Крымский зоопарк «Сказка» в очередной раз оказался на грани закрытия. Его владелец Олег Зубков утверждал, что налоговая проверка выявила нарушения, для устранения которых потребуется приостановить работу на три месяца. Впрочем, позже он заявил, что информация не соответствует действительности. Работа ялтинского зоопарка и крупнейшего в России частного сафари-парка «Тайган» окружена скандалами. Зубков неоднократно бил тревогу и предупреждал об угрозе закрытия своих учреждений и последующем усыплении животных. Однако с каждым днем «охота на львов» все больше походит на цирк. Зачем основатель крупнейшего сафари-парка окружает себя скандалами — разбиралась «Лента.ру».
На этот раз поводом для закрытия зоопарка едва не стали неправильные входные билеты. Зубков посетовал, что перевыпускать их слишком затратно, и по совету налогового инспектора проставил вручную штампы на старых. «Но сейчас налоговую этот вариант уже не устраивает, и мы снова названы нарушителями. Более того, как только нам выдали протокол о нарушении, налоговая снова инициировала проверку. То есть нам не дают времени на устранение нарушения», — возмущается он.
На основании полученного предписания владелец сделал вывод, что зоопарк придется временно закрыть, а значит, зверей придется содержать на средства, получаемые от работы принадлежащего ему сафари-парка «Тайган». А когда и его постигнет та же участь, Зубков обещает усыпить животных, чтобы тем самым уменьшить их страдания.
По словам Зубкова, налоговая изменила свое решение после того, как в дело вмешались «влиятельные лица», имена которых он предпочел не называть. Именно они убедили ведомство в том, что закрытие, пусть и кратковременное, приведет к непоправимым последствиям, от которых пострадает имидж всего Крыма.
Однако за пару дней до этого заявления владелец зоо- и сафари-парков уверял, что никакие покровители не смогут спасти их от закрытия, поэтому обращаться к авторитетным друзьям он не намерен. В налоговой службе ограничились коротким и сухим комментарием: решения о закрытии парков изначально не выносилось, более того — оснований для подобных действий не было.
Это не первый случай, когда Зубков заявляет об угрозе закрытия своих зверинцев. В декабре 2015 года он обещал прекратить пускать посетителей в знак протеста против действий крымских властей. Во время отключения на полуострове электроэнергии в «Сказке» умерли три редких белых тигренка. Владелец обвинял в случившемся чиновников, которые забрали у него электрогенератор. Власти, в свою очередь, утверждали, что Зубков не уследил за тигрятами, и они погибли по его вине. Уже потом версия с генератором отошла на второй план. Зубков признал, что у тигрят была врожденная патология, от них отказалась мать, а из-за отсутствия отопления им не смогли обеспечить надлежащий уход.
В том же месяце Зубкова приговорили к трем годам лишения свободы условно за избиение сотрудника сафари-парка. Следствие установило, что он отхлестал электрическим шнуром охранника за появление на работе в нетрезвом виде. Кровь пострадавшего нашли в кабинете Зубкова и на его одежде, сам он не отрицал факта избиения, назвав произошедшее «наказанием». Однако вскоре владелец парков сообщил, что дело против него сфабриковано крымскими властями с целью дискредитировать его, а затем отнять землю.
Дальше — больше. В январе 2016 на территории сафари-парка обнаружили тело мужчины с телесными повреждениями. Погибшим оказался 29-летний Максим Яковлев, который, как впоследствии выяснилось, работал в парке без трудового договора. Якобы мужчина только поступил на работу и находился в процессе оформления. Родственники рассказали, что на теле погибшего обнаружено несколько серьезных ран — в частности, обширную (от уха до уха) скальпированную рану на голове. Они предполагают, что на Максима могли напасть хищники. Пострадавшего почему-то не повезли в больницу, а попытались зашить рваные раны в полевых условиях. Работник несколько дней пролежал в подсобке, и только после его смерти о случившемся рассказали родным.
Зубков выступил с заявлением по поводу инцидента спустя несколько суток после того, как история получила огласку. «Я знаю только, что никакой вины руководства парка "Тайган" в смерти Максима Яковлева нет, ни тигры, ни львы парка к этому не имеют никакого отношения. Произошедшее не является производственным случаем. Максим Яковлев никакого отношения не имел к работе с хищниками в парке "Тайган"», — отметил Зубков, находившийся в тот момент в Турции, куда он приехал по вопросу получения гражданства. По его словам, Яковлева покусали бродячие собаки, он был пьян и от лечения отказался.
