Экономика
11:27, 10 апреля 2017

Маски уверенности Ралли вице-премьеров: на кого рассчитывают руководители правительства

Александр Бирман
Дмитрий Козак, Ольга Голодец и Игорь Шувалов
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Дмитрий Медведев жестко отвечает Дональду Трампу и Алексею Навальному, любуется арктическими красотами с Владимиром Путиным и устраивает публичные разносы министрам за опоздания. Между тем правительству остается всего неделя до отчета перед Госдумой и около месяца до традиционного отчета перед президентом об исполнении «майских указов». А Росстат фиксирует скорее рост уровня бедности, нежели экономики. «Лента.ру» выясняла, на что и на кого в этой ситуации делают ставку медведевские замы.

Игорь Шувалов

За стройку взялись капитально. Игорь Шувалов пообещал призвать к ответственности чиновников Минстроя, если Россия не поднимется в рейтинге Всемирного банка Doing Business, поскольку волокиту с получением разрешения на строительство предприниматели называют в числе главных факторов, ограничивающих деловую активность. Досталось профильному ведомству и за игнорирование нужд потребителей. Первый вице-премьер посетовал на то, что термин «доступное жилье» трансформировался в «жилье экономкласса», хотя такого рода квартиры, по мнению Шувалова, должны быть не только дешевыми, но и комфортными.

Удовлетворение этого требования, очевидно, потребует увеличения застраиваемых площадей, что может оказаться полезно еще и с точки зрения перезапуска экономического роста. Но успешное решение этой задачи в немалой степени зависит от готовности отечественных лендлордов и местных властей выделять земли под жилищное строительство.

А, например, благосклонность последних под большим вопросом из-за планов по переводу средств региональных операторов, собирающих взносы на капремонт, под контроль федерального казначейства. С такой инициативой выступил председатель общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. Шувалов назвал это предложение интересным и заявил, что его необходимо проработать. Однако губернаторы и главы автономий вряд ли обрадуются тому, что Москва отбирает у них очередную «заначку» в виде взносов на капремонт.

Дмитрий Козак

Не всякий российский чиновник способен ответить Рамзану Кадырову, не рискуя вызвать гнев главы Чечни. Дмитрий Козак, похоже, обладает такими навыками. Вице-премьеру удалось довольно деликатно уйти от ответа на кадыровский выпад о сокращении федеральной целевой программы по восстановлению республики.

«Алексей Кудрин и Дмитрий Козак сказали, что если я соглашусь на секвестирование, на следующий год они все сделают и откроют финансирование. Уверили меня, чтобы я согласился. Исходя из ситуации, я согласился, и все. А получил что?» — так в недавнем интервью «России 24» Кадыров трактовал события десятилетней давности, когда Кудрин, соответственно, руководил Минфином, а Козак был полпредом президента в Южном федеральном округе (куда в то время входила и Чечня). Козак сослался на отсутствие под рукой необходимых данных (в момент выхода интервью Кадырова он находился в Вене) и обещал разобраться, когда приедет в Москву.

Этот заочный обмен репликами состоялся в конце марта, но за прошедшую неделю никаких публичных разъяснений не последовало. При этом, учитывая ту роль, которая играют Чечня и ее лидер в российской политической жизни, сложно предположить, что Козак действительно не помнит, «что было, а что не было секвестировано» в соответствующей ФЦП.

Александр Хлопонин

«Платону» добавят экологичности. Александру Хлопонину во время его визита в Татарстан продемонстрировали привязанное к этой системе приложение, позволяющее контролировать перемещение твердых коммунальных отходов.

Это разработка «РТ-Инвест», дочерней компании «Ростеха» и одного из «платоновских» концессионеров. Она же претендует на получение подряда на строительство мусоросжигательных ТЭС в Подмосковье и Татарстане. Таким образом, эта автономия может стать главным полигоном по внедрению «мусорных» инноваций и ключевым источником связанных с ними доходами «Ростеха».

«Решение принято Казань и республику сделать пилотным регионом. К 2020 году нужно сделать первый в России город-миллионник вообще безотходным. Для утилизации отходов это все здорово», — комментирует Хлопонин начинания, содействие которым, помимо прочего, гарантирует ему ответную поддержку со стороны таких тяжеловесов, как глава «Ростеха» Сергей Чемезов и президент Татарстана Рустам Минниханов.

Только одно обстоятельство несколько омрачает перспективы, открывающиеся перед этим тройственным альянсом. По иронии судьбы, как раз во время пребывания Хлопонина в Казани депутат республиканского парламента коммунист Артем Прокофьев внес законопроект об отмене «Платона».

Юрий Трутнев

Силовики сказали: «Надо!» — вице-премьер ответил: «Есть!» Сразу два силовых ведомства — Минобороны и ФСБ — получили возможность удостовериться в договороспособности Юрия Трутнева.

По требованию военного министерства была приостановлена выдача «бесплатных гектаров» на Курилах. «Определенные земли нужны Минобороны для защиты РФ. Россию надо защищать, поэтому те земли, которые нужны Минобороны, останутся за ними», — объяснил вице-премьер.

Не менее философски Трутнев отнесся к обыскам, которые сотрудники ФСБ провели в московском офисе патронируемой им компании «АЛРОСА». «Учитывая, что компания является основным поставщиком алмазов, она должна быть транспарентна и всегда готова к такого рода проверкам», — донес до корреспондентов RNS мнение своего шефа трутневский помощник.

