Интернет и СМИ
00:03, 6 апреля 2017

Приговорен к пожизненным дизлайкам Как в 23 года заработать миллионы на критике врагов и ненависти зрителей

Антон Болотов
Владимир Тодоров
Кадр: SOBOLEV / YouTube

После посещения ток-шоу «Пусть говорят» петербуржец Николай Соболев всего за пару месяцев набрал 2,5 миллиона подписчиков, став самым быстрорастущим блогером в мире. Его успехи вызывают зависть коллег по цеху, но и сам Николай, похоже, никогда не прочь подлить масла в огонь всеобщей ненависти. «Лента.ру» выяснила, чем Николай Соболев раздражает критиков и зрителей и как он зарабатывает миллионы на всеобщем осуждении.

Колян к успеху шел

История успеха Николая Соболева (произносить нужно с неповторимой авторской интонацией) началась вовсе не с рекордно прирастающего подписчиками канала имени самого себя и не со сверхрейтинговых выпусков «Пусть говорят» с Дианой Шурыгиной, а с юмористического проекта с социальным подтекстом Rakamakafo.

Николай считает себя весьма разносторонней личностью: до покорения YouTube он занимался боевыми искусствами, качался, пел на сцене и печатал на клавиатуре со скоростью света.

Став блогером, Соболев, по собственному признанию, решил бороться с безразличием россиян к окружающим, хотя его соавтор Гурам Нармания выступал лишь за веселые розыгрыши прохожих. В итоге дуэт чередовал забавные пранки с картинными «избиениями» девушек и показными сердечным приступами на улицах Санкт-Петербурга и Майами.

Многие видео Rakamakafo действительно заставляли задуматься о царящих в обществе нравах, но внимание зрителей, конечно же, привлек ролик «Домашнее насилие», а точнее мистическое появление и исчезновение тапочек на ногах якобы случайно заставшего избиение девушки курьера. Соболев и Нармания предпочли не обращать внимания на критику и просто перезалили ролик, вырезав злополучный фрагмент с тапочками.

В конце 2016 года, невзирая на растущую популярность и любовь 2,7 миллиона подписчиков, блогеры закрыли шоу, чтобы заняться собственными проектами. Движимый самыми благородными намерениями Николай Соболев с головой погрузился в критику коллег по цеху и обсуждение наиболее хайповых конфликтов блогеров, а Гурам увлекся продюсированием порноактрис на YouTube-канале Popcorn Studio.

Смакуя скандалы

Сегодня фирменное приветствие Соболева (правильнее все же Николая Соболева) еженедельно звучит для 2,5 миллионов подписчиков. В каждом ролике симпатичный молодой человек с прекрасно поставленной речью дотошно разбирает очередной скандал в мире видеоблогеров, проходясь сразу по нескольким звездам YouTube.

«Скажите мне, пожалуйста, кто из них старается доносить хоть что-то до людей? Поднимать темы образования, например. Зачем снимать блог из музея или рассказывать об Александре Сергеевиче Пушкине, если можно просто скинуть себе на голову наполненный водой презерватив?» — возмущается Соболев, намекая на «творчество» популярного блогера ЯнГо (2,9 миллиона подписчиков).

Под огонь критики рискуют попасть любые слова и поступки коллег по цеху, по какой-то причине вызвавшие его праведный гнев. Еще лучше, если все происходящее живо интересует интернет-сообщество. Соболев готов обсуждать обнаженные фотографии и травлю интернет-звезды Марьяны Ро (4,8 миллиона подписчиков), беспредел участников социального проекта «Лев Против» (799 тысяч подписчиков), дурачества кумиров 12-летних школьников с канала HalBer (1,3 миллиона подписчиков) и поведение самого популярного блогера Рунета Ивангая (11,2 миллиона подписчиков).

И он нисколько не стесняется своей репутации «желтой прессы» в мире блогеров. Более того, по слухам, Соболев активно развивает паблик «Жизнь ютуб» (569 тысяч подписчиков), где ежедневно публикуются самые горячие новости, слухи и, конечно же, вирусные ролики топовых блогеров Рунета.

Слава через шоу

В конце февраля, следуя своему четкому плану «пилить ролики по инфоповодам», автор книги «YouTube: Путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег» принимает волевое решение сделать остросоциальное видео про суицидальную игру «Синий кит». Как удержаться от соблазна кликнуть на такое название: «Вся правда о смертельной игре "Синий кит". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Самоубийство детей пора остановить»? Нарезка кадров из новостей и пересказ нескольких статей в СМИ принесли Соболеву рекордные восемь миллионов просмотров.

