Среда обитания
11:46, 22 марта 2017

Натворили дел Где селится московский креативный класс

Мария Перевощикова
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Каждому человеку важно, что его окружает: бытие определяет сознание. Впрочем, как и сознание — бытие. А как живут столичные творческие люди, где им удобнее работать, какую среду обитания они создают для себя и почему?

Телерадиоведущий, преподаватель Александр Анатольевич живет в центре Москвы. «Жить здесь удобно и неудобно — по многим причинам, — рассказывает он. — Центр Москвы 20 лет назад и сейчас — два разных состояния. Для меня это место, в котором я вырос, к которому привык, один большой дом, где я знаю каждый камень. В детстве нам всегда все кажется больше — улицы были шире, район выглядел бескрайним. Теперь я понимаю, что это маленький пятачок на карте города, который я знаю наизусть. Пребывать здесь для меня вполне естественно».

По его словам, раньше это был свободный, не густонаселенный и даже не очень проезжий район. «Сейчас это вроде бы тот же центр, все те же улицы и переулки, но они безумно загружены, очень много людей, плохой воздух. Именно поэтому возникает вопрос: а так ли удобно жить в центре Москвы? Приходит мысль: пожалуй, за городом жить приятнее, свежее. Но все же привычка побеждает. Да, сегодня эти улицы выглядят не так, как тогда, и живут не так, но я их люблю», — говорит он.

«Центр имеет свой неповторимый характер, свою энергетику. В других российских городах москвича сразу видно — по темпу движений. Иногда от этого хочется отдохнуть — пару дней, затем все равно тянет обратно. И вот, приезжаешь в Москву, выходишь из самолета, садишься в машину, тут же попадаешь в пробку и думаешь: ну все, наконец я дома. Может быть, это и вредно — привычка жить в суете, но по-другому я не умею».

Большое значение для Александра имеет бережное отношение к городу, то, как люди обращаются с ним. В конечном итоге это влияет на энергетику: мы все сами же ее и создаем. К сожалению, некоторые люди только пользуются городом — без оглядки, небрежно. «Мы приходим и уходим, а город остается. Да, улицы, здания, тротуары стареют, но они должны красиво стареть, их нужно беречь», — рассуждает Александр.

Режиссер-постановщик, актер и сценарист Владимир Ясный, самое важное место в деятельности которого занимает участие в творческом коллективе КАНА (сообщество, реализующее разные проекты, например, съемки музыкальных клипов, документальных и художественных фильмов), вырос в подмосковном Жуковском, где, по его словам, потрясающая природа, буквально под окнами домов бегают белки, а птицы стаями кормятся из кормушек на балконах.

«Именно в такой естественной обстановке мне удобнее монтировать видео, разрабатывать концепции будущих проектов, вести честный диалог с самим собой, в общем, заниматься творчеством», — рассказывает он.

Москву Владимир воспринимает скорее как возможность для воплощения творчества — здесь проходит большинство рабочих встреч, реализуются проекты. Тут же происходит и основная часть общения с людьми, которое немаловажно для человека, создающего истории для экрана и сцены.

«Москва — это центр паутины, сюда стекается множество самых разных людей. У некоторых можно учиться, остальным можно служить: делиться своими реализациями. Но, как и в любом другом большом городе, здесь слишком много камня, выхлопных газов, нет земли и домашнего хозяйства. Постоянно существовать в условиях "каменных джунглей" — неестественно, по крайней мере для меня», — говорит он.

В идеале Владимиру хотелось бы «жить на земле», но такую мечту режиссеру и актеру сложно воплотить. Впрочем, у коллектива КАНА есть план, в соответствии с которым жизнь «на земле» и в городе одновременно может стать реальностью: «Мы бы хотели организовать своего рода поселение из пяти-шести домиков (таунхаусов, например), со своими садом и мастерской, где смогут трудиться наши художники, павильоном для съемок, сценой для репетиций, а возможно, и театром неподалеку. Причем совсем необязательно, чтобы это поселение располагалось далеко от города. Хорошо, если бы наш "творческий поселок" находился в каком-нибудь зеленом районе, например, в Серебряном Бору».

Подобное поселение было бы отличным местом для еще более плодотворного сотрудничества коллектива. Главный проект КАНА — сценожурнал «Духовка» — воплощенные в театральной форме искренние мысли, объединенные одной основной идеей, успешен в первую очередь потому, что это дух братства, отсутствие искусственности в отношениях друг с другом и со зрителем. Для создания такой атмосферы на сцене большое значение имеет то, где и как рождаются идеи для спектаклей, где проходят репетиции.

«Мы собираемся дома — ходим друг к другу в гости. Это одно из самых естественных мест для человека: дом у людей чаще всего ассоциируется с любовью, это крепость, где хорошо, безопасно, где можно быть самим собой. Сочиняем проекты мы тоже по большей части в домашней атмосфере, и только на самых последних этапах, технических репетициях — уже на сцене. Атмосфера дома неповторима, никакое общественное место не может ее заменить», — делится Владимир.

