Сенатор Лисовский предложил запретить гипермаркетам работать круглосуточно — чтобы идти в ногу с Европой. Правительство, сами ретейлеры, да и потребители, привыкшие к открытым всегда магазинам, явно против европеизации этого аспекта жизни. Но сенатор от своей идеи отказываться не намерен.
В конце марта первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский заявил, что сенаторы могут рассмотреть вопрос о запрете гипермаркетам работать 24 часа в сутки и в выходные дни. «Мы считаем, что только таким способом мы сможем освободить рынок от монопольного засилья [федеральных торговых сетей] в крупных городах», — сказал Лисовский. По его словам, в Европе все «происходит именно так».
Эта идея ни в правительстве, ни в Думе поддержки не нашла. На днях первый вице-премьер России Игорь Шувалов выступил против ограничения работы гипермаркетов. А несколькими днями ранее аналогичное мнение высказал и заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, с рабочей группой которой Лисовский собирался все это обсуждать, и вовсе, по информации ТАСС, заявила, что ей и ее коллегам ничего не известно об этом предложении. И тут же уточнила, что не поддерживает его.
Сам Лисовский, несмотря на критику, от идеи отказываться не собирается и намерен даже опубликовать текст законопроекта. «Вы увидите на следующей неделе, я вывешу. Но правда, это пока моя личная инициатива», — заявил сенатор RNS. И отметил, что скептически относится к критике правительства.
Законопроект, если все-таки появится, обязательно привлечет к себе внимание — в основном, конечно, его противников, в числе которых не только правительство, но и потребители, и сами ретейлеры. «Любое регулирование, установление ограничений для розничной торговли, в первую очередь, негативно отразится на российских потребителях, сузит их доступ к качественным товарам и торговым услугам», — сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента по корпоративным и внешним коммуникациям компании «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Владимир Мартынов. По его мнению, из-за подобного запрета в сфере розничной торговли во многом пострадает именно малый и средний бизнес, которому, напротив, важно привлекать к себе как можно больше покупателей в удобное для них время.
«Любая инициатива должна отвечать интересам граждан и сохранять их право на выбор места для совершения покупок», — прокомментировала инициативу директор по коммуникациям и КСО «АШАН Россия» Мария Курносова. По ее словам, сегодняшние тенденции потребительского поведения свидетельствуют, что в будние дни люди совершают покупки в магазинах формата «у дома» и супермаркетах, а в выходные, когда больше свободного времени, отдают предпочтение крупным гипермаркетам, где можно приобрести много разных товаров в одном месте.
В «Опоре России» также усомнились, что данный европейский опыт применим в нашей стране. «Дополнительные ограничения в итоге приводят к тому, что потребитель вынужден из своего кармана оплачивать законодательные инициативы», — заявил «Ленте.ру» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
По словам Лисовского, его инициативу оценили в регионах. «Мне звонят, присылают письма, в общем и целом поддерживают», — сообщил сенатор.
Жизнь малого и среднего бизнеса действительно не усыпана розами. «В условиях экономического кризиса небольшие магазины просто не способны выдерживать конкуренцию с крупными сетями, привлекающими покупателей более выгодными ценами и маркетинговыми акциями, — говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер», общественный омбудсмен по исполнению судебных решений при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Роман Терехин. — Малые магазины, и без того испытывающие целый комплекс проблем, не только теряют часть клиентов, но и в принципе оказываются на грани разорения и банкротства». Несмотря на инициативы правительства, направленные на поддержку МСБ, на практике можно увидеть обратный эффект, констатирует эксперт. «Из года в год появляются новые и новые финансовые обязательства. Достаточно вспомнить необходимость перехода большинства торговых предприятий в 2017 году на онлайн-кассы. А это новые расходы, которые связаны как с приобретением нового оборудования, так и с обучением персонала. И если большим сетям такие расходы по силам, то для небольших магазинов это достаточно большая проблема, поскольку большинство из них и по сей день не покрыли расходы, связанные с введением системы ЕГАИС», — рассказывает эксперт.
Специалисты сомневаются в том, что ограничение работы гипермаркетов поможет мелким магазинам. «Интерес мелких магазинов в данном вопросе учитывался в последнюю очередь», — считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Скорее всего, предполагает он, ограничение для гипермаркетов задумано как мера давления на торговые сети с целью перераспределения добавленной стоимости между ними и сельскохозяйственными производителями.
