Тратиться на услуги ЖКХ не любит никто, и это неудивительно: обидно расплачиваться за прошлые ошибки и вчерашние излишества — пролитую воду, сожженные киловатты и уж того хлеще, за отопление летом и ремонт и содержание общедомового имущества.
Автор, например, в соответствии с квитанцией, содержит за свой счет больше 19 квадратных метров подъезда — жаль, неизвестно, где именно они находятся. И можно ли настаивать, чтобы конкретно их содержали получше, мыли почаще, красили в три слоя.
Все это, конечно, смешно, но статистика свидетельствует, что москвичи в 2016 году переплатили за услуги ЖКХ около 62 миллионов рублей (правда, как раз эти деньги удалось вернуть — по выданным Мосжилинспекцией предписаниям управляющие организации провели перерасчет). Как же так выходит и что можно сделать, чтобы платить хотя бы только за свои ошибки и не приплюсовывать к сумме счета за промахи соседа.
Эксперты видят несколько больных мест в системе начисления ЖКХ-платежей и уверены, что их вполне можно «вылечить» или хотя бы уменьшить нанесенный ими ущерб кошельку. Но тут надо быть готовым к тому, что борьба за правду потребует некоторых сил и времени.
Человеку, который особо не разбирается в цифрах, определить, насколько его обманули, очень сложно. Как рассказывает директор по стратегическому развитию ГК «Премьер» Сергей Новиков, на сегодняшний день тарифы все утверждены, но при этом на каждый из них влияют поправочные коэффициенты, в зависимости от характеристик дома и его местоположения. Ко всему этому приплюсовываются постоянные нововведения локальных чиновников. Когда жители, заметив, что переплачивают, приходят с квитанциями в управляющие компании, то чаще всего сотрудники ссылаются на неверное отображение данных приборов учета и компьютерные просчеты.
Как рассказывает генеральный директор управляющей компании «Техстрой» девелоперской группы «Сити-XXI век» Дмитрий Мацкевич, только по квитанции определить переплату нельзя, установить «масштаб бедствия» возможно лишь при наличии в достаточном количестве всей необходимой информации.
Дело в том, что термин «переплата» в данном случае означает, что компания нарушает закон и обманывает потребителей. Актуален только один вопрос — правомерно ли компания применяет тарифы? Если тарифы на жилищные услуги отличны от городской ставки, они должны быть установлены решением общего собрания собственников. В противном случае компания имеет право использовать только городские ставки.
В принципе, тариф на содержание общего имущества должны устанавливать владельцы квартир на общем собрании (то есть автор может настаивать на том, чтобы ее 19 метров подъезда обходились дешевле). Если они этого не сделают, то размер данного тарифа будет определяться органами местного самоуправления. Если дом эксплуатирует управляющая компания, то размер тарифа устанавливается с учетом предложения УК. Срок действия ставки — не менее года. Если плата за год неоднократно возрастает, нужно разбираться в ситуации. Если в доме сформировано ТСЖ или ЖСК, то размер данного тарифа также определяется органами управления в соответствии с уставом ТСЖ или ЖСК.
Возможным решением проблемы, считает Сергей Новиков, является создание субсчета на каждый дом: средства жильцов лежали бы на депозитах и приносили бы им определенный доход, который можно было бы распределять на хозяйские нужды. Жители могли бы сами распоряжаться данными средствами, сами выбирать, необходим ли их жилому комплексу ремонт, благоустройство двора и так далее. Но сегодня все эти вопросы решает УК.
Основные противоречия между УК и жильцами в основном создает вода. Тут, поясняют эксперты, проблем несколько. Основная — счетчики.
«В основном сумма платежа в квитанции за услуги ЖКХ может значительно превышать фактический расход только за подачу горячего и холодного водоснабжения», — говорит юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист» Роман Азатян.
Как он поясняет, если в квартире не установлены индивидуальные приборы учета (счетчики) воды, то начисление платежей происходит в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) лиц. Зачастую бывает так, что один из проживающих выехал из квартиры на длительное время, а счета на него продолжают приходить. Таким образом, возникает переплата. Для того чтобы этого избежать, необходимо уведомлять о выезде управляющую компанию, представив соответствующие документы, доказывающие отъезд и непроживание (билеты, посадочные талоны). Это можно сделать как до отъезда, так и по возвращении. В том случае, если управляющая компания откажет в перерасчете коммунальных услуг, вопрос можно решить через суд.
Если счетчиков нет, то при начислении используется норматив потребления услуги и повышающий коэффициент. Например, для одного человека норма потребления холодной воды составляет почти семь кубических метров, а с января 2017 года действует повышающий коэффициент 1,6, уточняет директор управляющей компании «Пионер-сервис» (ГК «Пионер») Денис Снегов.
Также бывают случаи, когда в квартире установлены счетчики, однако жильцы не сообщают показания более шести месяцев. В этом случае управляющая компания начисляет коммунальные платежи с учетом зарегистрированных лиц, в соответствии с нормативом, а он, в свою очередь, в большинстве случаев значительно превышает реальное потребление воды. Особенно сильно это сказывается на сумме платежа, когда в квартире зарегистрированы несколько человек, говорит Роман Азатян.