Другое отношение к Москве у Александра Жукова, диджея, главного редактора танцевального радио Megapolis FM, который родился, вырос и начал учиться на юриста в Воркуте. «Это очень далеко. Это место, где нет деревьев, все серое, постоянно зима. В подобных небольших городах часто люди выбирают либо такие специальности, либо какие-то технические. Потенциально я мог бы стать каким-нибудь важным шахтером, например».

Больше 10 лет назад Александр приехал доучиваться в Москву, чтобы потом работать по специальности — в ФСБ. Но этот город, с массой возможностей и огромным количеством интересных, увлеченных людей внес свои коррективы, раскрыв в молодом человеке творческий потенциал, выявив его истинное предназначение, дело жизни, то, чем он не может не заниматься.

«Я всегда любил слушать танцевальную музыку, поэтому в Москве начал посещать ночные клубы, причем именно из-за музыки: развлечения стояли далеко на втором плане. Существует две Москвы — дневная и ночная. Магией второй я был очарован совершенно, я "поглощал" клубы один за другим», — вспоминает он.

Вскоре Александр познакомился с одним диджеем и осознал, что ночная «магия» — это вовсе не магия, а искусство, которому можно научиться. Он начал изучать диджеинг, затем писать музыку, выпускать релизы, делать ремиксы. Потом Александр устроился на радио, что и привело его к сегодняшней деятельности.

В настоящее время Александр живет с женой в Долгопрудном. «Мы выбрали этот город, потому что он, во-первых, близко к Москве — на дорогу до работы (офис Megapolis находится в Китай-городе) трачу примерно час, выезжать, правда, приходится довольно рано, чтобы избежать основных пробок; во-вторых, квартиры здесь стоят дешевле, чем в Москве; в-третьих, нам здесь нравится из-за природы, довольно хорошей экологии», — рассказывает он.

«Возможно, я бы купил квартиру ближе к центру, но только из транспортных соображений. Дело в том, что Москва и ближайшее Подмосковье для меня — единая экосистема, заряженная вдохновляющей энергетикой, и мне, по большому счету, без разницы, где именно жить — в пределах ТТК или в нескольких километрах за МКАД. На сегодняшний день Москва — то идеальное место, где я хочу жить и могу полностью реализовываться», — говорит он.

Художница, иллюстратор и комиксист Эль Гард тоже воспринимает Москву как заряжающее энергией место силы. Эль родилась и выросла в Воронеже, там она отучилась на художника. Вскоре после окончания университета она поняла, что хочет покинуть этот город.

«Такое решение я приняла даже не потому, что там мало возможностей. Возможности есть в любом городе: когда человек ощущает, что находится в том месте, где может себя реализовать, он подпитывается энергией места и у него все получается. Однако, когда я пришла работать в самое крупное издательство Воронежа, оказалось, что из десяти человек в моем отделе я уже знаю троих. Тогда я и поняла, что мне нужно менять город: мне важны новые впечатления и люди».

Сегодня среда обитания Эль разделена на две части: «Место, где я живу — это съемная квартира в Люберцах (дом находится рядом с метро, поэтому транспортных трудностей я не испытываю), и место, где я творю, рисую, пишу и преподаю живопись — творческая мастерская. То есть я осознанно разделила пространства для жизни и творчества. Дело в том, что в мастерской обычно довольно много грязи: я пишу маслом, шкурю, шлифую, а дома, считаю, должен быть порядок», — рассказывает она.

Творческая мастерская художницы находится в историческом центре Москвы, в тихом переулке, рядом расположено сразу пять церквей. «Это место, во-первых, удобно с транспортной точки зрения для учеников, во-вторых, здесь сама атмосфера располагает к творческому полету. Например, очень вдохновляют вибрации звона колоколов. Дома я, конечно, тоже творю, но в цифровой живописи, в мастерской же царит "живая" обстановка — так я называю настоящие краски, тут я стараюсь не пользоваться никакими современными девайсами, чтобы не отвлекаться и полностью погрузиться в другой мир», — делится она.

В этих двух мирах Эль живет около пяти лет, однако сейчас у нее появилось желание изменить сложившийся уклад: «Когда я только придумала такое разделение, оно казалось идеальным. Но теперь у меня возникла новая концепция: я бы хотела двухэтажный лофт в центре Москвы, где на втором этаже будет квартира для жизни, а на первом — творческая мастерская. То есть пространства, с одной стороны, будут по-прежнему разграничены, а с другой — будут находиться рядом! Дело в том, что периодически я просыпаюсь, например, в три часа ночи с желанием писать именно в этот момент. Тогда я думаю: хорошо, завтра с утра поеду в мастерскую. Но на утро этот мощный порыв уже спадает. Творческим людям важно успеть схватить вдохновение "за хвост", не откладывая на потом».

Также для полного счастья художница хочет небольшой загородный дом с мастерской, где можно отдыхать от мегаполиса, аккумулировать полученный в городе поток информации. А еще лучше — дом-мастерскую на колесах.

«Во время путешествий с меня как будто стряхивается пыль, ощущения становятся более острыми, в это время получаю новые эмоции и вдохновляюсь. При этом лофт-мастерская в центре Москвы, где я буду заряжаться энергией, в любом случае необходима. И несмотря на мою любовь к путешествиям и переменам, такое место силы — именно Москва», — говорит она.

< Назад в рубрику