Культпросвет
13:09, 23 марта 2017

«Мы стараемся никого не бить» Владимир Филиппов о Московском культурном форуме и рекордах по посещаемости

Беседовал Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Московский культурный форум - 2016
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

С 24 по 26 марта в столице пройдет Московский культурный форум. О том, что ждет его посетителей, как устанавливать рекорды по посещаемости и во что превращаются библиотеки, корреспондент «Ленты.ру» побеседовал с заместителем руководителя департамента культуры Москвы Владимиром Филипповым.

«Лента.ру»: Каким по счету будет этот культурный форум для Москвы?

Владимир Филиппов

Филиппов: Третьим. Первый состоялся в конце в 2014 года, а следующий мы решили перенести на начало 2016-го, на март, когда отмечается день работника культуры, чтобы придать этой теме дополнительный резонанс. Этот форум тоже пройдет в конце марта. Мы показываем не столько достижения, сколько состояние московской культуры и возможности в сфере творческого досуга для тех, кто живет, учится или работает в нашем городе.

Чем МКФ-2017 отличается от предыдущих форумов?

У нас нет такой задачи, чтобы он чем-то отличался, чтобы было что-то принципиально новое. В этом году, например, стоит посмотреть «лабиринт искусств» — лабиринт из частных коллекций русской живописи. Там Боголюбов, Коровин, Шишкин, Айвазовский, другие наши мастера живописи. Все это собираем и показываем в лабиринте.

Традиционно у нас будет представлена профессиональная программа, но она занимает примерно четверть от всего мероприятия — форум больше ориентирован на горожан, которые не работают в сфере культуры, а хотят узнать, как можно полнее использовать обширные возможности Москвы для детей, внуков и самих себя. Мы показываем музыкальные школы, библиотеки, дома культуры — учреждения, которые занимаются творчеством, а также театры, музеи. В течение трех дней можно изучить, чем московские музеи живут, какие они представляют программы, что в них за год поменялось.

А профессиональная программа в чем заключается?

Это будет такой междусобойчик: поговорим о том, как работает экономика музеев, что делать, чтобы ориентировать учреждения культуры на посетителей, как правильно вести бухгалтерию, закупки, планировать различные мероприятия. Мы стараемся вести диалог со всеми учреждениями культуры, в том числе частными и федеральными музеями, библиотеками, арт-пространствами. Их представители на форуме тоже будут.

Зарубежные гости приедут?

Да, мы решили внедрить практику с городом-партнером, в этом году им станет столица Сербии — Белград. Приедет секретарь по культуре из мэрии.

Прошлый форум побил рекорд по посещаемости, установленный в 1991 году на выставке Ильи Глазунова. Как вам это удалось и собираетесь ли в этот раз побить собственный рекорд?

Мы не ставили цель побивать рекорды. Мы стараемся никого не бить, в том числе и рекорды. Просто так получается: если делаешь хорошо — людям интересно, и они приходят. В прошлом году даже очереди образовались перед входом в Манеж. Поэтому мы просто делаем программу, которая будет интересна всем — детям, взрослым, студентам, иностранцам. На форуме не только можно узнать, где какие учреждения есть, — это и в интернете можно посмотреть. Он создается для того, чтобы задать вопросы, понять, что вам нужно, или, например, за какое время можно научиться играть на фортепиано с нуля и тому подобное. Поэтому приходите, это очень полезно.

А возрастные рамки у форума какие?

Вообще нет никаких рамок, только рамки металлодетекторов — для безопасности. У нас совершенно разная аудитория, сложно выделить определенные группы. Понятно, что детей дошкольного возраста не так много, но детские программы у нас тоже будут — их делает, к примеру, Московский зоопарк. Культурный центр интеграции представит проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья, расскажет, как чувствуют мир люди, у которых проблемы со зрением, слухом, двигательным аппаратом.

На вашем сайте еще обещают мастер-классы культурных деятелей.

Задача форума — дать возможность посетителям задать вопросы мастерам. У нас будут, например, Юрий Грымов, Дмитрий Панков, Илзе Лиепа, Михаил Жванецкий... Зураб Церетели вот не полетел в Париж, чтобы на форум прийти.

Еще на МКФ отдельное место занимают библиотеки. Что с ними в Москве происходит?

