Мир
09:07, 20 марта 2017

Свастика над Дамаском Чего хотят сирийские национал-социалисты

Алексей Наумов
Фото: Сергей Пономарев / AP

Принцип чистоты крови, мистические ритуалы, железный порядок и культ вождя — такой представляется типичная нацистская политическая организация. Сирийская социальная националистическая партия, обладающая всеми этими атрибутами, прошла путь от подпольной организации до незаменимого союзника правящего в Дамаске режима. «Лента.ру» пыталась понять, насколько сирийские национал-социалисты похожи на своих европейских коллег и какую роль они смогут сыграть в послевоенном устройстве Сирии.

Не грози сирийским национал-социалистам

Солнечным днем 14 февраля 2009 года американский журналист Кристофер Хиченс в компании двух друзей прогуливался по улице Хамра в центре Бейрута, ливанской столицы. Он восхищался ее чистотой и уютом, колоритом множества маленьких кафе и доброжелательностью их хозяев. Хамра казалось ему чем-то похожей на парижский бульвар Сен-Жермен. Хиченс искал подарок для своей возлюбленной и потому пребывал в прекрасном расположении духа.

Но внезапно его внимание привлек плакат, наклеенный на стену одного из зданий. На нем был нарисован черный флаг с белым кругом посередине, в который была аккуратно вписана красная звезда, напоминавшая по форме сюрикен. «Свастика», — подумал журналист. Он попросил своих спутников подождать, схватил маркер, бросился к плакату и начал выводить на нем нехитрое английское бранное слово из четырех букв. Не успев закончить, Хиченс почувствовал, что кто-то схватил его за воротник рубашки: обернувшись, он увидел разъяренного араба, который свободной рукой набирал какой-то номер на своем телефоне.

Невозмутимый полицейский, к которому бросился журналист, помогать иностранцам отказался, и уличный хулиган вместе с подъехавшим подкреплением принялся избивать Хиченса. В конце концов посетители одного из местных кафе начали кричать на смутьянов — те, мол, возмущают общественный порядок — и журналист сумел сесть в такси, получив уже в салоне автомобиля прощальный удар в челюсть. «Сам удар был не очень сильный, но искривленное злобой лицо этого фанатика и его взгляд создавали совершенно адское впечатление. Такое ощущение, что я смотрел прямо в ствол направленного на меня пистолета или в глаза палачу-истязателю», — вспоминал Хиченс по возвращении домой.

Незадачливый американский журналист с обостренным чувством социальной справедливости осквернил символику Сирийской социальной националистической партии (ССНП), чей флаг действительно напоминает нацистский, а «свастика» в центре которого официально именуется «красным ураганом». За свою историю партия прошла несколько трансформаций, многократно запрещалась, а в горниле сирийской гражданской войны обрела значительное влияние.

Славить Сирию не бросим

ССНП была основана ливанским журналистом Антуном Саада, выходцем из православной семьи в Бейруте в 1932 году. Изначально она представляла собой подпольную студенческую организацию. «Никогда еще в современной истории Сирии не было лидера, обладающего столь мощным даром убеждения, такой стойкостью, силой духа и харизмой», — писал про него иракский ученый Маджид Хадури.

Как отмечает историк Дэниел Пайпс, ССНП обладала тремя определяющими характеристиками: жесткой иерархичностью, требованием глубокой реформы общества на светской основе и идеологией создания «Великой Сирии».

В планах Саада было отделить религию от власти, запретить священнослужителям вмешиваться в политику, снять противоречия между религиозными течениями, покончить с феодализмом и создать сильную армию. На Западе такое политическое течение было бы вполне конформистским, однако для ливанцев и сирийцев оно было в новинку.

Ученый Абу Халдун Сати аль-Хусари, идеолог панарабизма (идеологический противник ССНП) отмечал, что она стала первой арабской политической партией «нового типа». «До сих пор в арабском мире нет ни одной партии, которая может соперничать с ССНП в качестве пропаганды, которая задевает и разум, и душу, а также в силе организации — явной и тайной», — писал он в начале 1950-х. По его словам, до национал-социалистов в Сирии и на Ближнем Востоке партии часто создавались для отстаивания интересов конкретного человека, а ССНП стала первым истинно идеологическим политическим объединением.

С фашистскими организациями ССНП роднил почти божественный статус основателя, идеология, опирающаяся на мистический национализм, и сама партийная структура. Гимн движения пелся на мотив немецкой мелодии Deutschland, Deutschland, über alles, бывшей тогда гимном нацистской Германии, а для участников было придумано особое приветствие. Каждый неофит проходил через особую процедуру посвящения, во время которой отказывался от всех предыдущих клятв и объявлял свою верность движению.

Сам Саада говорил, что его детище не имеет ничего общего с фашизмом или гитлеризмом, а являет собой самую суть сирийской оригинальности и изобретательности. А «красный ураган», по мнению членов ССНП, не свастика вовсе, а соединение мусульманского полумесяца, христианского креста и древнего сирийского символа.

Автор современной версии гимна партии, известный ливанский композитор Заки Насиф, в телеинтервью рассказал, что изначально мелодия гимна была взята из русской песни «Из-за острова на стрежень», написанной на слова поэта Дмитрия Садовникова. Он даже согласился напеть первоначальную версию.

