Россия
00:04, 19 марта 2017

Лезут на стену Кто и как охраняет кремлевские башни

Татьяна Меликян
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Фотография плаката, якобы вывешенного феминистками на Угловой Арсенальной башне Кремля, не вызвала особого резонанса, потому что всякий, кто бывал на территории Кремля (будь то турист или журналист), знает: невозможно пройти к башне и забраться на нее. Московская крепость во все времена хорошо охранялась и оставалась не разгаданной до конца загадкой. Впрочем, несмотря на службу Роты гренадер, дозор Комитета госбезопасности (КГБ), работу Федеральной службы охраны (ФСО) и полеты пернатых бойцов, и здесь случались эксцессы. О том, кто и как охранял Кремль, рассказывает «Лента.ру».

Этого быть не могло, потому что не могло быть никогда

Датчики, камеры, сигнализация, расставленные всюду сотрудники ФСО — общеизвестно, что Кремль находится под строгой охраной. Но с Арсенальной башней все еще сложнее.

Самая могучая, она имела особое значение в обороне Кремля. Высота стен московской цитадели варьируется от 6,5 до 19 метров, а высота Арсенальной башни — 60 метров. Ее фундамент уходит глубоко под землю, внутри — колодец. Одновременно с возведением башни в конце XV века был сооружен подземный ход, ведущий… никто теперь не скажет куда. Потому что в начале XVIII века его заблокировало здание Арсенала (его заложил Петр I в 1701 году). Арсенал также полностью блокирует подход к башне с внутренней стороны Кремля. Сейчас в нем дислоцируется подразделение Президентского полка, вход строго воспрещен.

Случалось ли кому-то в недавнем прошлом «покорить» башни Кремля? Сотрудники ФСО даже саму мысль об этом называют абсурдной.

Впрочем, случались некоторые довольно безобидные истории. В ноябре 2014 года два молодых человека попытались вскарабкаться на крышу служебного помещения — бюро пропусков рядом со Спасской башней — и были задержаны правоохранительными органами. Студенты собирались полезть дальше, на леса реставрируемой Спасской башни, но не успели. В августе 2010 года в Александровском саду с Кремлевской стены сняли сильно пьяного гражданина, пытавшегося через нее перелезть.

Но бывали и по-настоящему опасные и трагичные случаи. Правда, не в Кремле, а у его стен.

Два обстрела и подрыв

22 января 1969 года младший лейтенант Виктор Ильин, переодевшись в чужую милицейскую форму, внедрился в оцепление у Боровицких ворот. Он поджидал кортеж генсека. В тот день Леонид Ильич Брежнев встречал экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», прибывшие в Москву. В Кремле космонавтам должны были вручать ордена, кортеж из нескольких правительственных лимузинов следовал к Боровицким воротам. И тут раздались выстрелы. Ильин стрелял сразу из двух пистолетов и успел выпустить восемь пуль. Он метил во вторую машину кортежа, в которой, как он рассчитывал, должен был находиться генеральный секретарь. Но в машине были космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой, внешне слегка походивший на Брежнева. В итоге Ильин убил водителя Илью Жаркова и ранил несколько человек. Брежнев ехал в третьей машине кортежа и не пострадал. Суд признал Ильина сумасшедшим, он провел в психиатрических больницах около 20 лет.

Это был не первый случай обстрела машин. 6 ноября 1942 года спрятавшийся на Лобном месте Красной площади Савелий Дмитриев открыл стрельбу по правительственной машине, выехавшей из Спасских ворот. Он успел сделать несколько выстрелов из винтовки, но никто не пострадал. К месту происшествия бросились сотрудники Управления коменданта Московского Кремля. На следствии Дмитриев говорил, что принял машину наркома внешней торговли Анастаса Микояна за машину Иосифа Сталина. То ли он хотел отомстить за отца-священника, то ли был психически болен... В 1950 году по приговору суда Дмитриева расстреляли.

И, пожалуй, самый известный случай. 4 февраля 1905 года у Никольской башни в собственной карете от взрыва погиб великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, пятый сын императора Александра II. Погиб и кучер великого князя Андрей Рудинкин. Личность убийцы хорошо известна: это был член боевой организации партии эсеров Иван Каляев. В 1905 году его повесили в Шлиссельбургской крепости.

Внуково вместо Кремля

Несмотря на то что чрезвычайные ситуации снаружи и внутри главной московской крепости складывались нечасто, Федеральная служба охраны регулярно проводит учения по пресечению попыток незаконного проникновения в Кремль. Прошлой осенью, например, отрабатывалась методика борьбы с несанкционированными полетами беспилотников, а также способы обнаружения и ликвидации средств террористической деятельности.

Как раз полеты беспилотников могли стать причиной сбоев в работе GPS: с недавних пор на территории Кремля навигаторы и спутниковые карты показывают изумленному пользователю, что тот находится не в центре Москвы, а в аэропорту Внуково.

В Федеральной службе охраны эти особенности навигации не комментируют. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о возможной работе «глушилок», сослался на требования безопасности. Впрочем, журналисты, освещающие работу главы государства, заметили, что такие сбои в системе навигации происходят не только в Кремле, но и в других местах, которые посещает Владимир Путин.

Высказывались предположения, что на территории Кремля расположен специальный комплекс, который, возможно, призван защищать территорию не только от вторжения беспилотников, но и от оружия, ориентирующегося на данные GPS.

Но путаница в навигации — дело обычное для Кремля, здесь издавна напускали туману.

Секретный охранный объект

Примечательно, что сегодня нет ни одного документа о строительстве стен и башен Кремля — все планы цитадели составляли высшую государственную тайну. Возводившийся как крепость, Кремль всегда был загадкой для вражеских лазутчиков.

