Бывший СССР
17:27, 23 марта 2017

Чисто украинское убийство Кто и за что мог расправиться с Денисом Вороненковым

Николай Подгорный ((Киев))
Фото: Сергей Чужаков / AP

Днем 23 марта в центре Киева был убит бывший депутат Госдумы Денис Вороненков, недавно получивший украинское гражданство. Мнение киевских силовиков и властей единое: перебежчика якобы уничтожили российские спецслужбы, чтобы он не сдал секретную информацию, в том числе касающуюся обстоятельств бегства с Украины Виктора Януковича зимой 2014 года. Так ли все однозначно с этим преступлением, разбиралась «Лента.ру».

В упор

Вороненкова убили около полудня возле входа в один из самых дорогих отелей Киева «Премьер-палаc». Изначально в СМИ и полицейской сводке прошла информация о стрельбе в центре столицы Украины, в результате которой есть убитые и раненые. Но уже через несколько минут появилось уточнение: убитый — бывший депутат Госдумы Денис Вороненков. В Национальной полиции отметили, что политика застрелили, когда он выходил из гостиницы со своим охранником. «Неизвестный открыл по ним огонь. Мужчина был убит, охранник ранен. При этом охранник смог применить огонь (так в оригинале — прим. «Ленты.ру») и ранил нападавшего», — сообщил пресс-секретарь ведомства (позднее стало известно, что киллер скончался в больнице). Также он сообщил, что и нападавший, и охранник уже направлены в больницу. Однако никакую дополнительную информацию — кто стрелял, в каком он состоянии, где именно находится — в Нацполиции не предоставили.

Одиозный советник главы МВД Илья Кива сказал в комментарии журналистам, что раненые «жить будут», но было совершенно неясно, насколько его сведениям можно доверять. На место событий оперативно прибыли главные украинские силовики — военный прокурор Анатолий Матиос, генпрокурор Юрий Луценко, глава Службы безопасности Василий Грицак, представители МВД. Убийство Вороненкова — редкий случай, когда представители всех ведомств проявили полную солидарность. Разумеется, обвинили во всем российские спецслужбы. «Очевидно, убийство бывшего депутата Госдумы в Киеве могло быть выгодно нашему главному врагу, России, которая ведет против нас войну — и открытую, и скрытую. В стране немало агентуры и людей, которые этому способствуют», — заявил, в частности, спикер МВД Артем Шевченко. Генеральный прокурор Украины высказался еще острее, охарактеризовав произошедшее как «показательную казнь свидетеля». Вместе с тем, несмотря на специфические обстоятельства, Луценко не удержался от того, чтобы добавить в дело интриги. Он заявил, что Вороненков уже предоставил следователям Военной прокуратуры «сверхважные показания», намекнув таким образом, что спецоперация по ликвидации политика запоздала. Более того, Луценко добавил, что Вороненков — «не единственный свидетель из числа российских чиновников».

Последнее, собственно, не секрет. В Киеве уже вполне обосновался другой бывший российский парламентарий — Илья Пономарев, которого также усиленно пытаются пристегнуть к разного рода антироссийским процессам. Согласно озвученной после убийства информации, Вороненков как раз и направлялся на встречу с Пономаревым. Тот назвал убитого «свидетелем, смертельно опасным для российских силовиков». Сейчас, параллельно с расследованием преступления, Генпрокуратура Украины оперативно решает вопрос усиления охраны как Пономарева, так и всех других лиц, фигурирующих в судебном процессе по делу о госизмене Януковича.

Версия первая — игра с показаниями

Вороненков переехал в Киев в октябре 2016 года, являясь действующим депутатом Госдумы. Его полномочия официально завершились 4 декабря, а уже буквально через день он стал гражданином Украины. Судя по всему, «вел» перебежчика в первую очередь лагерь «Народного фронта», который представляют секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов и глава МВД Арсен Аваков. Общественности о «новом украинце» сообщили лишь 14 февраля — посредством интервью подконтрольному Турчинову медиаресурсу. За время своего пребывания на Украине Вороненков не давал пресс-конференций, не слишком активно участвовал в многочисленных политических ток-шоу (несколько кратких включений не в счет). В целом можно сказать, что он избегал публичной активности. Интервью с ним в центральных СМИ Украины периодически выходили, однако никто не знает, как именно они записывались.

Силовики же высказывались о перспективах беглеца предельно ясно — пусть, дескать, станет ключевым свидетелем в деле о государственной измене Виктора Януковича, а там посмотрим. Вокруг этих показаний в последнее время нагнеталась настоящая истерия, однако, по удивительному стечению обстоятельств, нет даже малейшего намека на то, что такого ценного мог сообщить Вороненков о свергнутом президенте Украины. В одном из последних интервью журналист прямо спрашивал бывшего депутата: ведь вы даже не знакомы с Януковичем, что могли о нем рассказать? «Насколько ценны мои показания, определит суд. Генпрокурор посчитал их очень важными. Давайте не предварять тайну следствия. Скоро будет открытый суд, мои показания будут озвучены публично», — парировал Вороненков. И поинтересовался: «А зачем мне быть с ним знакомым? Меня же не спрашивали, что он ест или пьет, сколько раз в туалет ходит, с кем живет. Я действительно этого не знаю, да это и значения не имеет».

