas психоделические ролики с кривыми и застревающими в текстурах моделями супергероев Marvel и DC. На создание очередного выпуска Nursery Rhymes уходит не более двух часов, но он, скорее всего, наберет 15-20 миллионов просмотров и принесет своим авторам 20-30 тысяч долларов.
Любопытно, что большинство комментариев под подобными роликами — бессвязный набор букв, знаков препинания и смайликов, наглядно демонстрирующий возраст юных зрителей.
В попытках повторить успех западных коллег российские «мультипликаторы» шагнули еще дальше и сделали ставку на кликбейт. На русском YouTube публикуются сотни «роликов для малышей» с провокационными названиями вроде «Свинка Пеппа ОБКАКАЛАСЬ КРОВЬ УКОЛ ШПРИЦ Мультики для детей из игрушек на русском», «Барби Маша и Медведь обкакалась, съела Мишку, Человек Паук Видео для девочек Сборник» и «Куклы Пупсики ОБКАКАЛИСЬ и ОПИСАЛИСЬ Мультик для детей».
«Здесь вы увидите развивающие и интеллектуальные мультики, мультфильмы для девочек и для мальчиков, игры для детей, обзоры игрушек, видео с игрушками и с куклами на русском», — говорится в описании канала «Капризуля ТВ», специализирующемся на эксплуатации образа свинки Пеппы.
Для каждого ролика креативные мультипликаторы подбирают красочную заставку с испражняющимися персонажами популярных мультфильмов и тематическими эмодзи. Один выпуск приносит авторам подобного контента от двух до восьми тысяч долларов. Это намного меньше, чем у западных коллег, поскольку на российском рынке интернет-рекламы цена за тысячу коммерческих просмотров в пять раз ниже, чем в США.
Доморощенные мультипликаторы — далеко не единственные в YouTube специалисты по детскому контенту. Толпы российских блогеров паразитируют на вирусных темах — челенджах, лайфхаках и пранках.
Послушные моде дети непрерывно просматривают ролики с переодеваниями, переворотами бутылок и захватывающим бросанием печенья в стакан. «Все, что от вас требуется, — это смотреть и получать позитив», — отмечают авторы канала HalBer, пуская слюни и запихивая себе в рот специальные расширители.
Помимо них, на YouTube найдется около двух десятков топовых блогеров, снимающих похожие ролики. Особо выделяются YanGo (2,8 миллиона подписчиков), Ивангай (11 миллионов подписчиков) и его бывшая девушка Марьяна Ро (4,6 миллиона подписчиков).
Последние вообще выстраивают вокруг себя подобие культа личности. В комментариях под роликами малолетние подписчики умоляют кумиров обратить внимание на их сообщение и поставить лайк, признаются в любви и посвящают блогерам целые поэмы. Правда, стандартный отзыв все же выглядит примерно так: «Вы очень милахи асобенно влад и сережа самые самые».
Благодаря безмерной любви фанатов 20-летние интернет-звезды зарабатывают сотни тысяч долларов с партнерской программы видеохостинга, а также рекламы в Instagram и «ВКонтакте». Только за коммерческие просмотры YanGo получает около 25 тысяч долларов в месяц, а Ивангай — около 80 тысяч долларов.
Подростка, известного в сети под псевдонимами Игорь Синяк или Большая Мамочка, нельзя отнести к топовым блогерам-миллионникам — на его канал под гордым названием «ИГОРЬ СИНЯК, СТЕРВЫ» подписано всего 300 тысяч человек. Однако это не мешает ему зарабатывать свои 1,5 тысячи долларов с коммерческих просмотров и вести один из самых популярных пабликов во «ВКонтакте», посвященный горячим новостям из жизни российских YouTube-звезд.
Несмотря на суровый псевдоним, Игорь Синяк посвящает ролики правильному нанесению макияжа, контурингу и оформлению бровей, чем вызывает шквал негативных комментариев. Но у блогера есть и сотни преданных фанатов, из раза в раз готовых вставать на защиту своего кумира. «Вы серьезно считаете, что косметика только для женщин? Короткие стрижки только для мужчин? Меняйте свои взгляды на мир! Игорь тащит, Синяк — Бог», — отвечают они хейтерам Большой Мамочки.
В начале января воодушевленный поддержкой поклонников Синяк даже запустил собственную линейку помады для губ. По его словам, первая партия была продана всего за один день. «Я до сих пор не могу в это поверить!» — восторгается блогер.
Интересно, что мама Игоря Синяка полностью поддерживает все начинания юного дарования и регулярно принимает участие в создании роликов. Она даже запустила YouTube-канал «Любовь Ивановна», где, следуя примеру сына, рассказывает про правила нанесения макияжа.
Помимо танцующего Человека-Паука, YanGo и Игоря Синяка, малолетние зрители наблюдают за приключениями «сумасшедшего блогера» Паши Бумчика, прославившегося рискованной поездкой на крыше вагона метро. Опубликованное в конце августа 2015 года видео набрало более десяти миллионов просмотров, и сегодня на канал Бумчика подписано более 1,3 миллиона человек.
Не пытайтесь повторить
До этого Бумчик снимал ролики, в которых ел еду из помоек, взрывал у себя на голове петарды и пил краску. Сегодня 18-летний блогер делает то же самое, но за деньги, ежемесячно получая по 12 тысяч долларов с коммерческих просмотров YouTube.
Несмотря на обилие критики, Бумчика продолжают смотреть более миллиона фанатов. Невзирая на предупреждение «Не повторять этого дома», они хотят быть похожими на своего кумира, недавно купившего себе Cadillac Escalade. «Паша, ты с возрастом становишься умнее. Это заметно даже очень. Пожалуйста, сделай что-нибудь крутое. Как раньше! Я скучаю по старому Паше Бумчику!» — умоляют его поклонники, наверняка намекая на очередной обед из мусорки.