Библиотеки стараются быть интересными и нужными для посетителей. Если они работают до семи часов вечера, а в воскресенье закрыты, если не предлагают интересных форматов, то никто туда и не пойдет. Можно продолжать просто получать деньги и говорить: «Народ некультурный, а вот раньше...»

На прошлом форуме мы обсуждали, стоит ли оставить библиотеки в таком виде, в каком они есть, или все-таки необходимо что-то менять. Мы этот вопрос вынесли на платформу «Активный гражданин». В итоге с апреля прошлого года наши библиотеки стали работать в режиме, удобном не для сотрудников, а для посетителей: выходной сделали в понедельник, закрытие — в 11 вечера. Они стали не просто пунктами книговыдачи, а общественными центрами районной культуры. Если ты пишешь стихи, рисуешь, то можешь запросто прийти в библиотеку и предложить устроить свою выставку, презентацию, диспут, литературный батл.

У нас в Москве библиотек больше, чем отделений «Почты России»: 441 учреждение. Внутри московской кольцевой дороги понадобится максимум десять минут, чтобы дойти пешком до одной из них от метро. Это очень плотная сеть.

Минкульт в конце февраля объявил о создании комиссии по модернизации библиотек. В 2015-м в библиотеках появились продленки. Все эти реформы, нововведения — показатель того, что библиотека в классическом понимании исчезает?

Библиотека — это культурный центр для интеллектуального досуга и творческой реализации. Они всегда будут местом встречи с писателями, пространством для презентаций и выставок. Но форматы, в которых живет информация, меняются. То, как жила информация 50 лет назад, отличается от того, как она жила 150 лет назад. Мы сохраняем и всячески поддерживаем книжную культуру, но даем возможность и общаться в библиотеке. Поэтому если нужно, чтобы приходили дети после школы, или студенты, которым в общежитиях не всегда удобно учиться, — библиотеки для этого прекрасно подходят.

В прошлом году московские выставки неоднократно подвергались нападениям со стороны активистов различных общественных организаций. Как защитить арт-пространства от агрессии? Какое у вас вообще отношение к этим инцидентам?

Когда люди что-то громят — это плохо. Эти люди нарушают общественный порядок, они хулиганы, какими бы мотивами ни прикрывались. Если тебе не нравится выставка — не нужно туда идти. Наша задача — обезопасить учреждения культуры от таких инцидентов. Творчество заканчивается там, где начинаются оценочные суждения — хорошо ли, плохо ли. Но когда за искусство выдаются какие-то акты вандализма — это тоже плохо.

Вы кого-то конкретного имеете ввиду?

Да это сплошь и рядом. Вот, например, китайский художник Ай Вэйвэй покупает древние вазы, уничтожает и снимает это. Может, это тоже искусство, но я точно не поклонник.

Я думал, вы Павленского сейчас упомянете.

Не очень знаком с его творчеством. И не люблю, когда двери поджигают, особенно не свои. Искусство — это высокий исполнительский уровень. Творить могут все: вы можете рисовать, я музыку писать, это всем людям доступно. А искусство — это уже мастерство, технология.

2016 год в России был посвящен кино. Какую роль в этом сыграла Москва?

Ключевую. Мы определили стратегию московского кино, наших 15 кинотеатров. Продвигаем показы классических фильмов, проводим встречи с режиссерами и актерами. Москва свой вклад в кино внесла. Мэр города Сергей Собянин учредил в рамках московского международного кинофестиваля специальный приз с фондом в 100 миллионов рублей для режиссеров и продюсеров фильмов, в которых показана Москва. Это хороший подарок кинопроизводителям.

Мы изучали практику Лондона и Парижа по поддержке киносъемок на территории города. Москва теперь тоже предоставляет возможности для аренды помещений, перекрытия улиц, электроподключения и других бытовых вещей — чтобы тем, кто делает кино, было понятно, куда обратиться. Сейчас ведь часто сцены, по сюжету происходящие в Москве, снимаются в Минске, Калуге, Ярославле, иногда просто с помощью компьютерной графики создаются. Мы продолжаем развивать поддержку кинопроизводителей. И, конечно, будем, как и раньше, проводить «Ночь кино».

< Назад в рубрику