Великая Сирия для великих сирийцев

С точки зрения сирийских национал-социалистов, Великая Сирия, которую нужно создать, включает в себя территории современных Сирии, Ливана, Израиля, Иордании и части Турции, а также Ирака и острова Кипр. При этом не так важно, какую религию исповедуют жители этих стран — для всех сирийцев, объединенных идеей «расового единства», найдется место под крышей общего дома.

Саада считал, что разделение Ближнего Востока на национальные государства, проведенное европейцами после окончания Первой мировой войны, абсолютно искусственно, а идеология панарабизма (объединения всех арабов в национальном государстве) ущербна и нежизнеспособна, потому что арабы — не единая нация. Сам идеолог ССНП вырос в Египте и чувствовал себя чужаком, несмотря на то, что говорил с аборигенами на одном языке.

В соответствии с учением Саада, все сирийцы вне зависимости от религии должны считать себя единым народом — потомками великих цивилизаций древнего Востока (ассирийцев, вавилонян, хеттов и арамеев) — разделенных во времена османского владычества. Это положение обеспечило популярность ССНП в среде православных арабов и католиков-маронитов, но оттолкнуло мусульман-суннитов.

Среди последователей Пророка стремительную популярность набирала партия «Баас», выступавшая за арабское единство. На волне популярности панарабизма в 1958 году Сирия и Египет вместе вошли в Объединенную Арабскую Республику. Через три с половиной года проект совместного государства провалился, Сирия в одностороннем порядке из него вышла, что стало значительным поражением баасистов. ССНП в это время также находилась в кризисе: ее попытка организовать переворот в Ливане в 1961 году была неудачной, и партию запретили и в Дамаске, и в Бейруте.

Несмотря на внешнюю вражду, обе политические организации в момент кризиса сблизились идеологически. Британский посол в Сирии и Ливане Дэвид Робертс писал: «Баас разошелся с ССНП и даже запретил ее, но тайно воспринял ее идеи». Национал-социалисты, в свою очередь, взяли на вооружение панарабистские лозунги, чтобы добиться новой легализации, а баасисты, сохранив риторику, гораздо больше внимания стали уделять именно Сирии.

Для возрождения движения ССНП решили установить теплые отношения с сирийским лидером Хафезом Асадом. Идеологическое обоснование такого маневра было нехитрым: сильная нынешняя Сирия сегодня — залог появления Великой Сирии завтра.

В строю стоят сирийские нацисты

Настоящая «оттепель» для национал-социалистов началась в 2005 году: президент Сирии Башар Асад легализовал ССНП и позволил ей участвовать в выборах. В 2016-м году она, например, получила четыре места в парламенте страны.

Тем не менее, простые сирийцы якшаться с «новым» политическим движением побаивались. Все изменилось с началом гражданской войны: вооруженные отряды ССНП, известные как «Орлы урагана», оказались достойными союзниками сирийской правительственной армии и давали отпор исламистам там, где вооруженные силы этого делать не могли.

Для сирийцев вступление в ССНП дает шанс выступить за единство страны вне зависимости от культурных и религиозных особенностей разных ее обитателей. «Я почти не знал о партии до войны, как и все мы, потому что кругом были одни баасисты. Когда началась война, стало ясно, что люди относились к религии не как к вере, а как к чему-то, что их разделяет, а это деструктивно», — рассказал журналу Foreign Policy Ахмад, новобранец ССНП.

«Когда протестующие выходят на улицы из мечетей, а не из университетов — это не настоящая революция. Для нас война в Сирии это не противостояние правительства и оппозиции, а война против самой Сирии, развязанная для того, чтобы разделить страну и отбросить ее назад в Темные века», — сообщил свою очередь Хасан Сакр, глава пресс-отдела ССНП для зарубежных СМИ.

По словам представителей движения, у них есть целая сеть лагерей и кружков, где молодежь учат видеть в себе в первую очередь сирийцев, отстаивать светские идеалы и любить свою страну. «Когда кто-то приходит к нам, мы говорим ему оставить за порогом все, что ведет к дискриминации в обществе. Мы работаем над тем, чтобы менять людей изнутри — это помогает делать общество лучше», — поделилась Маха Саид, недавний член ССНП из провинции Хомс. «Мы вступаем в партию не для того, чтобы пойти повоевать и вернуться домой. Это стиль жизни, направленный на улучшение сирийского общества», — вторит ей один из командиров «Орлов урагана» по прозвищу «русский».

«Концепция ССНП о светской сирийской нации, состоящей из равных в правах национальностей и религиозных общин, позволяет удовлетворить требования различных частей общества и сохранить единое государство», — рассказал «Ленте.ру» Николай Сухов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт клуба «Валдай».

По его словам, сегодня ССНП — вторая по популярности партия после правящей «Баас», к тому же успешно ведущая боевые действия совместно с правительственными отрядами. «То есть мы видим сочетание политической, идеологической и военной силы. Именно поэтому постулаты современных сирийских национал-социалистов могут лечь в основу будущего послевоенного уклада страны», — подытожил Сухов.

< Назад в рубрику