За годы своего существования YouTube подарил пользователям сети множество разнообразных форматов видеороликов. Среди них вирусную популярность получили так называемые влоги, для создания которых достаточно снимать себя на простенькую экшен-камеру. «Лента.ру» разобралась, как видеоблогеры, демонстрирующие подробности своей жизни, завоевывают сердца миллионов и зарабатывают тысячи долларов.
Трудно представить, но буквально десять лет назад на YouTube не было ни челленджей с наполненными колой и драже ваннами, ни лайфхаков по грамотному поеданию чипсов, ни летсплеев по Dota 2. Но уже тогда два брата из США Джон и Хэнк Грины запустили первый в мире влог-канал Vlogbrothers, посвященный их мировоззрению, событиям из жизни и восприятию окружающего мира.
В одном из первых роликов, выложенных в январе 2007 года, Джон отправляется в автомобильную поездку, во время которой общается с воображаемым йети, обсуждает проблему авторства приписываемых Уильяму Шекспиру произведений и призывает подписчиков вступать в книжные клубы. Слоган канала гласил: «Сделаем задротство прикольным».
Вскоре братья занялись и другими интернет-проектами. Среди них каналы CrashCourse (5,6 миллиона подписчиков) и SciShow (4 миллиона подписчиков). Сегодня они также выступают организаторами крупнейшей в мире YouTube-конвенции VidCon, ежегодно собирая десятки тысяч блогеров и пользователей видеохостинга.
При этом популярность отцов-основателей влогинга с годами растет. Их ролики послужили примером для многих начинающих блогеров, которые впоследствии стали кумирами миллионов. Среди них был и Кейси Нейстат, чей стартап Beme в ноябре 2016 был куплен CNN за 25 миллионов долларов. Сегодня Нейстат занимается продвижением телеканала в интернете.
На российском YouTube мода на влоги зародилась в середине 2015 года, когда молодые состоятельные москвичи купили камеры и начали выкладывать ролики о красивой жизни, элитных автомобилях, фешенебельных ресторанах и полуголых моделях.
Одним из ярчайших представителей подобного жанра стал YouTube-канал «Дневник Хача», создатель которого Амиран Сардаров еще до обретения интернет-популярности успел открыть рекламное агентство и написать пять книг о развитии бизнеса, качествах настоящих мужчин и зарабатывании денег. «Здорово, суровые реалисты. Вот проснулся и думаю: а почему бы не начать вести свой влог? В течение дня снимать интересные моменты, нарезать из этого небольшое видео и вечером выкладывать его», —заявляет начинающий блогер в первом выпуске своего шоу.
По словам Сардарова, «Дневник Хача» — не первый его YouTube-проект: «Первый канал за полтора года набрал всего восемь тысяч подписчиков. Это неудачный проект. Там были умные и интересные мысли, была попытка что-то донести до молодой аудитории. Но это бесполезно: ничего не получилось».
Судя по всему, красивая жизнь и рассказы о сексуальных отношениях с девушками заинтересовали завистливых школьников гораздо больше, чем «умные и интересные мысли»: за полтора года на «Дневник Хача» подписалось более 1,6 миллиона человек, а каждый ролик стабильно набирает более двух миллионов просмотров. Это неудивительно, ведь в кадре постоянно мелькают привлекательные девушки и популярные личности. Среди них российский рэпер Баста, танцующий миллионер Джанлука Вакки, голливудский актер Николас Кейдж, глава ЛДПР Владимир Жириновский, комик Павел Воля и предприниматель Олег Тиньков.
Благодаря знаменитым гостям и атрибутам сладкой жизни каждый выпуск «Дневника Хача» приносит создателю пять-шесть тысяч долларов, а второй канал «Склад Чайки», где публикуются не вошедшие в основные ролики материалы, — семь-восемь тысяч долларов ежемесячно. Но основной доход Сардаров получает с интегрированной в выпуски рекламы, приносящей ему по 400 тысяч рублей. «Так как я сейчас в тренде, я могу позволить себе дорого продавать», — объясняет он.
