После посещения ток-шоу «Пусть говорят» петербуржец Николай Соболев всего за пару месяцев набрал 2,5 миллиона подписчиков, став самым быстрорастущим блогером в мире. Его успехи вызывают зависть коллег по цеху, но и сам Николай, похоже, никогда не прочь подлить масла в огонь всеобщей ненависти. «Лента.ру» выяснила, чем Николай Соболев раздражает критиков и зрителей и как он зарабатывает миллионы на всеобщем осуждении.
История успеха Николая Соболева (произносить нужно с неповторимой авторской интонацией) началась вовсе не с рекордно прирастающего подписчиками канала имени самого себя и не со сверхрейтинговых выпусков «Пусть говорят» с Дианой Шурыгиной, а с юмористического проекта с социальным подтекстом Rakamakafo.
Николай считает себя весьма разносторонней личностью: до покорения YouTube он занимался боевыми искусствами, качался, пел на сцене и печатал на клавиатуре со скоростью света.
Став блогером, Соболев, по собственному признанию, решил бороться с безразличием россиян к окружающим, хотя его соавтор Гурам Нармания выступал лишь за веселые розыгрыши прохожих. В итоге дуэт чередовал забавные пранки с картинными «избиениями» девушек и показными сердечным приступами на улицах Санкт-Петербурга и Майами.
Многие видео Rakamakafo действительно заставляли задуматься о царящих в обществе нравах, но внимание зрителей, конечно же, привлек ролик «Домашнее насилие», а точнее мистическое появление и исчезновение тапочек на ногах якобы случайно заставшего избиение девушки курьера. Соболев и Нармания предпочли не обращать внимания на критику и просто перезалили ролик, вырезав злополучный фрагмент с тапочками.
В конце 2016 года, невзирая на растущую популярность и любовь 2,7 миллиона подписчиков, блогеры закрыли шоу, чтобы заняться собственными проектами. Движимый самыми благородными намерениями Николай Соболев с головой погрузился в критику коллег по цеху и обсуждение наиболее хайповых конфликтов блогеров, а Гурам увлекся продюсированием порноактрис на YouTube-канале Popcorn Studio.
Сегодня фирменное приветствие Соболева (правильнее все же Николая Соболева) еженедельно звучит для 2,5 миллионов подписчиков. В каждом ролике симпатичный молодой человек с прекрасно поставленной речью дотошно разбирает очередной скандал в мире видеоблогеров, проходясь сразу по нескольким звездам YouTube.
«Скажите мне, пожалуйста, кто из них старается доносить хоть что-то до людей? Поднимать темы образования, например. Зачем снимать блог из музея или рассказывать об Александре Сергеевиче Пушкине, если можно просто скинуть себе на голову наполненный водой презерватив?» — возмущается Соболев, намекая на «творчество» популярного блогера ЯнГо (2,9 миллиона подписчиков).
Под огонь критики рискуют попасть любые слова и поступки коллег по цеху, по какой-то причине вызвавшие его праведный гнев. Еще лучше, если все происходящее живо интересует интернет-сообщество. Соболев готов обсуждать обнаженные фотографии и травлю интернет-звезды Марьяны Ро (4,8 миллиона подписчиков), беспредел участников социального проекта «Лев Против» (799 тысяч подписчиков), дурачества кумиров 12-летних школьников с канала HalBer (1,3 миллиона подписчиков) и поведение самого популярного блогера Рунета Ивангая (11,2 миллиона подписчиков).
И он нисколько не стесняется своей репутации «желтой прессы» в мире блогеров. Более того, по слухам, Соболев активно развивает паблик «Жизнь ютуб» (569 тысяч подписчиков), где ежедневно публикуются самые горячие новости, слухи и, конечно же, вирусные ролики топовых блогеров Рунета.
В конце февраля, следуя своему четкому плану «пилить ролики по инфоповодам», автор книги «YouTube: Путь к успеху. Как получать фуры лайков и тонны денег» принимает волевое решение сделать остросоциальное видео про суицидальную игру «Синий кит». Как удержаться от соблазна кликнуть на такое название: «Вся правда о смертельной игре "Синий кит". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Самоубийство детей пора остановить»? Нарезка кадров из новостей и пересказ нескольких статей в СМИ принесли Соболеву рекордные восемь миллионов просмотров.
