Еще несколько месяцев назад никто не сомневался, что на грядущих парламентских выборах в Германии безоговорочную победу одержит Ангела Меркель и возглавляемый ею блок ХДС/ХСС. Но после того как СДПГ возглавил Мартин Шульц, шансы Меркель стать канцлером четвертый раз подряд тают с каждым днем. Согласно соцопросам, сегодня Шульц уступает своей конкурентке всего один-два процента. Успеху Шульца не помешало даже то, что у него нет аттестата зрелости, а в молодости были серьезные проблемы с алкоголем.
«Его приход стал своего рода виагрой для Социал-демократической партии Германии, которая в течение десятилетий не могла выиграть выборы. Все это время, будучи младшими партнерами партии Меркель ХДС и частью "большой коалиции" (в 2005-2009 годах и с 2013-го по настоящее время), социал-демократам оставалось лишь беспомощно наблюдать, как Меркель модернизировала свою партию, делая ее более центристской и тем самым привлекая левый электорат», — так описывает The Washington Post происходящее в немецкой политике после того, как СДПГ возглавил бывший председатель Европарламента Мартин Шульц.
Шульц вступил в предвыборную гонку в конце января и всего за месяц смог поднять рейтинг своей партии на 10 пунктов. По данным некоторых опросов общественного мнения, он не только наступает на пятки Меркель, но и обходит ее. Как пишут немецкие СМИ, если бы выборы проходили сегодня, социал-демократы получили бы 32 процента голосов, в то время как христианские демократы Меркель — 31 процент. При этом 50 процентов немцев предпочли бы видеть Шульца в кресле канцлера, и лишь 39 процентов граждан ФРГ хотели бы, чтобы этот пост сохранила за собой нынешний глава правительства.
После отставки Герхарда Шредера и до прихода Шульца в СДПГ фактически не было харизматичных лидеров. Самым популярным политиком среди социал-демократов считался Франк-Вальтер Штайнмайер, однако, проиграв Меркель в 2009-м, он зарекся впредь бороться за кресло канцлера. Председатель социал-демократов Зигмар Габриэль был крайне непопулярен у избирателей и вселял в них тоску. Как пишет Deutsche Welle, еще в начале этого года любой результат, превышающий 25 процентов, расценивался бы в СДПГ как сенсация. При нынешнем лидере у социал-демократов появились реальные шансы в четвертый раз после Вилли Брандта, Гельмута Шмидта и Герхарда Шредера посадить в кресло канцлера своего представителя.
«Шульц — великолепный оратор. Он объясняет все очень умно, эмоционально, с рейнским юмором, к тому же всегда подкрепляет свои высказывания историческими фактами. Иногда он говорит очень громко и резко», — описывает политика Die Welt.
«Мартин может "зажечь" слушателей, да что там — он даже способен убедить монашку уйти из монастыря!» — говорит о нем ближайший друг социал-демократ Ахим Гроссманн (Achim Grossmann).
Нынешний лидер СДПГ, как пишет газета Süddeutsche Zeitung, «политически правильный популист», главный слоган его кампании — MEGA (Make Europe Great Again — «Сделаем Европу снова великой»). «В отличие от последнего социал-демократического канцлера Герхарда Шредера, который носил костюмы от Brioni и любил кубинские сигары, седой и несколько помятый 61-летний Шульц похож на классического социал-демократа», — описывает политика The Washington Post.
У Мартина Шульца нетипичная для политика биография. Будущий лидер СДПГ родился в маленькой деревне (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) в семье полицейского и домохозяйки. В школе он дважды оставался на второй год и в итоге покинул учебное заведение, так и не получив аттестата зрелости. «Я был не очень хорошим учеником», — признается Шульц. Одной из причин плохой успеваемости будущего политика было увлечение футболом.
«Я был просто помешан на футболе в то время. Моей Библией стал журнал Kicker, богом для меня был Вольфганг Оверат (немецкий полузащитник, чемпион мира 1974 года — прим. «Ленты.ру»)», — рассказывал как-то Шульц. Однако с карьерой профессионального спортсмена ему пришлось распрощаться из-за серьезной травмы колена. Тогда он пристрастился к спиртному. По словам Шульца, с 18 до 24 лет он фактически не расставался с бутылкой. Завязать с алкоголем раз и навсегда ему помог родной брат, по профессии врач. После этого его карьера пошла в гору. В 1982 году он открыл «Книжный магазин Мартина Шульца», потом стал бургомистром немецкого города Вюрзелен, а после — депутатом европейского парламента и его председателем.
Немцы уважают Шульца — примерного семьянина, отца двоих детей. Их восхищение вызывает и то, что он смог в совершенстве овладеть пятью иностранными языками: английским, французским, испанским, голландским и итальянским, а также побороть пристрастие к алкоголю, открыто признавшись в этом и предостерегая молодежь.
Что конкретно Шульц предлагает своим избирателям и чем это отличается от взглядов Меркель — пока сказать сложно: в ближайшее время СДПГ предстоит определиться со своей программой. Известно лишь, что бывший глава Европарламента призывает реформировать ЕС и вернуться к истинным ценностям социал-демократов, обещает устранить неравенство в немецком обществе, предлагает продлить пособие по безработице для пожилых сотрудников до 48 месяцев и повысить пенсии.
В настоящее время социал-демократы в Европе переживают не лучшие времена. Немцы упрекают СДПГ в том, что она становится копией партии Меркель: позиции представителей «большой коалиции» фактически совпадают в том, что касается миграционной политики Берлина, вопросов национальной безопасности, противодействия терроризму и отношений с Россией.
Еще на посту главы Европарламента Шульц неоднократно упрекал Москву в дестабилизации международной обстановки и выступал за сохранение санкций. «Пока минские соглашения не выполнены в полной мере, ограничительные меры снимать нельзя», — вторит Меркель ее главный политический противник.
Немецкие СМИ не исключают, что эйфория от включения Шульца в предвыборную гонку быстро пройдет. Убежденному «европейцу», социал-демократу, более 20 лет прожившему за пределами Германии, не так просто освоиться в немецкой политике. Пока на руку ему играет падение рейтинга ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), а также то, что он может смело критиковать Меркель, так как лично не несет ответственности за решения «большой коалиции»: на протяжении всего времени ее пребывания у власти он работал в Брюсселе.
В том случае, если высокие рейтинги Шульца не обрушатся до голосования 24 сентября и если СДПГ и блок ХДС/ХСС наберут примерно равное количество голосов, им придется формировать коалицию. Пока социал-демократы выступают категорически против альянса с христианскими демократами, предпочитая получить большинство в бундестаге, объединившись с «левыми» и «зелеными».
Политологи воздерживаются от долгосрочных прогнозов, но сходятся в одном: нынешняя предвыборная кампания в Германии будет одной из самых интересных за последнее время.