В субботу стало известно об убийстве в СИЗО №5 («Водник») исполнительного директора по контролю качества и надежности госкорпорации «Роскосмос» Владимира Евдокимова. Ему нанесли несколько ножевых ранений, от которых он скончался. Кому была выгодна смерть топ-менеджера госкорпорации, арестованного по делу о хищении десятилетней давности, выясняла «Лента.ру»
Изначально о смерти Евдокимова сообщила член общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева. Позже в Следственном комитете России подтвердили информацию о гибели фигуранта коррупционного расследования и тот факт, что на теле обнаружены следы насильственной смерти.
«По версии следствия, 18 марта 2017 года примерно в 4 часа в камере СИЗО, расположенного по улице Выборгской в Москве, обнаружено тело мужчины 1965 года рождения, арестованного по уголовному делу о мошенничестве. При визуальном осмотре следователи обнаружили на теле потерпевшего два ножевых ранения в области грудной клетки и ранение в области шеи», — сообщается на сайте СКР.
Вскоре сыщики нашли нож, который предположительно стал орудием расправы. Было возбуждено уголовное дело по факту убийства. Как выяснилось, в камере вместе с Евдокимовым находились еще 11 заключенных; сейчас с ними работают следователи.
«Евдокимов был обнаружен мертвым в помещении туалета, которое не попадает в зону обзора камер видеонаблюдения. У него обнаружено несколько ножевых ранений, но неглубоких, что не исключает версию о том, что он мог нанести их себе сам», — сообщил ТАСС источник, знакомый с ситуацией.
Случай расправы в столичном следственном изоляторе — чрезвычайный, но не уникальный. Столичное УФСИН пообещало провести служебную проверку в отношении своих сотрудников.
Евдокимов был помещен в СИЗО №5 в декабре прошлого года в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве с недвижимостью Российской самолетостроительной корпорации «МиГ».
В суде он просил не заключать его под стражу, так как скрываться он не намерен и сотрудничает со следствием. Защита настаивала на освобождении под залог в 30 миллионов рублей, но судья прислушался к мнению следователя.
Вместе с Евдокимовым по делу проходил бывший директор компании «Научно-технический центр» Александр Золин. Как писал «Коммерсант», следователи считают, что предполагаемые сообщники с 2007-го по 2009 год через подконтрольные им фирмы приобрели права на госимущество «РСК МиГ», стоимость которого оценивалась в 200 миллионов рублей.
Ни Золин, ни Евдокимов своей вины не признали.
Стоит напомнить, что это расследование было частью более крупного дела о хищениях в «РСК МиГ». По версии следствия, в начале нулевых Алексей Озеров (бывший замглавы «МиГ-Рост» — дочерней компании «РСК МиГ») вместе с заместителем генерального директора ПАО «Туполев» Егором Носковым, Борисом Свиридовым и бывшим заместителем генерального директора ОАО «Вертолетная сервисная компания» Алексеем Андреевым незаконно заполучили больше двух гектаров с тремя зданиями корпорации на Ходынском поле (общая площадь помещений — около 16 тысяч квадратных метров).
Позже строения были отремонтированы и сдавались в аренду. Также в расследовании фигурирует брат Носкова — Аким, бывший гендиректор «Вертолетной сервисной компании». Он и Андреев сейчас находятся в международном розыске.
Источник «Интерфакс» предполагает, что мотивом убийства могли послужить возможные свидетельские показания, которые Евдокимов мог дать в отношении неустановленных лиц. Собеседник агентства подчеркнул, что речь не идет о нарушениях в ракетно-космической отрасли.
«Недоброжелатели опасались, что Евдокимов может назвать их имена в ходе сотрудничества со следствием и раскрыть их преступные схемы», — добавил источник.
Другой источник утверждает, что Евдокимов мог быть весьма полезен следствию именно в ходе расследования хищений при выплатах вознаграждений сторонним компаниям за использование комплектующих для систем управления и ракетоносителей.
Напомним: по данным источников РЕН ТВ, изготовление и поставка комплектующих существовали только на бумаге, на самом же деле все работы выполнялись предприятиями «Роскосмоса». При этом структуры корпорации переводили на счета фирм-посредников деньги, которые затем обналичивались и похищались.
В рамках этого расследования 2 декабря прошли обыски на Заводе ракетно-космического приборостроения (входит в «Российские космические системы»).
Завод выпускает оборудование для ракет-носителей «Союз-2», космических кораблей «Прогресс-М» и «Союз-ТМА». Визит правоохранителей на предприятие связан с махинациями при поставках комплектующих в РКС, являющихся дочерней структурой «Роскосмоса».
Версия о конфликте между сокамерниками рассматривается, но маловероятна, сообщил «Ленте.ру» бывший сотрудник тюремного ведомства, так как убийство человека в изоляторе требует санкции так называемых воров в законе, отвечающих за порядок в конкретном СИЗО или колонии.
Кроме того, сокамерники Евдокимова были преимущественно людьми, далекими от блатного уголовного мира.«С ним в изоляторе находились в основном подозреваемые и обвиняемые по экономическим преступлениям», — сообщила «Ленте.ру» правозащитник Ева Меркачева, выезжавшая на место событий. По ее словам, Евдокимов жаловался на боли в плече, его осматривали врачи, но претензий к другим арестантам он не высказывал.
«Все наши мысли сегодня — с семьей Владимира и его детьми. Безусловно, будем настаивать на выяснении всех обстоятельств его гибели и всестороннем расследовании дела», — прокомментировал трагедию гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров.
Комаров предпринимал попытки облегчить судьбу своего подчиненного сразу после его ареста. 26 декабря прошлого года он через адвоката Евдокимова обратился в Мосгорсуд с просьбой изменить меру пресечения топ-менеджеру.