Потом Зубков сделал еще одно громкое заявление по поводу расследования обстоятельств произошедшего: мол, в ходе допроса силовики применяли физическое давление на сотрудников, в частности, при помощи пыток выбивали из них показания о том, что мужчина погиб от укусов тигров.
Зубков неоднократно утверждал, что скандалы вокруг его зоопарков — месть властей полуострова, против которых он ведет многолетнюю борьбу. За оппозиционные взгляды и критику чиновников ему устраивают бесконечные проверки и ставят бюрократические препоны. «Со мной просто расправляются, как с оппозиционно настроенным, говорящим нелицеприятные вещи, например, в СМИ и со страниц блога, который многие читают», — заявлял владелец зверинцев. Непонятно лишь, в чем конкретно заключается его оппозиция.
За годы существования парков Зубков демонстрировал свою приверженность то оранжевой революции на Украине, то присоединению Крыма к России. Даже после присоединения его взгляды не раз менялись — в зависимости от политической повестки. Казалось бы, это можно оправдать опасениями за сохранность коллекции хищников в переходный период. С другой стороны, ни одно ведомство — ни крымское, ни федеральное — ни одним своим распоряжением не ставило под угрозу существование сафари-парка и зоопарка. Все заявления о том, что учреждения находятся на грани закрытия, исходили исключительно от самого собственника.
Теперь Зубков намерен создать новый мегапарк на территории Турции. Сначала говорил, что готов оставить всех своих зверей в России и создать новую коллекцию, покупая животных в европейских питомниках. Однако затем передумал и сообщил, что постарается вывезти свой «ковчег» из Крыма: «Сегодня ходит паром, животных можно загрузить в клетки, они пройдут карантин, и я получу соответствующие разрешения, которые правительства что Крыма, что России не могут мне не выдать. Поэтому животные будут вывезены. Если же этого не произойдет, это будет трагедия для России и для Крыма, но не для меня».
Решение, по его словам, было принято после переговоров с правительством Турции, с которым его свели все те же неназванные «влиятельные друзья». Появились подозрения, что это могут быть депутаты Верховной Рады Украины, лидеры меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Связи с лидерами запрещенной в России организации владелец зоопарков не подтвердил, но добавил, что не погнушался бы воспользоваться их помощью на переговорах. Чубаров, в свою очередь, пообещал оказать владельцу крымских парков достойный прием по прибытии в Турцию.
Крымские власти не видят серьезной потери для полуострова в перспективе отъезда Зубкова, но не из-за трудностей в общении с предпринимателем, а скорее из-за отсутствия существенных налоговых поступлений от его бизнеса. Глава администрации Белогорского района Галина Перелович утверждает, что в бюджет от парков поступают «одни слезы». После поручения главы республики провести налоговую проверку в учреждениях, Зубков раскрыл свои данные об отчислениях: ежегодно по налогу на прибыль уплачивается шесть миллионов рублей.
К числу нападок властей на свои зоопарки Зубков относит даже регулярные ветеринарные проверки. «Руководитель этого парка пытается уже подавать информацию так, что ветеринарная служба якобы приходит по заказу органов власти, — сетовал глава республики Сергей Аксенов. — Что же получается — ветеринарам уже нельзя в зоопарк приходить?»
В службе ветеринарии уверяют, что в Крыму никто не заинтересован в закрытии зоопарков, принадлежащих Зубкову. «Решение по тому или иному объекту принимается исключительно судом. Да и сама формулировка "закрытие парка" неправильная. Можно только временно приостановить деятельность до исправления нарушений. В прошлом году он закрывал парк более чем на 90 дней из личных соображений, примерно в это же время — до начала туристического сезона. Для него громкие обвинения — это способ информировать о себе. Реклама. Если такие парки будут существовать и становиться лучше — от этого все только выиграют», — пояснил глава комитета по ветеринарии Крыма Валерий Иванов.
Он также добавил, что Зубков писал жалобы и на него лично, а почти каждое предписание ветслужбы пытается оспорить в суде. «Как-то на пресс-конференции он говорил, что если бы жил по закону, то до сих пор не открыл бы ни одного зоопарка. Видимо, он считает, что в некоторых случаях или лично для него ввиду каких-то заслуг будет сделано исключение в законе. Но переходный период закончился, и все граждане должны жить по единым законам», — резюмировал Иванов.