Ценности
08:01, 7 апреля 2017

Бешеные табуретки Спортивные модификации компактных авто не теряют популярности

Владислав Крылов
Volkswagen Golf GTE Sport
Фото: Gerlach Delissen / Corbis / Getty Images

Настоящий спорткар с двигателем мощностью как у истребителя времен Второй мировой и прижатым к земле кузовом из инновационного углепластика и титана — развлечение для немногих счастливцев. Цена самого изделия, расходы на эксплуатацию, страховка, наконец — все это и не каждому состоятельному человеку по карману. Но желание прокатиться с ветерком не отпускает автолюбителей — особенно молодых, которым средства точно не позволяют приобрести даже подержанный Lamborghini или Porsche. Именно на эту категорию ориентированы так называемые хот-хэтчи — спортивные форсированные версии серийных машин компактного и субкомпактного классов.

Эра благоденствия

Массовый спорт-компакт, впрочем, впервые появился во времена, когда на рынке правили бал классические трехобъемные седаны — в 1960-е. Послевоенный экономический подъем в Западной Европе привел и к увеличению покупательской способности населения и, как следствие, к спросу на автомобили, удовлетворявшие не только базовые запросы среднего класса, но и дававшие молодым буржуа почувствовать себя королями скорости на автострадах и автобанах.

Первой такой машиной традиционно считают выпускавшийся с 1964-го по 1970 год Renault R8 Gordini. «Четырехглазая» и почти всегда голубая модификация серийной «восьмерки» оснащалась форсированным четырехкарбюраторным 89-сильным двигателем рабочим объемом 1,1 литра (с 1967 года — 100 «лошадей» и 1,3 литра) и была способна разогнаться до немыслимых для обычного семейного авто 170 километров в час. Неудивительно, что машина стала популярна и среди «гонщиков вокруг кафе», как иронично называли иногда основных покупателей модели, и среди настоящих начинающих автогонщиков-раллистов.

Но настоящий бум спорт-компактов случился в 1980-х: вышедшие на рынок во второй половине предшествовавшего десятилетия Volkswagen Golf GTI, Peugeot 205 GTI и Renault 5 Alpine быстро завоевали успех среди целевой аудитории. Совершенствование технологии турбонаддува позволило увеличить мощность двигателей даже с небольшим рабочим объемом до предельных значений. А в 1980-м году компания Renault выпустила прорывную модификацию 5 Turbo — сперва как раллийный автомобиль, а затем и сертифицированную для дорог общего пользования версию.

Внешне остававшийся все тем же трехдверным хэтчбеком (разве что с более резкими очертаниями кузова и характерными воздухозаборниками позади дверей; доработкой дизайна занимался знаменитый Марчелло Гандини, создатель Lamborghini Miura), автомобиль был радикально переработан: машина получила заднемоторную компоновку с приводом на задние колеса, что позволило установить более мощную двигательную установку. Мотор Cléon-Fonte (1,4-литровый, с турбонаддувом) развивал 158 лошадиных сил в стандартной версии, что позволяло разгоняться до 200 километров в час — недурно для хэтчбека длиной 3,6 метра. Топовый гоночный вариант R5 Maxi Turbo выдавал уже немыслимые 350 «лошадей».

Неменьший и, в отличие от хот-хэтчей Renault, не снизившийся со временем успех сопутствовал спортивной модификации немецкого «Гольфа». Первый Golf GTI был показан компанией Volkswagen в марте 1975 года на Франкфуртском автосалоне и немедленно очаровал публику. Немцы подошли к вопросу в своей традиционной манере: прежде всего — практичность. Машина вышла одновременно и утилитарной, и спортивной: двигатель рабочим объемом 1,6 или 1,8 литра с непосредственным впрыском (кстати, это был один из первых случаев использования инжектора на компакте) разгонял Golf GTI до сотни всего за 9 секунд, а максимальная скорость составляла 180 километров в час.

Часто именно Golf GTI называют первым настоящим хот-хэтчем. В действительности еще в 1971 году итальянская фирма Autobianchi, собиравшая весьма популярные у себя на родине субкомапкты А112 на укороченной базе Fiat 128 (было выпущено более миллиона машин), представила спортивную модификацию A112 Abarth.

Приключения с электроникой

В XXI столетии спрос на малогабаритные спорткары не уменьшился — более того, производители автомобилей премиум-класса также обратили внимание на этот сегмент и начали предлагать потенциальным клиентам люксовые компакты (BMW M1, Audi A3). Характерно, что, к примеру, компакт Audi A3 использует ту же платформу MQB, что и собратья по группе Volkswagen — Golf седьмого поколения и Škoda Octavia.

Не отстают и японцы: Nissan в конце прошлого года показал версию компактного седана Sentra Nismo с почти двухсотсильным турбированным двигателем, а последнее купе Honda Civic Si, по слухам, (официальных данных пока нет) снабжено движком в 230 «лошадей». Новейший тренд в области спортверсий, впрочем, — электромобили и гибриды. В 2015 году был показан двухместный концепт гибрида Golf GTE Sport — с углепластиковым кузовом, турбированным 299-сильным бензиновым двигателем 1.6 TSI от раллийного Polo R WRC и «упакованным» в шестиступенчатую роботизированную коробку передач 115-сильным электромотором. Машина способна разгоняться до 280 километров в час (с места до сотни — за 4,3 секунды). Серийный гибридный спорт-компакт Audi A3 Sportback e-tron продается в Европе и США уже более двух лет.

А на последнем Женевском автосалоне Renault представила полностью электрический концепт Renault Zoe e-sport, построенный на базе пятидверного хэтчбека фирмы, который уже второй год подряд держит первое место по популярности среди продаваемых в Европе электромобилей. Два электромотора суммарной мощностью 462 лошадиные силы разгоняют машину до сотни всего за 3,2 секунды — результат, недостижимый и для многих «настоящих» спорткаров.

К сожалению, на российском рынке слабо представлены даже «старомодные» хот-хэтчи с двигателями внутреннего сгорания. «Коммерческая эффективность хот-хэтчей — величина недоказуемая. Скорее, приходится говорить об имиджевой рекламе на колесах — автомобильный производитель демонстрирует то, на что в принципе способна твоя вполне гражданская машина. В этом смысле достаточно странно, что мы не видим "заряженных" версий Solaris и Rio. И если, например, в год удается продать хотя бы несколько десятков тех же Fiesta ST или Megane RS, ни те, ни другие кстати, не продаются на российском рынке к моему большому сожалению, то это уже можно называть достаточно успешным показателем. — делится мнением издатель проекта autonews.ru Алексей Бутенко. — Главный кайф "заряженных" хэтчбеков — на тебя на дороге смотрят как на абсолютно обычного участника движения, дальше ты нажимаешь на педаль и уходишь вперед с ускорением истребителя».

С Бутенко согласен и руководитель портала «Авторамблер» Дмитрий Баринов: «Перспективы слабые. Это совсем нишевые модели. И покупают их единицы. И дальше спрос будет падать. Ведь они дорогие».

< Назад в рубрику