В итоге получается, что после убийства Вороненкова украинские силовые ведомства могут использовать в суде его «показания» так, как им заблагорассудится, опровергнуть их заявления будет попросту некому. Конечно, это само по себе ничего не доказывает, но факт довольно красноречивый. А если беглый парламентарий ничего особо не знал? А если следователи решили вложить ему в уста такие слова, которые ему решительно не понравились, и стороны перестали понимать друг друга? Вопросов много, и узнать, как реально обстояло дело, увы, уже невозможно.

Версия вторая — «сакральная жертва»

Если же абстрагироваться от дела Януковича, на ум сразу приходит версия, что Киеву могла быть выгодна эта жертва, чтобы обвинить Москву. Собственно, о таком сценарии говорилось еще в феврале, когда информация о получении гражданства Украины Вороненковым стала публичной. Военный эксперт Александр Жилин, в частности, прогнозировал, что нового гражданина и его жену Марию Максакову сначала сделают популярными, а затем жестоко расправятся с ними, чтобы обвинить Россию. «Эту неумную парочку убьют специально обученные люди из СБУ. Причем показательно жестоко! Чтобы мир содрогнулся от увиденного!», — прогнозировал эксперт, особо подчеркивая, что это будет «сакральная жертва».

Понятно, что сейчас на Украине проговаривать такие сценарии вслух в экспертных кругах и СМИ практически невозможно, однако кулуарно такое развитие событий обсуждалось. План «сакральная жертва» вполне укладывается во внешнеполитическую логику действий Киева относительно поддержания градуса антироссийской истерии в стране и на Западе. Если не так давно ради этого украинские власти даже решались провести ракетные стрельбы в суверенном воздушном пространстве России, где осуществляются полеты гражданских и государственных воздушных судов, то уничтожение одного политика с сомнительной репутацией не выглядит чем-то немыслимым. Тем более, что как уже было сказано выше, в процессе оформления показаний стороны могли и поссориться.

Версия третья — радикальные элементы

Еще в момент «презентации» Вороненкова на Украине многие обратили внимание, насколько спокойно нового гражданина восприняли украинские радикалы. С одной стороны, это доказывает кураторство над беглецом «Народного фронта», поскольку большую часть группировок прямо или опосредованно контролирует как раз глава МВД Аваков. Однако с другой стороны полное отсутствие реакции ультра-правых все равно удивляло, учитывая, что бывший депутат, например, голосовал в 2014 году за воссоединение Крыма с Россией и критически оценивал Евромайдан (хотя в Киеве усиленно пытался от этого «отмазаться»). Понимающие украинские внутриполитические процессы люди задумались: что-то здесь не так. Но сейчас очевидно — тот, кто обрушился бы на Вороненкова тогда, волей-неволей оказался бы под ударом сейчас.

Стоит также обратить внимание на то, что на Украине в целом, и особенно в радикальных организациях, верхушка может договариваться о чем угодно с кем угодно, обговаривать разные сценарии, однако внизу всегда найдутся люди, которые будут действовать по-своему, исходя из своих убеждений и понимания, что правильно, а что нет. В стране сегодня с избытком хватает и отдельных «патриотических» элементов, которые ненавидят все русское, даже если первые лица страны рассказывают, что его можно использовать в своих интересах. Более того, эти люди как правило имеют опыт боевых действий в зоне АТО (антитеррористической операцией Киев называет боевые действия в Донбассе), доступ к оружию, навыки разведывательных действий, достаточные для того, чтобы выследить отдельно взятого человека в центре Киева. Так что такой сценарий абсолютно нельзя списывать со счетов, а идет ли речь о некоей радикальной группировке, или «герое-одиночке», большой роли не играет. В конце концов, новость о перебежчике изначально очень многие восприняли крайне негативно.

Версия четвертая – криминальная

Все перечисленные версии имеют ярко выраженный политический характер, но при этом нельзя забывать, что застреленный политик имел отношение к криминалу. В России в апреле 2015 года в отношении него было возбуждено уголовное дело, и Вороненков потратил достаточно много места, отведенного ему в украинских СМИ, чтобы «разоблачить» эту историю. Получилось неудачно — слишком уж запутанный характер носили его российские приключения. Однако многие обратили внимание, что биография персонажа очень богатая: там фигурируют и наркотики, и миллионы долларов, погони, стрельба (Вороненков заявил, что в 2007 году на него было совершено покушение в центре Москвы, в результате которого он выжил, но перенес 12 операций), какие-то экономические махинации. Резонно предположить, что криминальный мир мог достать его сейчас в Киеве за какие-то старые грехи. Еще один вариант в этом контексте, который нельзя не упомянуть — новый украинец, пользуясь самой высокой крышей во властных кругах Украины, мог по старой привычке начать внедряться в местные схемы, что кому-то очень сильно не понравилось.

Если делать промежуточные выводы, то можно отметить, что заявления Киева о вездесущей руке Кремля были более чем ожидаемы. Но даже первый анализ по горячим следам показывает, что в этом деле далеко не все так однозначно. Единственное, что необходимо понимать — от украинского следствия сколько-нибудь реальной картины произошедшего ожидать точно не стоит. Вся картина расследования, включая личность умершего от ран киллера, будет сформирована и предъявлена обществу в первую очередь из соображений политической конъюнктуры. То есть с максимальным «антироссийским» апломбом.

< Назад в рубрику