Россия
00:04, 27 марта 2017

«Родители, будьте бдительны!» А вы проверяете сообщения своих детей в соцсетях?

Анастасия Чеповская
Кадр: фильм «Бабадук»

После того как вся страна узнала о «группах смерти», в родительской среде стали вирусно распространяться сообщения о других угрозах, поджидающих детей буквально на каждом шагу. Уловки педофилов, жвачка с наркотиками и смертельные состязания — обо всем докладывают бдительные граждане на родительских сайтах и форумах. Обеспокоенные мамы и папы разносят тревожную информацию среди друзей в мессенджерах и соцсетях, как мантру повторяя одну и ту же рекомендацию: предупредите детей, оградите их от опасности. Лавинообразная рассылка пугающих сообщений без внятных источников и доказательств производит массовую истерию, от которой страдают прежде всего дети. Откуда берутся родительские страхи и страшилки? Всегда ли лучше перестраховаться? Чем опасен строгий родительский контроль, замаскированный под желание оградить ребенка от всего плохого? «Лента.ру» разбиралась в этих вопросах.

Мечты сбываются...

Скрытая угроза затаилась не только в суицидальных пабликах, но и в мультиках про фей Винкс. Рассылка с предупреждениями об опасном контенте началась после случая в Чебоксарах. Там пятилетняя девочка зажгла от газовой плиты деревянные палочки, изображая персонажа мультфильма — фею огня. Огонь перекинулся на одежду ребенка, в результате ее увезли в больницу с сильными ожогами. А на форумах и в соцсетях активно распространялась информация о том, что девочка подожгла себя, начитавшись (!!!) в соцсетях инструкций о том, как превратиться в фею.

Авторитетные источники уверены: за подобными инструкциями стоят профессиональные психологи, которые используют специальные механизмы воздействия на детей. Хотя если отбросить конспирологию, чаще всего сочинителями оказываются те же дети, только постарше. Сами же инструкции, написанные в шутку, рассчитаны не на детей, а скорее на троллинг их тревожных родителей.

Предлагаются все новые способы превращения в фей — например, включать газ и, не зажигая огонь, ложиться спать. Или обклеить себя блестками, произнеся волшебные слова, и смело шагнуть с подоконника. Градус родительской истерии неуклонно повышается. Молодые матери на форумах засыпают друг друга советами: оградить детей от телевизора, компьютера и телефона. Ради безопасности ребенка и его психики. По крайне мере, до старшей школы.

Жуй, прячься, беги!

Но фокус в том, что по мере взросления школьника увеличивается и число опасностей, поджидающих его на улицах и в интернете. На смену «феечкам» приходят коварные наркодилеры, пытающиеся пристрастить детей к запрещенным препаратам. Страшилки о торговцах, готовых предложить детям бесплатные наркотики, были и до интернета. Но благодаря мессенджерам сообщения о «жвачке с героином или спайсом» рассылаются тысячам адресатов в круглосуточном режиме. Чтобы информация выглядела правдоподобнее, она, как правило, сопровождается «недавним случаем смертельного отравления подростка» и ссылкой на знакомого полицейского, который приходится автору родственником.

Хотя в МВД неоднократно опровергали распространение наркотиков в жвачке, официальные комментарии меркнут на фоне эмоциональной спам-истерики: «Проверяйте сообщения своих детей! Родители, будьте бдительны! Преступники работают через темный интернет! Привыкание с первого раза 100 процентов».

Дело осложняется тем, что истерию подогревают не только родительские сообщества, но и учительские. Под видом предупреждений от «Департамента образования» тиражируются слухи о смертельных играх. Одна из них — «Беги или умри». Надо перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем, как можно ближе к нему. Делается это якобы для того, чтобы снять видео и самоутвердиться перед сверстниками. В действительности ни одного подобного инцидента за последнее время зафиксировано не было. Как не удалось обнаружить в сети «многочисленных» видеоподтверждений того, как дети перебегают на спор дорогу.

Другой якобы распространенный среди детей челлендж — «Спрячься на сутки». Требуется пропасть из поля зрения родителей на 24 часа. Разговоры об игре возникли после пропажи 12-летнего Виктора Боргера из поселка Степного в Ростовской области. Мальчик нашелся в Ростове спустя несколько дней. Как он сам рассказал, все это время он бродяжничал и ночевал на улице. Что было истинной причиной его ухода неизвестно, но история послужила почвой для множества обобщений и домыслов. Местные паблики, а за ними и СМИ рассказали о новом «тренде» среди подростков, ссылаясь на инстаграм-аккаунт родительского сообщества. Затем сарафанное радио донесло новость до каждого родителя и учителя.

И опять никто не обратил внимания на то, что в МВД и поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» все это опровергли. А ведь именно там первыми узнают о пропаже ребенка и выясняют причины его ухода.