Впрочем, в этом случае действия силовиков могут оказаться на руку Трутневу. По данным «Ведомостей», следователи заинтересовались сделкой по продаже МАК-банка, до 2015 года находившегося под «алросовским» контролем. Но этот непрофильный актив продавала как раз та менеджерская команда, с которой у курирующего вице-премьера были весьма напряженные взаимоотношения. Кроме того, разбираться с последствиями данного инцидента, включая падение акций компании, предстоит не столько Трутневу, сколько новому президенту «АЛРОСА» Сергею Иванову.

Ольга Голодец

Теневой сектор сокращают вместе с соцвзносами. По словам Ольги Голодец, только в 2016 году 2,5 миллиона человек перешли из «серой занятости» в «белую». Социальный вице-премьер называет это «серьезным достижением» и «движением в интересах людей».

Настойчивое стремление Голодец покончить с «теневиками» не в последнюю очередь обусловлено необходимостью увеличить поступления в Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. И в этом весьма своеобразную помощь главе соцблока оказали коллеги-оппоненты из Минэкономразвития, тоже озабоченные «борьбой с тенью».

Ведомство Максима Орешкина предлагает отвязать взносы самозанятых в соцфонды от минимального размера оплаты труда. В Минэкономразвития считают, что в противном случае возникают «риски значительного роста финансовой нагрузки», что «ожидаемо повлечет за собой сокращение числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, их уход в теневой сектор или регистрацию в качестве безработных».

Но если соответствующие поправки Минэкономразвития в Налоговый кодекс будут одобрены, то, даже преобразовываясь в легальные ИП, «гаражная экономика» не сделает намного богаче государственную систему здравоохранения и «пенсионку».

Дмитрий Рогозин

Илону Маску удается не только демонстрировать технологические чудеса в США, но и объединять идейных оппонентов в России. Вслед за Анатолием Чубайсом и Алексеем Кудриным «снял шляпу» перед американским инноватором и Дмитрий Рогозин. Он не просто сердечно поздравил Маска с успешным повторным запуском ракеты Falcon 9, но и заявил, что надо обсуждать возможность применения этого ноу-хау в России.

Космические сенсации Маска дают Рогозину неплохой повод для атаки на «Роскосмос» — достижения корпорации на фоне новостей о SpaceX выглядят намного скромнее. Поэтому с формальной точки зрения правительственного куратора сложно упрекнуть в предвзятости и попытке отомстить руководству «Роскосмоса» за то, что оно больше тяготеет к «Ростеху», нежели к профильному вице-премьеру.

Впрочем, выбор Маска в качестве своеобразного инструмента воздействия на «Роскосмос» не совсем безупречен. Прежде всего потому, что позиции частных аэрокосмических компаний в США могут сильно пошатнуться из-за наращивания администрацией Трампа оборонных расходов бюджета и ставки на традиционных лидеров ВПК.

Не исключено, что Трампу удастся втянуть в новую гонку вооружений и Россию — это, безусловно, повысит значимость «оборонно-космического» вице-премьера. Но тем сложнее будет Рогозину отстаивать свое право занимать этот пост, не говоря уже о необходимости избегать конфликтов с влиятельным отраслевыми лоббистами и их креатурами.

Аркадий Дворкович

Хороший — враг лучшего. Аркадий Дворкович сетует на то, что несмотря на сделку с ОПЕК о сокращении нефтедобычи баррель так и не поднялся до 55-60 долларов.

Всего год назад Дмитрий Медведев говорил, что России нужна не высокая, а стабильная цена на нефть, и эту долгожданную передышку правительство получило благодаря ОПЕК. Но темпами изменения сырьевой конъюнктуры недовольны отечественные нефтяники. Возможно, ссылаясь на неэффективность глобальной сделки по сокращению нефтедобычи, они пытаются дезавуировать планы властей по очередным налоговым маневрам в отрасли — в таком случае Дворкович неплохо подыграл сырьевым лоббистам.

Впрочем, перспективы продления сделки с ОПЕК вызывают сомнения не только из-за ее спорной результативности. Ракетный удар США по Сирии еще больше обострил конфликт между ключевыми участниками картеля — Саудовской Аравией и Ираном. Ведь демарш Белого дома — яркое свидетельство того, что американо-саудовский альянс не просто реанимирован, но перешел в жесткое антииранское наступление. При этом возможности российской «челночной дипломатии», ранее способствовавшей достижению «нефтяного компромисса» между Эр-Риядом и Тегераном, теперь тоже весьма ограничены.

Виталий Мутко

«Четвертая власть» получила достойный асимметричный ответ от самого критикуемого ею вице-премьера. Виталий Мутко отверг возможность участия правительства в разрешении финансовых разногласий между российскими телеканалами и FIFA.

Футбольная ассоциация запросила 120 миллионов долларов за права на трансляцию матчей ЧМ-2018. Вещатели отказываются платить такие деньги, но помощи им ждать, похоже, неоткуда. «Мы заинтересованы в трансляции на территории России, но продавец прав — FIFA, покупатель — рынок. Это рыночная ситуация, это каналы, компании. Мы в этом не принимаем участие, и попытка втягивать в это государство, чтобы оно заплатило, неверна», — заявляет Мутко.

С одной стороны, столь бережное отношение к бюджетным средствам можно только приветствовать, тем более что Россия и так тратит на ЧМ-2018 почти в десять раз больше, чем FIFA: 11,2 миллиарда долларов против 1,95 миллиардов.

С другой стороны, получается, что миллионы футбольных фанатов не получат никаких бонусов за то, что мундиаль проводится в их стране. И в отсутствие телетрансляций на местных телеканалах главными выгодоприобретателями становятся не рядовые налогоплательщики, а владельцы спортивной инфраструктуры.

< Назад в рубрику