Николай быстро понял, что наткнулся на настоящую золотую жилу, а потому с радостью согласился принять участие в съемках ток-шоу «Пусть говорят», где, по его собственному выражению, «вовремя отбирал микрофон» у других гостей и конфликтовал с главной героиней выпуска — 17-летней жительницей Ульяновска Дианой Шурыгиной.
Блогер якобы пытался помочь осужденному за изнасилование девушки Сергею Семенову, но в итоге снял целых пять роликов про Шурыгину и свое отношение к ток-шоу, собрав под каждым из них по три-четыре миллиона просмотров. Более того, участие в «Пусть говорят» сделало Соболева самым быстрорастущим блогером мира: всего за полтора месяца число его подписчиков увеличилось в три раза.
Окрыленный успехом Николай бросился покорять новые горизонты, уже успев пожаловаться на безграмотных школьников в «Вечере с Владимиром Соловьевым» и раздав советы по просвещению молодежи на закрытой встрече с блогерами в Министерстве культуры.
Соболев прекрасно понимает, что далеко не все обитатели YouTube питают к нему теплые чувства, и умеет обращать любой скандал в свою пользу. Например, когда на Rakamakafo ополчился известный постановщик пранков Андрей Афонин, он же «АФОНЯ ТВ» (1,6 миллиона подписчиков), Николай тут же снял отдельный выпуск с разоблачением роликов соперника.
Большинству зрителей вряд ли было интересно, кто же на самом деле прав, но громкие заявления подарили Соболеву 1,4 миллиона просмотров и нанесли серьезный удар по творчеству Андрея. «Афоня» в фирменном стиле успел приговорить противника к «пожизненным дизлайкам», но просмотры под его видео с тех пор планомерно снижались.
А вот дуэль рэп-клипов со звездой YouTube Дмитрием Лариным Соболев проиграл в пух и прах. Попытавшись прорваться на проект Versus Battle, Николай пал жертвой одного из главных музыкальных хитов лета. Позаимствовавший мотив у «Патимейкера» Ларин собрал 17 миллионов просмотров и вдоволь поиздевался над оппонентом, а меткая кличка «Коля-хейтер», похоже, теперь не отлипнет от него никогда.
Ответ Соболева стал рекордсменом по числу дизлайков на его канале и закономерно привел к валу троллинга в соцсетях. Правда, блогер все равно привлек к себе внимание зрителей, а потому наверняка не слишком горевал из-за постоянных шуток.
Не переживает он и из-за непрерывных обвинений в словоблудии, желании набрать побольше просмотров на любой резонансной новости и непоследовательности. Раскритиковав в пух и прах современное телевидение, он через пару месяцев без задней мысли снялся на Первом канале, а ролики с яростным осуждением коррупции во власти у него соседствуют с благодарностями Министерству культуры.
Сам Соболев объясняет это врожденной тягой ко всему новому и попытками любым способом донести свое мнение до окружающих. Но такой ответ устраивает далеко не всех, что в полной мере проявилось во время визита Николая на шоу «вДудь».
Ведущий Юрий Дудь с ходу принялся бомбардировать блогера неудобными вопросами, несколько раз попытался поймать его на противоречиях и попутно выпытал, что тот ежемесячно зарабатывает на своих роликах то ли два, то ли три миллиона рублей. Более того, Соболев, нисколько не стесняясь, буквально в двух предложениях описал цель создания роликов.
«Мне же нужно на что-то жить. Каждый ход, каждый шаг был рассчитан с самого начала, я понял, что это нужный формат. Выпуски могут выходить часто, в них легко встроить рекламу. Это мой бизнес-проект, и он успешен», — признался он и мигом снял все вопросы недоброжелателей.
Он не скрывает, что копит деньги на трехкомнатную квартиру в Москве и хочет пересесть с Mazda на более навороченную машину. А потому глупо критиковать его за то, что он обещает чиновникам нести культуру в массы, и тут же снимает ролик про худшие клипы блогеров. Ведь пока конкуренты вроде BadComedian отсматривают тонны плохих комедий, неделями придумывают смешные шутки и собирают по 1,5-2 миллиона просмотров, Соболев раз в несколько дней критикует всех на фоне стены и собирает 3-4 миллиона.
И виноват в этом вовсе не он, а аудитория. Которая с одинаковым наслаждением посмотрит его видео и напишет в комментариях «Коля-хейтер». Потому что это модно.