В начале июля второй корабль ближней морской зоны (Littoral Combat Ship, LCS) ВМС США "Индепенденс" вышел на заводские ходовые испытания. Торжественное мероприятие не обошлось без казуса - первый выход корабля в море был намечен на 30 июня, но находившийся на борту экипаж услышал странный шум в силовых установках, из-за чего начало испытаний перенесли на сутки. Но и на следующий день корабль не покинул порт, несмотря на заверения представителя подрядчика – компании General Dynamics. Какие технические проблемы сдвинули испытания "Индепенденс", остается только догадываться. В General Dynamics объяснить подробности задержки отказались. Однако этот проект, на который американский флот пока еще делает большую ставку, нельзя оставить без внимания.
Корабли ближней морской зоны, которые создаются в рамках программы Littoral Combat Ship, сегодня претендуют на звание самых универсальных, хотя основным их предназначением все же называют защиту от пиратства, терроризма, диверсий и прочих асимметричных угроз. Как говорится в докладе Центра стратегических и бюджетных оценок США (Center for Strategic and Budgetary Assessments, CSBA), обнародованном на начальном этапе проекта LCS, эти корабли могут кардинально изменить тактику американского флота в современном бою.
Согласно концепции, LCS должны за короткий промежуток времени трансформироваться для выполнения самых разнообразных задач. Причем, как отмечается в докладе CSBA, подготовка к операциям не должна занимать более четырех суток, включая время испытаний боевых систем и проверки подготовленности экипажей. Данные характеристики являются беспрецедентными для военно-морских сил любой из стран мира.
Концепцию корабля ближней морской зоны в свое время сформулировал командующий ВМС США Гордон Ингланд (Gordon R. England). По его словам, это должны быть "небольшие, высокоскоростные, маневренные и сравнительно недорогие" корабли. Но одной из главных задач, стоявших перед разработчиками, была именно многопрофильность. Все эти установки вроде бы были выполнены, хотя стоимость работ, как это нередко случалось в истории оборонной промышленности США, оказалось куда больше изначально спланированной.
Сегодня LCS позиционируются как корабли, которые можно применять для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, для разминирования, разведки и патрулирования, для защиты прибрежных регионов, спецопераций, доставки грузов и других задач. Модульный дизайн позволяет трансформировать их, например, в минный тральщик или десантный корабль, габариты и характеристики которых, на первый взгляд, значительно отличаются.
Проект Littoral Combat Ship можно назвать уникальным еще и потому, что в объявленном тендере на их разработку оказались сразу два победителя. Но, в конечном счете, Пентагону предстоит выбрать лишь один проект.
Победитель окончательного состязания сможет построить два корабля, помимо уже заказанных, а проигравший - лишь один, хотя всего ВМС США планируют приобрести до 55 кораблей типа LSC, которые рассматривают как замену не совсем удачным фрегатам типа Oliver Hazard Perry и минным тральщикам типа Avenger.
В 2004 году свои предложения ВМС США представили сразу три оборонных корпорации - Lockheed Martin, General Dynamics и Raytheon. Контракты на строительство четырех кораблей получили два первых претендента. При этом представленные ими проекты кардинально отличаются друг от друга и по внешнему виду, и по концепции.
Lockheed Martin представила на конкурс проект LCS, первый из которых впоследствии получил имя "Фридом". Это стальной однокорпусный корабль с алюминиевой надстройкой длиной 115,3 метра, шириной 17,5 метра и водоизмещением около 3000 тонн, который способен развивать максимальную скорость до 45 узлов. На борту такого корабля могут базироваться один или два многоцелевых вертолета SH-60 Sea Hawk, а также три беспилотных вертолета MQ-8 Fire Scout.
В варианте General Dynamics получился LCS, представляющий собой построенный из алюминия трехкорпусный корабль, который также называют тримараном. Его длина составляет 127,8 метра, ширина - около 30 метров, водоизмещение около 2600 тонн, а скорость - до 45 узлов. На борту могут находиться такие же вертолеты и беспилотные летательные аппараты, как и на LCS "Фридом".
Строительство корабля разработки Lockheed Martin, который был заложен в июне 2005 года и сдан американскому флоту в сентябре 2008 года, также не обошлось без неприятностей. В апреле 2008 года, сообщая о спуске корабля на воду, газета The New York Times опубликовала критическую статью, в которой рассказала про реальную цену, которую пришлось заплатить американским налогоплательщикам за "недорогие" корабли, а также про то, каким образом они создавались.
Официальные источники не разглашали стоимость проекта, однако, по данным The New York Times, первый LCS уже на тот момент более чем в два раза превысил изначальную смету, которая выросла до 531 миллиона долларов. При этом, как отмечала газета, на завершение строительства корабля, по некоторым расчетам, было необходимо еще около 100 миллионов долларов.
Указанные суммы делают корабли прибрежной морской зоны фактически сопоставимыми по стоимости с некоторыми другими боевыми кораблями, что противоречит самой концепции проекта. Для сравнения, 52 фрегата типа Oliver Hazard Perry, согласно официальным данным, обошлись бюджету США в 10 миллиардов долларов, тогда как примерно такое же количество LCS будет стоить в три раза больше.
Но превышение бюджета, по данным американских журналистов, стало не единственной проблемой амбициозного проекта. Желание военных построить новые корабли как можно быстрее и дешевле, а также соревновательная гонка между двумя корпорациями стали причинами многочисленных конструкторских недоработок.
"Стремясь побыстрее спустить на воду корабли, ВМС и подрядчики переделывали их дизайн и строили одновременно, - пишет The New York Times. - Это похоже на строительство офисного здания, параллельно с которым переделываются его чертежи".
Еще одной странностью во всей этой истории может показаться и то, что строительством первого LCS занялась корпорация Lockheed Martin, которая ранее вообще не имела опыта создания боевых кораблей для ВМС. Однако это соответствовало политике Пентагона, который позволяет крупным оборонным компаниям реализовывать комплексные проекты при минимальном контроле со стороны правительства. Для того, чтобы компенсировать недостаток опыта, как подчеркивает The New York Times, Lockheed Martin пришлось скооперироваться с фирмой Gibbs & Cox, а также двумя судостроительными компаниями - Marinette Marine и Bollinger.
Вдобавок к этому стоит отметить, что сама принципиально новая концепция создания кораблей, которые могли бы заменить в прибрежной зоне целый ряд более узкоспециализированных аналогов, вызывает сомнения специалистов. Конечно, на первый взгляд может показаться, что так и проще, и удобнее, и дешевле, однако в реальности получается, что создание одного "суперкорабля" обходится едва ли не дороже, чем нескольких обычных.
Что именно ожидает в будущем проект Littoral Combat Ship, сказать сложно. Вполне вероятно, что испытания кораблей выявят или уже выявили очередные недочеты, которые в спешке допустили конструкторы. Да и финансовый вопрос, что не секрет, стал для Вашингтона более актуальным, чем, к примеру, год назад. Согласится ли американское правительство в таких условиях выделить около 30 миллиардов долларов на строительство более полусотни кораблей, созданных второпях и при сомнительных обстоятельствах - весьма спорный вопрос.