Николай быстро понял, что наткнулся на настоящую золотую жилу, а потому с радостью согласился принять участие в съемках ток-шоу «Пусть говорят», где, по его собственному выражению, «вовремя отбирал микрофон» у других гостей и конфликтовал с главной героиней выпуска — 17-летней жительницей Ульяновска Дианой Шурыгиной.

Блогер якобы пытался помочь осужденному за изнасилование девушки Сергею Семенову, но в итоге снял целых пять роликов про Шурыгину и свое отношение к ток-шоу, собрав под каждым из них по три-четыре миллиона просмотров. Более того, участие в «Пусть говорят» сделало Соболева самым быстрорастущим блогером мира: всего за полтора месяца число его подписчиков увеличилось в три раза.

Окрыленный успехом Николай бросился покорять новые горизонты, уже успев пожаловаться на безграмотных школьников в «Вечере с Владимиром Соловьевым» и раздав советы по просвещению молодежи на закрытой встрече с блогерами в Министерстве культуры.

Логичная правда

Соболев прекрасно понимает, что далеко не все обитатели YouTube питают к нему теплые чувства, и умеет обращать любой скандал в свою пользу. Например, когда на Rakamakafo ополчился известный постановщик пранков Андрей Афонин, он же «АФОНЯ ТВ» (1,6 миллиона подписчиков), Николай тут же снял отдельный выпуск с разоблачением роликов соперника.

Большинству зрителей вряд ли было интересно, кто же на самом деле прав, но громкие заявления подарили Соболеву 1,4 миллиона просмотров и нанесли серьезный удар по творчеству Андрея. «Афоня» в фирменном стиле успел приговорить противника к «пожизненным дизлайкам», но просмотры под его видео с тех пор планомерно снижались.

А вот дуэль рэп-клипов со звездой YouTube Дмитрием Лариным Соболев проиграл в пух и прах. Попытавшись прорваться на проект Versus Battle, Николай пал жертвой одного из главных музыкальных хитов лета. Позаимствовавший мотив у «Патимейкера» Ларин собрал 17 миллионов просмотров и вдоволь поиздевался над оппонентом, а меткая кличка «Коля-хейтер», похоже, теперь не отлипнет от него никогда.

Ответ Соболева стал рекордсменом по числу дизлайков на его канале и закономерно привел к валу троллинга в соцсетях. Правда, блогер все равно привлек к себе внимание зрителей, а потому наверняка не слишком горевал из-за постоянных шуток.

Не переживает он и из-за непрерывных обвинений в словоблудии, желании набрать побольше просмотров на любой резонансной новости и непоследовательности. Раскритиковав в пух и прах современное телевидение, он через пару месяцев без задней мысли снялся на Первом канале, а ролики с яростным осуждением коррупции во власти у него соседствуют с благодарностями Министерству культуры.

Сам Соболев объясняет это врожденной тягой ко всему новому и попытками любым способом донести свое мнение до окружающих. Но такой ответ устраивает далеко не всех, что в полной мере проявилось во время визита Николая на шоу «вДудь».

Ведущий Юрий Дудь с ходу принялся бомбардировать блогера неудобными вопросами, несколько раз попытался поймать его на противоречиях и попутно выпытал, что тот ежемесячно зарабатывает на своих роликах то ли два, то ли три миллиона рублей. Более того, Соболев, нисколько не стесняясь, буквально в двух предложениях описал цель создания роликов.

«Мне же нужно на что-то жить. Каждый ход, каждый шаг был рассчитан с самого начала, я понял, что это нужный формат. Выпуски могут выходить часто, в них легко встроить рекламу. Это мой бизнес-проект, и он успешен», — признался он и мигом снял все вопросы недоброжелателей.

Он не скрывает, что копит деньги на трехкомнатную квартиру в Москве и хочет пересесть с Mazda на более навороченную машину. А потому глупо критиковать его за то, что он обещает чиновникам нести культуру в массы, и тут же снимает ролик про худшие клипы блогеров. Ведь пока конкуренты вроде BadComedian отсматривают тонны плохих комедий, неделями придумывают смешные шутки и собирают по 1,5-2 миллиона просмотров, Соболев раз в несколько дней критикует всех на фоне стены и собирает 3-4 миллиона.

И виноват в этом вовсе не он, а аудитория. Которая с одинаковым наслаждением посмотрит его видео и напишет в комментариях «Коля-хейтер». Потому что это модно.

< Назад в рубрику