Свалки, вырубка зеленых насаждений, пыльные улицы, загрязненный воздух, дикие пробки в центре города — такой запомнилась Москва середины 1990-х — начала 2000-х годов ее жителям. Все это воспринималось как нечто неизбежное — что еще ждать от большого города? Однако в последнее время экологическая обстановка в столице постепенно меняется. «Лента.ру» выясняла, много ли надо, чтобы дышать в столице стало легче.
В декабре 2016 года на Госсовете «Об экологическом развитии России в интересах будущих поколений» президент Владимир Путин говорил о необходимости модернизации технологических процессов, мониторинга состояния окружающей среды и содействия общественным экологическим организациям. Он обозначил основной вопрос, который необходимо решить: достичь кардинального снижения выброса вредных веществ в атмосферу и их сбросов в водоемы и почву.
Но несмотря на то, что 2017 год был объявлен президентом Годом экологии, завершившаяся зима не дает много поводов для оптимизма. Как отмечает Андрей Нагибин, председатель правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», пока значительной активности бизнеса и местных властей в деле защиты окружающей среды не наблюдается, хотя планы на уровне регионов были утверждены еще 2016 году. «Создается впечатление, что все опять ждут какую-то дополнительную отмашку сверху», — сетует он.
Тем не менее такая ситуация, к счастью, наблюдается не во всех регионах. Согласно «Экологическому рейтингу субъектов РФ», составленному «Зеленым патрулем», одну из лидирующих позиций занимают Москва и Санкт-Петербург. По словам Романа Пукалова, директора природоохранных программ этой организации, в обеих столицах многое делалось для улучшения качества воздуха и благоустройства территорий. Помимо этого, Москва вошла в тройку лидеров рейтинга экологического управления за 2015 год, составленного по поручению главы Минприроды Сергея Донского.
В 2016 году, по словам руководителя Департамента природопользования Москвы Антона Кульбачевского, Москва сохранила свой статус самого озелененного города. Москвичи хорошо помнят, как в течение всего лета и осени прошлого года город бился за это место. На более чем 30 улицах было высажено свыше трех тысяч деревьев — лип, вязов, рябины, каштанов, дубов, кленов — хотя изначально предполагалось высадить 2875. На Тверскую вернулась липовая аллея, вырубленная в 1990-е, было проведено озеленение Нового Арбата и многих других улиц.
В городе действительно стало чище. Улицы убирает современная техника, снег вывозится своевременно, улучшается качество газонов. Благодаря этому удалось снизить загрязнение воздуха — уменьшить содержание взвешенных частиц, одного из приоритетных загрязнителей, по данным ВОЗ.
В связи с этим Кульбачевский отметил, что экологическое благоустройство города не должно сводиться к визуальному эффекту, назвав декоративные газоны «зелеными пустынями». Он подчеркнул необходимость поддержки природных ландшафтов, которые могут быть не менее привлекательными, чем искусственные — ведь содержать их существенно экономичнее, благодаря естественным механизмам самовосстановления. Собственно, в большинстве московских дворов и маленьких сквериков долгие годы были именно такие ландшафты. Там произрастали те виды растений, которым комфортно в этих условиях. Бездумное увлечение декоративными газонами привело к тому, что в тенистых местах солнцелюбивая трава просто не приживалась, и раз в два года ее приходилось пересевать.
Москва постепенно преодолевает проблему постоянно растущего автопарка. Несомненно, не каждому водителю нравятся изменения, произошедшие в организации дорожного движения, но они эффективны, о чем говорит, в том числе и зарубежный опыт. Расширение зон платной парковки и сужение полос, так не нравящиеся автолюбителям, принесли положительные результаты в плане экологии. За пять лет среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ — оксида азота и оксида углерода — снизились в 2-2,2 раза. Позитивная динамика этих показателей превзошла ожидания, что позволяет говорить об успехе реформы московской транспортной политики.
Кульбачевский отметил снижение содержания нефтепродуктов в воде самого проблемного участка реки Москвы. Основная причина тому — масштабная реконструкция очистных сооружений города.
Предприятия теплоэнергетики, дающие 50 процентов всех выбросов московской промышленности в атмосферу, также показали хорошую динамику. За счет введения современных мощностей и мер по энергосбережению Мосэнерго удалось сократить выбросы на 30 процентов.
Любой НПЗ в мире неизбежно влияет на окружающую среду, воздействуя на воздух, почву и водоемы. Современные технологии позволяют минимизировать такое воздействие. Благодаря этому в Европе, например, в Вене и Роттердаме, НПЗ остаются неотъемлемой частью мегаполисов.
В московском правительстве уверяют, что точно такие применяют и в Капотне. Благодаря их внедрению в период с 2011 по 2015 годы предприятию удалось снизить вредные выбросы в атмосферу на 36 процентов, а негативное воздействие на окружающую среду в целом — на 50 процентов. Установка современных очистных сооружений и демонтаж старых повысили степень очистки сточных вод до 95 процентов.
Переход в 2013 году завода на выпуск топлива экологического класса Евро-5 также положительный сказался на экологии Москвы. Дело в том, что 90 процентов загрязняющих воздух выбросов производит автотранспорт. Поскольку доля топлива МНПЗ на рынке столичного региона составляет треть, то повышение его качества позволило существенно снизить объем этих выбросов.
На этом, впрочем, предприятие останавливаться не собирается. С начала 2017 года на МНПЗ ведутся работы по реконструкции установки каталитического крекинга и первичной обработки нефти.
Завершается строительства очистных сооружений проекта «Биосфера». Они вводятся в эксплуатацию осенью и позволят повысить эффективность очистки сточных вод до 99 процентов. Помимо этого, в 2017 году заработает установка очистки сернисто-щелочных стоков.
И все же, несмотря на все достижения последних лет, экологическая ситуация в Москве далека от идеала. Дальнейшему улучшению окружающей среды мегаполиса призвана способствовать программа департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы до 2030 года.
Основных направлений работы три: транспорт, предприятия и работа с экологическим сознанием населения.
С 1 января 2016 года в Москве введен запрет на оборот топлива ниже класса Евро-5, однако это лишь часть проблемы. Основной объем вредных веществ дают машины, стоящие в пробках. Поэтому в рамках долгосрочной стратегии власти сосредоточатся на дальнейшем уменьшении количества автомобилей на городских улицах и расширении зон платных парковок, а также увеличении числа велодорожек.
Что касается промышленности, то в Москве останутся только те компании, которые готовы модернизировать свое производство и приводить его в соответствие с экологическими нормами.
Приоритетом будет и развитие системы контроля над состоянием окружающей среды. В столице уже действует более 50 стационарных постов для наблюдения за качеством воздуха, и их число будет расти. Расширится и система мониторинга промышленных предприятий, на многих из которых уже проводятся регулярные замеры выбросов вредных веществ.
Помимо этого, граждан будут информировать о состоянии воздуха в зоне влияния заводов с помощью интерактивных экранов — «Экоинформеров». Один из них уже работает в Капотне с 2015 года.
Планируется снижать уровень шумового загрязнения города на линии общественной и жилой застройки, производить восстановление почвенного покрова в промзонах. Существенно уменьшится объем твердых отходов, подлежащих захоронению, благодаря вторичной переработке раздельно собранного и раздельно отсортированного мусора. Снизится энергопотребление во всех секторах — здесь на помощь придут нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.