Некоторые блогеры приписывают вирусную популярность канала выдающейся внешности бывшей девушки блогера Екатерины Шмаковой, чья грудь не раз появлялась на заставках роликов, однако сам Амиран сравнивает проект с культовым американским сериалом «Друзья».
«"Дневник Хача" — это проект целой компании. У каждого зрителя есть свой любимый персонаж: у некоторых это Катя, у других Рома. Если кого-то из них убрать с канала, зрители расстроятся», —уверен Сардаров.
Несмотря на любовь зрителей и крепкую дружбу с Амираном, в конце июля от «Дневника Хача» отделились бритоголовые весельчаки с псевдонимами Близнецы, Coach Alik, Росомаха, Мулат и Петруха, а также девушка с ником Шмупсик, которые организовывают свой YouTube-канал «The Братья», на котором начинают выпускать авторские влоги.
За семь месяцев позитивным блогерам, занимающимся дурачеством на камеру, съемкой постоянных выездов за границу, тусовок и пышногрудых девиц, удалось набрать более 315 тысяч подписчиков и выйти на заработок в три тысячи долларов в месяц.
Смех, известная личность, смех, женская грудь, смех, популярный музыкант, дурачество, смех, женская попа, смех — примерно так выглядит превью каждого ролика «The Братьев». «Мы так живем», — гласит слоган канала.
При этом участники коллектива неплохо зарабатывают и без YouTube. Так, Росомаха (настоящее имя Роман Демченко) работает ведущим утренней программы «Настроение» на канале «ТВ ЦЕНТР», Близнецы (Максим и Артем Цыгановы) подрабатывают танцорами у популярных исполнителей и организуют праздники, а Coach Alik (Алик Бигаев) учит боксу кинозвезд и музыкантов лейбла Black Star.
Невзирая на множество знаменитостей в кадре и кликбейтных названий роликов вроде «Серебряная кнопка YouTube. Фитнес-булки с Дашей. Сноуборд по-деревенски. Антинаркотический лагерь» и «Егор Крид против Алика. Золотой граммофон. Dj Smash. Виагра» блогерам пока не удается достичь вирусной популярности Сардарова. С другой стороны, они вдохновили многих взяться за камеры, чтобы рассказывать интернет-сообществу о своем времяпрепровождении.
«Братьями» наверняка вдохновлялась и создавшая свой канал «Счастливый Кабан» 23-летняя Александра Кабаева, до этого не раз светившаяся в выпусках «Дневника Хача». Бывшая танцовщица Soho Rooms мгновенно переквалифицировалась в популярного блогера, рассказывающего о своих татуировках, тусовках, машине, увеличении груди, пластике лица и дружбе с бывшей участницей телепроекта «Дом-2» по кличке Мексика.
Не стесняющаяся матерных выражений полуголая девица привлекла внимание многих пользователей сети: за шесть месяцев на ее канал подписалось более 150 тысяч человек, а на Instagram-аккаунт — более 370 тысяч.
В декабре 2016 года Кабаева вышла замуж за популярного российского спортсмена, трехкратного чемпиона мира по кикбоксингу Александра Липового. «Мы не могли подумать, что Саша кому-то будет нужна. Она вела легкий и доступный образ жизни, а тут нашелся Саша [Липовой], который повелся», — с завистью отмечали подруги Счастливого Кабана.
Схема «смотрите, как круто я живу» действует не только в случае с выходцами из «Дневника Хача». Так, Влад Литвинов, известный под псевдонимом «Селеба из гетто», за 11 месяцев набрал более 79 тысяч подписчиков, снимая на камеру так называемую «жизнь московского мажора». «Вас ждут звезды шоу-биза, крутые тачки, голые девочки, дорогие заведения и многое другое! Открою занавес московской жизни», — заявляет Литвинов.
Судя по всему, чтобы стать популярным блогером, сегодня не нужно организовывать YouTube-конвенции, обсуждать Шекспира или, не дай бог, призывать подписчиков вступать в литературные клубы. Для привлечения поклонников достаточно нанять пару-тройку пышногрудых моделей, привести их на модную тусовку, включить музыку погромче и назвать ролик «Тверк близняшек. Повелась на Lamborghini».