Выход из такого положения прост, поясняет юрист: необходимо обратиться в управляющую компанию за перерасчетом, предоставив им показания индивидуальных приборов учета (обычно достаточно предоставить фотографии счетчиков), после чего их внесут в соответствующий акт, на основании которого оформляют перерасчет. Если по каким-то причинам управляющая компания отказывается проводить перерасчет, отстоять свои права можно в судебном порядке.
Цены на коммунальные ресурсы можно проверить в сети интернет. Они утверждаются соответствующими распоряжениями Региональной энергетической комиссии, и управляющая компания не имеет права использовать тарифы, отличные от тех, по которым происходит поставка, добавляет Дмитрий Мацкевич.
Но, как отмечает Денис Снегов, нужно учитывать, что тарифы периодически пересматриваются: обычно это происходит в январе и июле, при этом цены меняются в пределах пяти процентов.
Конечно, самым благодатным временем года для начисления лишнего является зима. Житель явно переплачивает за услуги ЖКХ, когда зимой на улице холодно, а в квартире батареи едва теплые. Таким образом, УК зарабатывает, при этом экономя газ.
Одна из самых распространенных ошибок в начислениях — это расчет платы за отопление по нормативу без учета показаний общедомовых приборов учета. В первый год после того, как проведена установка коллективного счетчика, плата продолжает начисляться по нормативу, потому она уже рассчитывается, исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета.
При этом раз в год должна производиться корректировка платы, исходя из реального объема потребления ресурса. Но не всегда корректировка происходит, жильцы иногда про нее забывают или просто не знают. Если счетчиков общедомовых нет, то в этом случае расчеты идут по нормативам. То есть они выше реальных расходов, поэтому платить приходится больше. Если есть приборы учета, как внутриквартирные, так и общедомовые, то это стимулирует к порядку.
Еще одна схема: ресурсоснабжающие организации замедляют циркуляцию тепла по дому или останавливают, собственник жилья открывает горячую воду и сливает несколько минут, ожидая, когда польется горячая вода. Собственник таким образом перерасходует воду и платит за услугу ненадлежащего качества. Тут можно добиться перерасчета, ведь услуга предоставляется низкого качества или с перерывом.
Легче всего доказать «косяки» УК при ремонте дома. Увы, не всегда компании серьезно подходят к вопросу проведения в доме ремонтных работ. Был случай, когда в многоэтажном доме с плоской крышей УК решила осенью полностью поменять кровлю. Сняли весь кровельный пирог крыши, несмотря на недовольство жильцов. После этого начался сезон дождей, и все квартиры с девятого по пятый этажи затопило. Жители начали подавать в суды, а УК объявила себя банкротом.
Известны также случаи, когда один из жильцов не оплачивает коммунальные услуги, а УК распределяет его долг на всех жителей дома.
Что касается дополнительных услуг, например работы консьержа, охраны коллективных стоянок, использования домофонов, то УК также берет их на себя. В реалиях ответственность за оплату этих услуг лежит и на собственниках. Без решения общего собрания жильцов дополнительные строки не могут появляться в платежах.
И все же, что делать, если ошибки в квитанции — вольно или невольно — прокрадываются постоянно. Тут, считают эксперты, есть несколько вариантов действий. Идеальный путь уже нарисовал Сергей Новиков — создание субсчета на каждый дом.
Также, продолжает эксперт, для каждого дома можно создать единую управляющую систему, которая бы автоматически предоставляла данные по каждой квартире в расчетно-кассовый центр. Установить датчики по работе с отоплением — если зимой температура воды не соответствует норме, то жильцу не придется платить за отопление в данный период времени.
Но это дело не сегодняшнего дня, хотя, конечно, стремиться к лучшему необходимо. Тем же, кто хочет решить проблему с переплатой сегодня, специалисты советуют не сидеть сложа руки, а действовать в соответствии с Жилищным кодексом.
«Если вы заметили какие-либо несоответствия в квитанции, то необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. По закону, управляющая организация должна предоставить информацию об объеме потребленных коммунальных услуг в течение трех рабочих дней. В случае возникновения ошибки в квитанции собственник может направить заявление о перерасчете, на которое УК обязана отреагировать, — поясняет Денис Снегов. — Если с УК вопрос по начислениям решить не удается, нужно обратиться с жалобой в Мосжилинспекцию, которая является основным контролирующим органом в сфере ЖКХ. Заявление с жалобой можно также оставить на порталах мэра и правительства Москвы. В случае, если ответ Мосжилинспекции не удовлетворяет собственника, вопрос уже решается в судебном порядке».
Также, отмечает Сергей Новиков, хороший вариант — это найти новую УК для своего дома, например по рекомендациям жителей соседних домов. А еще можно заключать договоры напрямую с поставщиками услуг, что полностью избавит от мошеннических схем недобросовестных управляющих.