Про основателя могущественной династии Рокфеллеров — Джона — ходила байка: он, мол, мечтал заработать миллион долларов и дожить до 100 лет. Он стал миллиардером, но умер в 97. Его не менее влиятельный потомок, Дэвид Рокфеллер исполнил заветы деда: 20 марта 2017 года в возрасте 101 года он скончался во сне в своем доме; его состояние оценивается в три миллиарда долларов.
Хотя Дэвид Рокфеллер не числился в верхних строчках списка богатейших людей планеты (по версии Forbes, он занимал 581-е место), вокруг него постоянно крутились самые невероятные слухи. Ему приписывалось чуть ли не управление миром через таинственную организацию состоятельных единомышленников — мировое правительство. Слухи эти возникли неслучайно. Дэвид был активным сторонником глобализации и прикладывал немалые усилия для того, чтобы сделать сложные международные процессы более управляемыми.
«Его статус был выше, чем какой-то корпоративный титул. Его влияние ощущалось в Вашингтоне и зарубежных столицах, в коридорах мэрии Нью-Йорка, художественных музеях, великих университетах и государственных школах», — написала The New York Times после его смерти.
Он получил блестящее образование: в 1936-м окончил Гарвард, учился в Лондонской школе экономики и политических наук, защитил степень доктора экономики в Чикагском университете. Поработал секретарем у нью-йоркского мэра Фиорелло Ла Гардиа, прошел Вторую мировую (служил в Северной Африке и Франции) и вернулся к семейным делам. С 1961 по 1981 год возглавлял одну из крупнейших и влиятельнейших финансовых корпораций в мире — Chase Manhattan Bank (сейчас она называется JPMorgan Chase, ее активы превышают два триллиона долларов).
Но когда идет речь о любом из Рокфеллеров, интересны не столько выписки из биографии, сколько реальные попытки перекроить все мироустройство.
Дэвид Рокфеллер состоял в закрытом Бильдербергском клубе и посещал его заседания с 1954 года. Именно в Бильдербергском клубе многие видят мировое правительство. На ежегодном собрании влиятельнейших персон (политики высокого ранга, руководители центральных банков, известные эксперты, руководители крупнейших СМИ) обсуждают проблемы планетарного масштаба, пытаясь найти какое-то общее решение. Дэвид, виднейший глобалист, не мог не состоять в клубе.
В 1970 году он возглавил Совет по международным отношениям — частную организацию, активно участвующую в формировании внешней политики США. В 1973-м основал Трехстороннюю комиссию. Приверженцы конспирологии также часто присваивают ей статус мирового правительства. Декларируемая задача комиссии — консультация властей США, Европы и Японии. Разумеется, по глобальным вопросам. Любопытно и рабочее название организации, которое придумал Рокфеллер: Международная комиссия по вопросам мира и процветания.
И Бильдербергский клуб, и Совет по международным отношениям, и Трехсторонняя комиссия действуют и сейчас, объединяя влиятельных глобалистов всей планеты.
За свою долгую жизнь Дэвид Рокфеллер встретился со многими политиками. Он вел переговоры с Никитой Хрущевым, Алексеем Косыгиным, Михаилом Горбачевым, Юрием Лужковым, Фиделем Кастро, Анваром Садатом и многими другими. Детали международных визитов Рокфеллера неизвестны, но можно быть уверенным, что они так или иначе касались главного для него вопроса — как объединить мир и сделать его чуть более предсказуемым.
В мемуарах Рокфеллер дал ответ сторонникам теории заговора. Вот уже более века «идеологические экстремисты» обвиняют его семью во «всеохватывающем и угрожающем влиянии» на США, пишет он. Кто-то верит, что династия входит в тайную группу, работающую против интересов Соединенных Штатов и на руку неким «интернационалистам». «Мы якобы вступили в сговор с другими силами на планете для того, чтобы построить интегрированную глобальную политическую и экономическую структуру, то есть единый мир. Если нас обвиняют именно в этом, то я признаю свою вину, и я этим горжусь», — объяснил Рокфеллер.
Фактически миллиардер заявил, что никакого мирового правительства нет, и выразил по этому поводу свое глубокое сожаление. Планете нужно более-менее единое управление, чтобы человечество могло и дальше нормально развиваться — эту мысль и продвигал Дэвид Рокфеллер, о чем свидетельствуют его кажущиеся утопическими предложения. Он, в частности, беспокоился о грядущей нехватке энергии и воды, предлагал ООН задуматься об ограничении численности населения планеты.
Дэвид Рокфеллер оставил США в сложное время. Страну возглавил еще один миллиардер, но с диаметрально противоположными взглядами — Дональд Трамп. Почти все, за что боролся богатый глобалист — стирание границ, формирование единых экономических пространств и усиление наднациональных организаций, неприемлемо для команды эксцентричного президента.
Министр торговли Уилбур Росс поддерживает выход Соединенных Штатов из Транстихоокеанского партнерства и выступает за пересмотр соглашения NAFTA, объединяющего всю Северную Америку. Глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон и вовсе был противником Дэвида Рокфеллера и его идей о развитии альтернативных источников энергии. Новый госсекретарь прославился еще в 2008 году, когда сумел сохранить руководящий пост в ExxonMobil (компания ведет историю от рокфеллеровской Standard Oil), выступая против инвестиций в солнечную и ветряную энергетику.
Тем не менее взгляды Дэвида Рокфеллера останутся актуальными и востребованными в том случае, если Дональд Трамп в своей экономической политике сделает ставку не только на изоляцию и пересмотр торговых соглашений, но и на человеческий капитал и технологии. Без этих двух составляющих «сделать Америку снова великой» будет куда труднее.