Столетие за столетием они пытались составить его планы. Самый подробный удалось сделать шведам во времена царя Алексея Михайловича. И даже после того, как официальная столица была перенесена в Санкт-Петербург, сердце Москвы хорошо охранялось.

Советник директора Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук, профессор Сергей Девятов в беседе с «Лентой.ру» напоминает, что статус Первопрестольной Москва не теряла никогда, императоры продолжали здесь жить и после переноса столицы. К примеру, Анна Иоанновна, любившая погостить в Кремле, построила деревянный дворец (его потом перенесли на Яузу, в Лефортово, где любившей охоту императрице было куда интереснее). Екатерина Вторая, еще не будучи самодержицей, жила в Большом Кремлевском дворце.

Для посторонних здание дворца, само собой, всегда было закрыто, как были закрыты и Малый Николаевский дворец, и Оружейная палата (тогда она не имела статуса музея, а была хранилищем царских драгоценностей и посольских даров).

В Кремль можно было попасть через Спасские и Никольские ворота, пройти к двум монастырям — Чудову и Вознесенскому, но внутрь обителей чужие не допускались. «А просто погулять по Кремлю было можно, даже залезть на третий ярус Ивана Великого», — напоминает Девятов.

От гренадер до призывников

В 1849 году благодаря императору Николаю Первому в Москве появилась Рота дворцовых гренадер. Изначально они были откомандированы в Первопрестольную из Санкт-Петербурга, да так и остались для охраны царских покоев и парадных залов в Кремлевском дворце. Службу в Роте несли только ветераны, прошедшие боевые действия «в пороховом дыму, под градом пуль и гибельной картечи». Последним командиром кремлевских гренадер был Николай Гантимуров.

После революции на смену гренадерам на некоторое время пришли латышские стрелки, а затем и Школа красных командиров. В 1935 году школа была выведена с территории Кремля, задачи по охране переданы Батальону особого назначения, затем реорганизованному в полк специального назначения. Сейчас по брусчатке отбивает шаг Президентский полк.

После переезда руководителей Советского государства в Кремль в 1918 году охрана крепости осуществлялась Комендатурой Московского Кремля. До января 1936 года она не входила в систему органов безопасности и подчинялась военному ведомству — на правах сектора Московского военного округа. Затем Управление Коменданта Кремля вошло в состав НКВД, а после 1959 года было включено в структуру 9-го Управления Комитета госбезопасности. В наши дни Кремль стережет Федеральная служба охраны.

Президентский полк

Президентский полк принимает участие во всех торжественных церемониях. Служащие полка стоят в почетном карауле у могилы Неизвестного Солдата и мавзолея Ленина, они — визитная карточка Кремля, поэтому их внешнему виду уделяется пристальное внимание. Например, подготовка обуви Почетного караула по внутренним правилам проходит в семь этапов, которые растягиваются почти на сутки.

Руководство полка держит в секрете и количество вооружения, и численность подразделения, ссылаясь на военную тайну. В Президентском полку есть водители, химики, тыловики, санитары и другие специалисты. К общевойсковой подготовке добавлены специальные психологические дисциплины, чтобы охраняющий Кремль солдат мог отличить заблудившегося туриста от невменяемого человека.

Отбор в Президентский полк строгий, требования к кандидатам очень высокие, в том числе к их внешним данным, росту, выносливости. Зоркость — 0,7 на оба глаза, слух — восприятие шепотной речи на расстоянии не менее шести метров на оба уха. А вот знания иностранных языков почему-то не требуется — даже для тех, кто стоит у Кутафьей башни, встречая туристов. Зато приветствуются занятия восточными единоборствами: растяжка пригодится для того, чтобы высоко поднимать ногу, чеканя шаг.

Интересно, что при наборе в полк приоритет отдается тем, кто живет дальше от Кремля, поэтому в Президентском полку служат по призыву солдаты и сержанты из разных уголков России.

У отслуживших открываются неплохие перспективы. Командование может дать рекомендацию для внеконкурсного поступления на учебу в государственный вуз. А силовики — полиция, ФСБ, ФСИН и ФСКН — охотно возьмут их на работу. И, конечно, Президентский полк традиционно рассматривается в качестве кадрового резерва всех служб и подразделений ФСО.

Пернатый спецназ

Службу в Кремле несут и очень необычные стражи, которые стерегут исторические памятники и древние храмы от ворон. Падкие до всего золотого птицы отдирают сусальное покрытие куполов, а зимой устраивают катания: садятся у креста и скользят вниз.

Вороны жили на Боровицком холме исстари и могли бы стать такой же традицией, как их собратья из Тауэра. Но московиты, в отличие от лондонцев, пернатых не полюбили. Бытовало поверье, что если над Кремлем кружится «чернь», жди большой беды — войны или голода.

Борьбу с воронами в Кремле ведут давно. При Ленине их пытались отстреливать из винтовок, однако это мешало вождю мирового пролетариата работать. Пробовали не менее громкий, хотя менее кровавый способ — звукоусиление с агрессивными нотами. Тоже не сработало. В 1973 году в Кремле появилась орнитологическая служба: на борьбу с непрошеными гостями были брошены хищники.

Сейчас небо над Кремлем стережет филин Фил и с десяток ястребов. Хищники живут в Тайницком саду. Их главная задача — не уничтожать птиц, а отпугивать, чтобы на территорию Кремля они залетали как можно реже. И вороны, умные создания, прекрасно понимают: туда лучше не лезть.

< Назад в рубрику