В Москве проходит второй этап социально-культурной акции фармацевтической компании «Такеда», призванной привлечь внимание к проблемам паллиативной медицины в России. 14 марта открылась выставка современных художников «Такеда. Боль и Воля». До конца месяца работы, специально созданные в рамках акции, будут представлены в пространстве Stella Art Foundation.
В компании «Такеда» подчеркивают: одна из основных задач паллиативной медицины заключается в том, чтобы облегчить физические страдания людей, а цель современного искусства — понять и переосмыслить переживания человека. Зритель, получая эмоции от просмотра творческих работ, начинает сопереживать, задумываться над поднимаемой темой, появляется желание поддержать людей, у которых уже нет надежды, но все еще есть жизнь.
Проблема паллиативной помощи стоит как никогда остро: в ней ежегодно нуждаются 40 миллионов человек во всем мире, но получают чуть более 10 процентов от тех, кому она необходима. В России такая помощь непосредственно нужна 500 тысячам пациентам, но также еще и их близким — и при этом цифра приближается к трем миллионам.
О паллиативной помощи нужно говорить — на уровне законодательства, формирования стандартов, развития хосписов, но самое главное — на уровне общества, которое пока зачастую просто не знает об этой проблеме вообще ничего. Искусство — самый доступный способ рассказать, но главное — дать прочувствовать, донести саму идею. Боль есть всегда — нужна воля, чтобы преодолеть и облегчить ее.
О проведении акции российское подразделение международной фармацевтической компании «Такеда» объявило еще в декабре 2016 года. Первое мероприятие состоялось 3 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума — это была торжественная церемония награждения лауреатов творческого конкурса «Такеда. ART/HELP. Восхождение». Конкурс, в котором приняли участие более 150 молодых художников со всей России, проходил с 1 по 16 ноября. Участники присылали свои работы, в которых раскрывали идею интеллектуального, физического и духовного развития личности, преодоления трудностей, раскрытия внутреннего потенциала и моральной поддержки ближнего.
Жюри выбрало семь лауреатов, которые получили призы от Академии художеств, одного из участников наградили специальным призом от компании «Такеда». Победителем конкурса стала Надежда Варсегова, студентка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Свой триптих она посвятила сильным людям, которые просто любят жизнь и, несмотря на все трудности, стараются сделать мир лучше, сделав лучше себя.
На открывшейся 14 марта выставке представлены работы уже состоявшихся российских авторов. Куратор Михаил Сидлин собрал в этом проекте группу МишМаш (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Лизу Морозову, Яну Сметанину, Хаима Сокола, Олега и Ольгу Татаринцевых и Аристарха Чернышева. Разная техника, разный подход, материалы, но одна идея — художники представили свои работы, раскрывающие понятие боли и его интерпретацию в искусстве.
Аристарх Чернышев смотрит на обозначенную тему широко: он создал мультимедиа-объект «Натюрморт на фоне кризиса» — череп, через который проходит LED-дисплей с бегущими по нему цифрами, котировками цен на нефть за последние 15 лет. Череп напечатан на 3D-принтере из материала, который является продуктом нефтепереработки, а тех самых заоблачных цен уже нет. «Возможно, цены на нефть будут расти, но уже как на сырье для совершенно других видов переработки, чем сейчас, когда из нее в основном производят топливо, — надеется автор. — И мы увидим мир без квот на выброс СО2 и смога над мегаполисами». Но пока это лишь идеалистическая картина.
Хаим Сокол в одной из своих работ (на выставке представлены две) вспоминает о боли, пережитой заключенными концлагеря Нойенгамме. «В конце войны 20 еврейских детей в возрасте от 2 до 12 лет стали жертвами медицинских экспериментов нацистов, в 1945 году они были убиты. Но я не знаю, как изобразить их», — говорит художник. Он перерисовывает фото детей через копирку: «Мне не надо почувствовать чью-то боль, но, возможно, я могу ее не испытывать вместо кого-то».
Более буквально отражает тему проекта Лиза Морозова. В своем видеоперформансе «Плохие новости» она стоит голыми коленями на горохе — в углу, стены которого оклеены публикациями о самоубийствах людей, не дождавшихся избавления от боли. Морозова объясняет: стоять на горохе действительно больно — потому и был выбран именно такой формат, с использованием видеозаписи, иначе перформанс оказался бы слишком коротким. «Но, конечно, эта боль — ничто по сравнению с тем, что испытывают неизлечимо больные люди», — подчеркивает художница.
Одна из самых простых в техническом плане работ — но, наверное, потому и такая пронзительная — графические истории Яны Сметаниной. Художница отправилась в хоспис и пообщалась с его обитателями, попросив их рассказать о счастливых моментах, мыслях или переживаниях не из прошлой жизни, до болезни, а из нынешней. Передать словами эффект, который производят эти «зарисовки», сложно — нужно увидеть и почувствовать. Это личностные высказывания людей, которые точно знают срок своей смерти, — простые, бесхитростные, без лжи и притворства.