Силовые структуры
11:16, 3 апреля 2017

Попали в типографский переплет Как суд вмешался в судьбу крупнейшего печатного предприятия страны

Алексей Тихонов
Фото: Борис Кавашкин / РИА Новости

В минувшем году «Лента.ру» посвятила несколько расследований странной продаже государственного полиграфического гиганта «Первая образцовая типография» по крайне низкой цене в 2,03 миллиарда рублей. Сумма сделки и целый ряд других обстоятельств вызывали сомнения в ее законности и чистоте. Недавно в этой истории произошел очередной крутой поворот: Московский областной суд признал недействительным аукцион по продаже типографии, обязав продавца вернуть деньги, а покупателя — акции предприятия.

Анатомия сделки

Аукцион состоялся в мае 2016 года. Его победителю доставался очень лакомый кусок — прежде всего земельный участок площадью в 1,8 гектара и элитное офисное здание на Валовой улице в самом центре Москвы, а также приносящие солидную прибыль первоклассные полиграфические комплексы по всей стране. Среди них — старейшая типография Санкт-Петербурга «Печатный двор» имени А.М. Горького», ведущий региональный производитель печатной продукции «Нижполиграф», знаменитое с советских времен издательство «Изобразительное искусство», «Санкт-Петербургский газетный комплекс», «Полиграфические ресурсы», типография «Детская книга», «Дом печати — ВЯТКА», «ИПК "Ульяновский Дом печати"», «Лениздат» и другие объекты.

По словам представителя одного из участников аукциона «УралБизнесГрупп» Олега Мальцева, стоимость всего этого оценивалась примерно в 15 миллиардов рублей.

Как писала в своих расследованиях «Лента.ру», по данным официального сайта РФ для размещения информации о проведении торгов, на типографский холдинг претендовали компании «Юнитекс», «Градострой-Инвест», «Новое Завидово», «УралБизнесГрупп», «Бизнес-центр "Замоскворецкое"» и два частных лица. Но до аукциона допустили лишь двух претендентов, остальных отстранили, причем по весьма странным причинам. Часть — за то, что внесенные задатки (требовалось внести 402 миллиона рублей) поступили на счета организаторов торгов с опозданием. Другие попросту не попали в день аукциона, 18 мая 2016 года, поскольку здание было оцеплено полицией из-за угрозы взрыва. Тем не менее аукцион состоялся. Лот разыграли два финалиста — компания «Юнитекс», подконтрольная, по данным «Ведомостей», миллиардеру Борису Минцу, и компания «Бизнес-центр "Замоскворецкое"».

Типография ушла с молотка всего за 2,03 миллиарда рублей. Участники аукциона подняли стартовую цену на незначительную по масштабам сделки сумму в 20 миллионов рублей, после чего типографский гигант перешел в руки миллиардера Бориса Минца и его компании «Юнитекс».

Достучаться до правосудия

Первой доказать незаконность сделки в суде попыталась компания «Новое Завидово». По правилам аукциона требовалось перевести задаток в 402 миллиона рублей не позднее 10 мая 2016 года. Однако перевод задержался — подтверждение пришло лишь 11 мая, и «Новое Завидово» не попало на торги. 22 июля компания обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском как к победителю аукциона — компании «Юнитекс», так и к организатору, компании Российский аукционный дом (РАД).

Представители «Новое Завидово» требовали признать недействительным решение об отказе в допуске к торгам и как следствие — признать недействительным сам аукцион и договор по купле-продаже 100 процентов акций «Первой образцовой типографии». В компании «Новое Завидово» также просили Арбитражный суд Московской области обязать РАД провести повторные торги и наложить арест на акции типографского холдинга. Иск рассматривался несколько месяцев, и 1 ноября 2016 года суд отказал истцу. Обжаловать это решение в компании не стали.

В торгах 18 мая не удалось поучаствовать и частному лицу Александру Андрееву, хотя он был к ним куда ближе, чем сотрудники «Новое Завидово». Как следует из жалобы Андреева, направленной в УФАС, его представитель, некто И.А. Мельник, в назначенный день приехал к зданию Российского аукционного дома в Хрустальном переулке (Тверской район Москвы). Представитель был на месте в 8:40, но охранник не пустил его, сказав, что организация открывается только в 9 утра. Но в 8:50 из-за сообщения об угрозе теракта весь Хрустальный переулок был эвакуирован полицией — а когда в 11:00 Мельника и представителей других компаний-участников торгов впустили внутрь, аукцион, как выяснилось, уже состоялся. Угроза теракта почему-то не помешала компаниям «Юнитекс» и «Бизнес-центр "Замоскворецкое"» принять участие в аукционе.

В УФАС жалобу Александра Андреева посчитали необоснованной: чиновники заняли сторону РАД, где объяснили, что вообще не слышали ни о каком оцеплении и эвакуации целого переулка.

«В отношении ограничения доступа сотрудниками полиции в здание, расположенное в Хрустальном переулке, 18 мая 2016 у Организатора торгов информация отсутствует, уведомлений о проведении мероприятий сотрудниками полиции Организатору торгов не поступало», — приводится в тексте решения комиссии.