«Аграрии не раз жаловались на то, что им достается лишь около трети от розничной цены их продукции, а все остальное забирают перекупщики и торговые сети. Разумеется, сельхозпроизводители заинтересованы в увеличении своей доли в торговой наценке, а вовсе не в обогащении владельцев мелкой розницы», — говорит эксперт.
Он уверен, что нынешняя инициатива по ограничению торговых сетей неизбежно приведет к росту цен на продукты и ухудшению условий жизни населения, поскольку стоимость продуктов в мелких магазинчиках гораздо выше, чем в гипермаркетах. В крупных городах России наценка оптовиков по сельхозпродукции может достигать 60 процентов (в Европе не превышает 40 процентов). Соответственно, какие-то формы перераспределения добавленной стоимости возможны, но они не должны противоречить Федеральному закону о конкуренции. В Европе у мелких продовольственных магазинов есть свои, адресные поставщики — фермеры. «С организации таких же связей надо начинать и в России, а не просто что-то запрещать», — резюмировал эксперт.
Основной аргумент парламентария — создание комфортных условий для средних и мелких магазинов, которые из-за своей экономической модели не могут предлагать цены, привлекательные для среднего покупателя. Однако, как считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, даже без конкуренции со стороны гипермаркетов в выходные дни мелкие и средние торговые точки все равно не смогут предложить людям товары по низким ценам, если речь, конечно, не идет о продуктовых ретейлерах формата «у дома» от самих же сетей — X5, «Магнит», «Лента» и других.
«Часть покупателей, не успевших в гипермаркет в первую половину дня субботы, предпочтет отовариться, пусть и со скудным ассортиментом, в том же "Магните", "Дикси" или "Пятерочке", — ведь речь идет о сохранении семейного бюджета», — подчеркивает аналитик.
Кроме того, добавляет он, сетевые магазины предлагают более свежий товар, а единичные точки снискали у потребителя не самую лучшую славу — там из-за слабого спроса нередко попадаются залежавшиеся продукты. «Иными словами, такой закон приведет к массовому негативу со стороны среднего класса, чьи доходы с момента введения ответных санкций лишь падают, а уровень жизни объективно стоит на месте», — говорит Алексей Антонов. Помимо этого, против будет сам крупный бизнес, в чьих руках находятся гипермаркеты, поскольку бизнес-модель некоторых ретейлеров в таких условиях вообще может рухнуть.
Еще один довод сенатора — стремление догнать весь цивилизованный мир, ведь в Европе работа магазинов в поздние часы, а также по выходным не практикуется. «Между тем, если порассуждать, российский потребительский рынок с момента развала СССР формировался всегда в агрессивных конкурентных условиях, и сами по себе гипермаркеты и крупные торговые центры с якорными арендаторами в лице тех же самых гипермаркетов возникли как раз на развалах стихийных рынков, где царило, мягко говоря, беззаконие, но были низкие цены и либеральное отношение к покупателю», — констатирует Алексей Антонов.
Гипермаркет, по его словам, в какой-то степени это такой же большой рынок, только цивилизованный и дающий уверенность, что здесь не подсунут фальсификат. Ограничить его работу по выходным — все равно что лишить возможности граждан выбирать между доступностью цены и качеством, считает аналитик.
А вот сравнение с европейским образом жизни, по его мнению, довод крайне неудачный. «Там у граждан совсем другой доход. Большая часть населения в вечерние часы предпочитает обедать в кафе и ресторанах, поэтому ехать в магазин за глобальными покупками в выходной — необходимость далеко не каждого. В России такой образ жизни доступен немногим», — заключил он.
В наших условиях идея запретить круглосуточные гипермаркеты вряд ли осуществима практически, считают аналитики. «Возможность принятия такого законопроекта стремится к нулю, по крайней мере, на данный момент», — говорит Роман Терехин. Во-первых, вряд ли сами сети, обладающие значительными административными ресурсами, оставят вопрос без внимания. Ну а во-вторых, от российских потребителей, привыкших приобретать продукты в круглосуточном режиме, особенно в крупных городах, ожидать одобрения не приходится.