Диалектика «Платона»

Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Тариф системы сбора платы за возмещение ущерба федеральным дорогам «Платон» с середины апреля повысится на четверть — соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. В документе отмечается, что ранее планировалось подорожание до 3,06 рублей за километр, то есть почти вдвое.

Однако после встречи Медведева с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок было решено увеличить тариф лишь на 25 процентов.

Какие наболевшие вопросы обсуждались на встрече, а также о перипетиях и компромиссах дорожного сбора рассказывает «Лента.ру»

Проблемы роста

О повышении тарифа «Платон» в правительстве заговорили еще осенью прошлого года. Неудивительно: сбор в размере 1,53 рубля за километр, действовавший с 2015 года, был результатом компромисса — первоначально тариф планировался на уровне 3,73 рубля, но из-за массовых протестов дальнобойщиков он был снижен. Разгневанные водители фур тогда угрожали заблокировать движение по МКАД. Льготный период должен был завершиться в марте 2016 года, однако власти сочли за благо повременить.

В ноябре 2016-го заместитель премьер-министра Аркадий Дворкович предложил растянуть период адаптации для перевозчиков за счет двухэтапного повышения сбора. Плата за проезд грузовиков тяжелее 12 тонн должна была увеличиться до 2,6 рубля за километр в феврале и до 3,06 рубля в июне.

Возразил Минтранс, посчитавший, что долгий переходный период, наоборот, лишь усилит нагрузку на бизнес автоперевозок. Так, за счет однократного повышения тарифа годовая средневзвешенная нагрузка ожидается в пределах 2,61 рубля за километр, а при поэтапном повышении она составила бы примерно 2,87 рубля.

Обсуждение затянулось — только в начале 2017 года министр транспорта России Максим Соколов заявил, что пришла пора восстановить изначально задуманную финансовую модель сбора средств. Было объявлено, что с середины апреля тариф системы «Платон» вырастет однократно — сразу до 3,06 рублей за километр.

В ответ дальнобойщики начали всероссийскую стачку — 27 марта она стартовала в Петербурге, Приморье, Татарстане и некоторых других регионах. В акции приняли участие водители Объединения перевозчиков России (ОПР), представители Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП), а также члены различных региональных союзов и ассоциаций.

«Платон» мне друг?

Сложившуюся ситуацию обсудили на встрече Дмитрия Медведева с представителями бизнеса автоперевозок. Как заявил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, премьер-министр выразил желание лично пообщаться с дальнобойщиками, после того как они обратились в партию и рассказали о своих проблемах.

Как выяснилось, повышение тарифов послужило для автоперевозчиков последней каплей — представители бизнеса жаловались премьер-министру на теневые дорожные поборы, нечеткую систему оформления взаимозачета по транспортному налогу и чехарду с категорийностью дорог.

Так, например, на трассе Москва — Смоленск категория меняется трижды, а это влияет на разрешенный объем грузоперевозок. «До Белоруссии доехали — несколько раз обули. А что делать! Приходится людям платить», — рассказал президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков "Грузавтотранс"» Владимир Матягин. Фуры-нарушители отгоняются на штрафстоянки, но их регламент работы нигде не прописан. Там все сделано для того, чтобы «договориться по-хорошему», уверяют представители бизнеса. В бюджет не попадает ни копейки.

При этом саму систему «Платон» перевозчики оценили в целом положительно. Да, она не лишена недостатков, однако четко отделяет «белых» перевозчиков от «теневых». «Она очень многие фундаментальные вещи показала. Те транспортные компании, которые готовы и хотят соблюдать закон, которые хотят работать в белую, не платить взятки», — заявил директор некоммерческого партнерства «Объединение добросовестных участников рынка перевозок "Эверест"» Павел Осеев. По его словам, настоящую проблему представляет «контингент, нарушающий здоровую конкурентную среду».

Разговор в центральном офисе партии «Единая Россия» продолжался около часа. Главным итогом встречи стало продление льготного тарифа системы «Платон» — пока на неопределенный срок. Кроме того, был сформулирован ряд поручений кабинету министров. Так, например, Медведев назвал разумной идею о снижении тарифов для большегрузов, которые ездят на дальние расстояния.

«Она экономически разумно выглядит — чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф. В этом есть определенный резон», — отметил премьер-министр.

Глава правительства также поддержал введение электронной товарно-транспортной накладной, чтобы грузополучатели и дальнобойщики понимали, какой именно груз везут. Медведев также пообещал сгладить категорийность дорог, которую сравнил с лоскутным одеялом, и ужесточить контроль деятельности штрафстоянок. Кроме того, премьер-министр одобрил создание специального портала для публикации сведений о том, куда и на что идут деньги от «Платона».