Андреев решил не сдаваться — и обратился в Химкинский городской суд Московской области. Служители Фемиды вняли его доводам далеко не сразу.

Урвать за 60 секунд

Поначалу казалось, что дело это бесперспективное. Так, 9 августа 2016 года Химкинский городской суд Московской области отказал истцу в удовлетворении его требований. Но Андреев, в отличие от компании «Новое Завидово», обжаловал решение в вышестоящей инстанции, Московском областном суде. И 24 октября 2016 года его судебная коллегия вынесла аппеляционное определение, согласно которому требования Андреева были удовлетворены и аукцион по продаже «Первой образцовой типографии» был признан недействительным.

В современной России случаи, когда суд отменяет сделки на миллиарды рублей, — большая редкость. Но в деле типографского гиганта было столько темных пятен, что служители Фемиды не смогли оставить их без внимания. Согласно решению суда, договор купли-продажи «Первой образцовой типографии» был признан недействительным. Теперь продавец — государство — обязывался вернуть деньги компании «Юнитекс», а она, в свою очередь, — вернуть продавцу приобретенные акции. Обжаловано это решение не было — но и исполнить его оказалось не так-то просто.

Причин несколько. Одна из них — неоднозначное финансовое положение типографского гиганта. Только на момент продажи холдинга за ним числился долг в 17 миллионов евро. Эти деньги были взяты под переоборудование полиграфических комплексов. Однако информация по кредитам не афишировалась: неясно было, кому должен холдинг и из каких соображений деньги занимали в иностранной валюте. После того как собственник сменился, материальное положение холдинга, судя по всему, не стало стабильнее.

— Еще до решения суда из состава «Первой образцовой типографии» были выведены ОАО «ИПК "Ульяновский Дом печати"» и ОАО «Дом печати — ВЯТКА». Генеральный директор «образцовой» — Яков Соскин. Стоит напомнить, что не без участия господина Соскина полиграфическая отрасль лишилась многочисленных площадей и мощностей типографии «Правда». Теперь цеха этого бывшего предприятия-гиганта у метро «Савеловская» превратились в офисные центры. Оборудование вывезено, помещения сдаются в аренду собственниками, — рассказал «Ленте.ру» информированный источник.

Яков Соскин

О том, какой ущерб был нанесен «Первой образцовой типографии» в процессе ее перехода из рук в руки, остается только гадать. Если брать тот же «Ульяновский дом печати», то вместе с ним в регионе, по информации портала ulbusiness.ru, типографскому гиганту принадлежало немало других объектов: земельный участок на улице Гончарова почти в 9 тысяч квадратных метров; нежилые здания на улице Гончарова — мастерские, гаражи, склады, склады ГСМ; многочисленные помещения на проезде Энергетиков, дом 6; база отдыха и земельный участок в 6 тысяч квадратных метров в Красноярском лесничестве (Чердаклинский район). Их нынешняя судьба вызывает немало вопросов.

«По некоторым данным, господин Соскин в настоящее время находится за границей, а у партнеров имеется к нему ряд претензий», — отметил источник «Ленты.ру».

Справедливый реванш

То, что «образцовую» буквально разрывают на куски, не осталось без внимания тех, кого отлучили от аукциона. В ноябре 2016 года Александр Андреев обратился в Химкинский городской суд Московской области с заявлением о принятии обеспечительных мер для исполнения решения Московского областного суда. Истец отметил, что руководство «Первой образцовой типографии» распродает наиболее ценную из принадлежащей предприятию недвижимости.

«Андреев А.В. обратился в суд с заявлением по обеспечению исполнения решения суда на основании ст. 213 ГПК РФ, в котором указал, что АО «Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени «Первая Образцовая типография» распродает принадлежащее ему наиболее ценное недвижимое имущество. На сайтах объявлений о продаже недвижимости размещены объявления о продаже нежилых зданий. Предлагаемые к продаже объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Типографии, а также обременяет ее залогами по кредитным договорам, заключённым с банками», — отмечается в судебном определении.

Истец указывал, что в результате действий руководства «образцовой» после исполнения судебного решения государству будет возвращен существенно измененный по сравнению с моментом продажи актив, причем меньшей стоимости. По мнению Андреева, совершенно неясно, сможет ли «Первая образцовая типография» нормально функционировать после всех изменений в ее структуре.

Химкинский городской суд Московской области согласился с доводами Андреева и 18 ноября 2016 года вынес решение в его пользу. На все недвижимое имущество, принадлежащее «Первой образцовой типографии», наложен арест. Суд также запретил любые действия по реорганизации предприятия, а также выпуск ценных бумаг, включая дополнительную эмиссию.

В декабре прошлого года руководство полиграфического холдинга и представители компании «Юнитекс» попытались обжаловать это решение, ссылаясь на его незаконность. Точку в этом споре поставила судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда. 11 января она оставила без изменения решение от 18 ноября 2016 года и отказала в удовлетворении требований представителей «Первой образцовой типографии» и компании «Юнитекс».

Казалось бы, справедливость восторжествовала — но в истории полиграфического гиганта не раз случались крутые повороты. Поэтому «Лента.ру» продолжит следить за судьбой предприятия.

< Назад в рубрику