Шеф-дизайнер компании Rolls-Royce Motor Cars Джайлс Тейлор встретился с корреспондентом «Ленты.ру» во время Женевского международного автосалона и рассказал о своих источниках вдохновения, экстравагантных заказчиках и причинах, по которым нельзя назвать даже страну проживания человека, купившего «бриллиантовый» Ghost.
«Лента.ру»: Представленный в Женеве Ghost Elegance, покрытый краской с добавлением алмазной крошки, — не кажется ли вам, что на сей раз вы зашли чересчур далеко? Разумеется, Rolls-Royce — люксовый бренд, но мир в целом пока еще не настолько прекрасен и совершенен, чтобы по нему ездили бриллиантовые автомобили…
Тэйлор: У нас заказывают машины довольно экстравагантные персонажи с экстравагантными вкусами. И такому эксклюзивному ателье, как Rolls-Royce, нужно предлагать им что-то уникальное, дерзкое и красивое — под стать их характеру. В этом случае краска с бриллиантовой пылью — это лишь следующая степень изысканности. Это уникальный, единственный автомобиль для очень уважаемого клиента. Он обратился к нам где-то полгода назад с вопросом, возможно ли такое сделать. Сначала мы и сами не были уверены, потому что алмазы нужно измельчить практически в пыль, а это, знаете ли, непросто. А потом же надо было создать на этой основе особую краску.
Так что считаю, что это своего рода победа — устремленности, изобретательности и красоты. Потому что когда эта машина появится под ярким, скажем, сингапурским или там южноафриканским солнцем, она заиграет немыслимым светом. Это автомобиль для того, кто хочет уникальности и красоты и не заботится о деньгах.
Понимаю, что вы не вправе раскрыть имя клиента, но хотя бы из какой он страны?
Наверное, я не могу вам сообщить и этого — если скажу, скорее всего, догадаетесь, кто это. На настоящий момент у нас, по-моему, это включено и в договор о неразглашении данных по этой конкретной машине. Меня убьют наши же пиарщики (смеется).
А сколько стоила эта краска?
Точно не знаю, но примерно столько же, сколько и сам автомобиль.
Представьте, что к вам обратился кто-то очень-очень богатый и попросил создать абсолютно уникальную машину по его собственному видению, но вы как дизайнер понимаете, что его предложения — безвкусица. Возьметесь ли за такой заказ?
Моя задача как дизайнера — помочь клиенту определиться и направить его к правильному выбору. Скажем, он хочет желто-красный Rolls-Royce — мы находим нужные оттенки и говорим: «вот этот красный и этот желтый создадут фантастическую комбинацию». Даже если клиент захочет автомобиль с белым салоном, ярко-оранжевым кузовом и зелеными колесами, мы сумеем найти такой белый, такой оранжевый и такой зеленый, которые будут гармонично сочетаться. Любой Rolls-Royce — это сочетание уникальных инженерных решений и уникального дизайна. Но я не стану навязывать собственный вкус клиенту, который любит нашу марку.
Когда Рудольф Валентино, голливудская кинозвезда 1920-х, выбирал себе Rolls-Royce, он захотел покрасить его в два оттенка фиолетового. Согласитесь, неординарный, экстравагантный выбор — но я видел эту машину, и она исключительно красива. Вообще, если вспомнить прошлое, все эти фантастические, легендарные звезды не стесняли себя в выборе цветов. Например, Марлен Дитрих получила в подарок Phantom II под цвет своих любимых сережек.
Rolls-Royce всегда имел славу автомобиля королей и суперзвезд, исключительных личностей. Вам не кажется, что теперь он превращается просто в машину для очень богатых людей?
Нет, королевские особы и сейчас любят Rolls-Royce. У Елизаветы II есть старые Phantom IV и Phantom VI, которыми пользуется принц Чарльз. Современной модели у нее в гараже, правда, нет. Но по всему миру уже сто лет главы государств ездят на Rolls-Royce. Принцесса Грейс часто появлялась в Phantom Drophead. Да что там говорить — даже у Ленина был Rolls-Royce. Это традиция. Так что, думаю, и новый Phantom станет автомобилем для государственных деятелей, людей, облеченных властью. Потому что, как мне кажется, наши автомобили символизируют не только власть, но и некую изысканность, они несут в себе идеи джентльменского поведения, утонченности, честной игры. Может быть, в будущем к ним добавятся и более демократичные ценности, кто знает.
В любом случае, люди, которые обращаются к нам, твердо знают, что хотят получить самое лучшее — автомобиль Rolls-Royce. В большинстве своем они джентльмены в своих запросах, но моя задача как дизайнера, чтобы критик, ценитель, наблюдатель со стороны видел, что в автомобиль вложены положительные, добрые идеи и ценности. Что в этом авто ездит интеллигентный человек, не хам и невежда.
Но Франк Тиманн (руководитель по корпоративным коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе и СНГ — прим. «Ленты.ру») когда-то сказал мне, что ни один публичный политик не купит себе Rolls-Royce, потому что его избиратели этого просто не поймут.
Франк был прав. Но мы же сейчас говорили об аристократии, не о публичных политиках, которым нужно идти на выборы. Будем откровенны: Rolls-Royce — это машина, которую почти никто не может себе позволить. Так что политикам, конечно, труднее — даже если они стремятся покупать все самое лучшее, им никогда нельзя забывать печальный пример королевы Марии-Антуанетты, вот это легендарное: «У народа нет хлеба, Ваше Величество» — «Так пусть едят пирожные!»
Но все же мы не пролетарский бренд, с этим ничего не поделаешь. И извиняться за это мы не собираемся. Если мы берем за свои машины такие деньги, то мы и не скрываем, за что мы их берем, — вот как в случае с бриллиантовой краской.
Какая модель Rolls-Royce, на ваш дизайнерский взгляд, самая красивая в истории марки?
Самая красивая? Пожалуй, Phantom V. В нем есть и солидность, и элегантность. Не каждая линия в его очертаниях кажется красивой, но в целом создается естественный образ, в котором есть и властность, и изящество. Но он не заходит слишком далеко, в нем нет ощущения бахвальства.
Что вдохновляет вас как дизайнера? Какие-то исторические модели, как принято сегодня говорить, «ДНК бренда»?
Меня вдохновляет человеческое тело! Я могу найти вдохновение в выражении лица, в напряжении мышц, в положении конечностей. Но более всего меня вдохновляют женские формы и пропорции — это особенно заметно в очертаниях кузова Dawn. Я люблю повторять, что автомобиль — это теплый металл, в нем есть своя кровь.