Но самое главное и, пожалуй, самое печальное здесь в другом. Истеричные родители даже не задумываются о том, что уход ребенка из дома (неважно на сутки или на неделю) в первую очередь свидетельствует о проблемах в семье. Любые попытки объяснить это тем, что кто-то вовлек ребенка в «новомодный флешмоб» — жалкий способ ухода от собственных проблем. Как и с пресловутыми группами смерти, родителю гораздо проще искать причину вовне, чем разбираться с собственными проблемами. Зачем утруждать себя неприятным анализом своих взаимоотношений с ребенком, если столько опасностей исходит от «синих китов» и «белых дельфинов»? «При всем внимании к группам смерти, суициды, совершенные под их влиянием, составляют ничтожно малую долю от общего числа. Основная проблема — это конфликты с родителями в семье», — говорит профессор центра психиатрии и наркологии имени Сербского Борис Положий.

Иллюзия родительской любви

Рассылка фальшивых предупреждений — это не умышленное, а стихийное распространение ложной информации, поясняет психолог Мария Разлогова. «Разумеется, вирусные сообщения, не подкрепленные никакими фактами, приносят один вред. Родители боятся опасности, но как убедиться в ее реальности и избежать, им не ясно. Вместе с тем тотальный контроль над ребенком в соцсетях подрывает доверие к родителям. В итоге становится только хуже. С детьми нужно разговаривать не только в нравоучительной манере, как минимум стоит знать об их увлечениях и круге общения», — отмечает психолог.

Сплетни и различного рода домыслы расходятся в искаженном виде из-за того, что безопасность детей волнует всех, а способов полностью ее обеспечить не существует, добавляет Разлогова. Но отличить фальшивое сообщение от предупреждения о реальной опасности, по ее словам, несложно. Реальные предупреждения содержат конкретные рекомендации о том, как избежать опасности. Например, с мошенничеством.

Путь к здравому смыслу затрудняется еще и тем, что распространение тревожных сообщений создает у родителей и учителей ощущение того, что они правильно выполняют свою функцию, отмечает практикующий психолог, гештальт-терапевт Екатерина Рау. «Когда родителей объединяет чувство обеспокоенности, это прибавляет им уверенности в том, что они "хорошие родители". Хорошие в глазах кого? Общества и других родителей, но не собственного ребенка. По сути, они самоутверждаются посредством чрезмерной опеки и контроля, а проблемы и потребности ребенка отходят на второй план. Происходит подмена понятий: беспокойство приравнивается к любви», — подчеркивает Рау.

Жертвы нарциссизма

Корни повышенной родительской тревожности кроются в характере человека, уверен психолог Михаил Лабковский. «Такие люди испытывают потребность в абстрактном чувстве беспокойства. Если есть дети — тревога располагается именно в них, что несложно понять. Когда дети совсем маленькие, им не дают самостоятельности, бегают за ними, ложатся костьми перед розетками и утюгами, не позволяют даже с горки съехать нормально. Когда дети подрастают, им не дают спокойно играть с другими детьми во дворе. Еще чуть постарше — начинается тотальный контроль: компьютер, социальные сети, телефон», — объясняет Лабковский.

Такое поведение создает у родителей ложное ощущение спокойствия, в то время как дети, находящиеся под неусыпным контролем, наоборот, цепляются за любую возможность вырваться из-под него. Вместо того чтобы устраивать ребенку тотальную слежку, психолог рекомендует в доверительной манере объяснить ему общие правила безопасности. «Вам будет гораздо спокойнее, если вы научите детей правильно себя вести, принимать правильные решения, не поддаваться на провокации и манипуляции. Для этого надо быть спокойным, нельзя превращаться в тревожного параноика. И нужны доверительные отношения с ребенком», — считает Лабковский.

Психологи сходятся во мнении, что причина такого рода проблем — неуверенность родителей в себе. Тревожность в данном случае — это ожидание чего-то плохого от мира и неуверенность в собственной родительской позиции. В том, что получится справиться с трудностями и защитить своего ребенка.

Тревожность усиливается еще и тем, что родители хотят видеть в детях «улучшенную версию себя». В обществе, где основной ценностью считаются достижения и успех, потребность в этом реализуется в том числе через детей. Мысль о том, что ребенок сделает что-то не так и станет кем-то не тем, заставляет некоторых родителей идти на весьма суровые ограничительные и карательные меры. Это, по мнению Екатерины Рау, уже в чистом виде нарциссизм. А еще родительская гипертревожность — хороший способ отгородиться от прочих житейских неурядиц. Ведь если ребенка надо от чего-то спасать, то мама уходит в это с головой и может не думать о собственных проблемах: неустроенной личной жизни и страхе одиночества.

< Назад в рубрику