Запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» разительно отличается от других исламистских организаций тем, что располагает разветвленной сетью медиацентров. С их помощью джихадисты не только информируют своих сторонников и оппонентов о событиях, происходящих на территории самопровозглашенного халифата, но и берут на себя ответственность за резонансные террористические акты. Зачем боевикам понадобилось собственное информационное агентство и почему они стремятся записывать на свой счет все громкие преступления подряд, выясняла «Лента.ру».
Новости, распространяемые «Исламским государством», не направлены непосредственно на пропаганду. В первую очередь они нужны для информирования действующих боевиков ИГ о том, что происходит на другом конце «халифата» или в каком-нибудь отдаленном вилаяте.
Среди материалов, выпускаемых информационным агентством «Амак» (A’maq News Agency), есть те, что адресованы не сторонникам джихадистов, а «кафирам» (неверным). Да и сам стиль «Амака» разработан для того, чтобы журналистам, прежде всего западным, было легче ориентироваться в новостях группировки, без необходимости разбираться в их специфическом сленге.
Что касается сторонников, то они в тексты особо не вчитываются (все равно условные дагестанские школьники в жизни не узнают, где находится какой-либо специфический перекресток дорог под Мосулом, у которого есть свое название и за который уже три дня идут бои), но благодаря этим новостям понимают, что «Исламское государство» живет и здравствует (ведь сообщать о поражениях группировки необязательно). И если синие плакаты «Амака» не выходят в какой-то из дней на русском, аудитория сочувствующих ИГ уже начинает волноваться.
Агентство «Амак» создавалось джихадистами, чтобы публиковать сводки из осажденного осенью 2014 года курдского города Кобани. Боевикам было необходимо заполнить информационный вакуум, сложившийся из-за неоднозначного положения воевавших за город сил.
Опыт оказался успешным: агентство активно цитировали ведущие средства массовой информации. Внимание привлек и избранный джихадистами формат: вместо пространных сообщений — лаконичные молнии, «эксклюзивы», ничего лишнего. Помимо всего прочего, генерировавшийся в «Амак» массив новостей не изобиловал присущими джихадистам эпитетами вроде «безбожников РПК» или «крестоносной коалиции» и переводился с арабского на несколько языков, включая английский, французский и русский.
После того как битва за Кобани завершилась не в пользу джихадистов, агентство «Амак» продолжило работу, став главным источником новостей от «Исламского государства». Освещалась исключительно ближневосточная повестка: информация о резонансных терактах появлялась в обращениях от имени пресс-секретаря группировки Абу Мухаммада аль-Аднани и сводках другого агентства джихадистов — Nashir News.
Ситуация изменилась в декабре 2015 года, когда именно посредством мощностей агентства «Амак» ИГ взяло на себя ответственность за кровавый теракт в американском Сан-Бернардино. Незадолго до этого джихадисты выпустили собственное приложение агентства под Android, а также завели несколько регулярно обновляющихся Telegram-каналов.
С тех пор Абу Мухаммад аль-Аднани успел «принять шахаду» (погибнуть) под ударом российских ВКС, а «Амак» стал на регулярной основе публиковать материалы, в которых «Исламское государство» принимало на себя ответственность за те или иные акции, включая атаки «волков-одиночек». Именно для этого ИГ поддерживает свои новостные структуры, ежедневно выпускающие огромное количество новостей.
Большинство террористов-одиночек, вдохновленных пропагандой ИГ, действуют по отработанной джихадистами схеме.
Будущий террорист выходит на контакт с представителем исламистов и заявляет о намерении совершить «ингимасию» или «истишхадию». Получив добро, он записывает видео с посланием к «неверным» и байят (присягой) ИГ, которое агентство «Амак» публикует уже после атаки в подтверждение того, что террорист действительно вдохновлялся идеями именно этой группировки.
Через некоторое время после совершения теракта (обычно в течение суток), но до публикации видео, то же агентство «Амак» выпускает новостной плакат о том, что это их «солдат» провел «операцию».
В случае с терактом в Санкт-Петербурге данная схема пока не вырисовывается. Это может быть связано с тем, что теракт совершен, например, сторонниками иных террористических группировок, либо с тем, что сторонник ИГ самостоятельно решился на преступление, не контактируя с группировкой, хотя это странно и маловероятно.
Однако возможно, что ИГ возьмет на себя ответственность, руководствуясь уже другим принципом — просто потому, что никто другой ответственность на себя не взял. К примеру, нет никаких подтверждений того, что совершивший атаку возле британского парламента 22 марта террорист был именно сторонником ИГ. В сети не имеется ни видео с обращением, ни каких-либо других доказательств того, что боевик провел атаку как «воин Халифата».
В связи с этим враждующие с ИГ группировки уже успели обвинить «халифат» в том, что его адепты берут на себя ответственность за что попало. Был и довольно комичный случай: осенью 2016 года официальное издание ИГ, газета «Наба» опубликовала статью о том, что якобы еще один «солдат халифата» применил «новый метод борьбы с крестоносцами». Этим «новым методом» стало сожжение мебельной фабрики в подмосковном Лосино-Петровском. На самом деле это был обычный пожар, возникший из-за неисправности проводки в подвале здания.
После этого в интернете распространилась шутка о том, что «львы халифата провели операцию ингимасия, не заплатив за проезд в общественном транспорте, чем нанесли урон экономике крестоносцев».
Мания «Исламского государства» брать на себя ответственность за все подряд общеизвестна. В Telegram даже появился специальный бот, позволяющий создать собственный плакат «Амака». В сети регулярно выдают лулзы, заставляя джихадистов признаваться в похищении свинины из мясной лавки или ограблении алкогольного универмага.
В итоге весь мир может стать свидетелем того, как «Исламское государство» припишет себе взрыв в петербургском метро по уже упомянутому остаточному принципу. Хотя сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) на вопрос «Может ли мусульманин быть лжецом?» ответил: «Нет, никогда».