Крупнейший в России ретейлер — X5 Retail Group — договорился с потребительскими кооперативами об открытии тысячи торговых точек в российской глубинке. Это позволит расширить ассортимент продукции в сельских магазинах и внедрить единые стандарты качества. В результате жители сельской местности и малых городов получат современные магазины с широким ассортиментом по доступным ценам. Также в рамках проекта в пяти тысячах магазинов «Пятерочка» организуют отдельные секции с фермерскими продуктами.
X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», подписала соглашение с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюзом) о развитии розничной торговли в регионах. Документ предусматривает открытие тысячи магазинов в течение ближайших трех лет под брендом «КООП-Пятерочка».
В X5 отмечают, что создание новой сети на базе уже работающих объектов повысит эффективность продовольственной инфраструктуры потребительской кооперации, в том числе за счет реконструкции и переоснащения магазинов и внедрения современных стандартов торговли.
Центросоюз — это некоммерческая организация, объединяющая 2,6 тысячи потребительских союзов и обществ по всей России, более 2,5 миллиона пайщиков. В нее входят около 40 тысяч торговых предприятий, в том числе 38 тысяч магазинов, 15,5 тысячи объектов по хранению и переработке закупленной сельхозпродукции, а также предприятия общественного питания. Более 80 процентов объектов розничной торговли потребительской кооперации расположено в сельской местности и малых городах России.
Проект будет развиваться преимущественно по франчайзингу либо магазины будут передаваться Х5 в аренду, рассказали представители Х5 на конференции по итогам подписания соглашения. Стороны также договорились до 2021 года открыть до пяти тысяч фирменных отделов в формате «магазин в магазине» в сети «Пятерочка». В них будет продаваться фермерская продукция.
«В советский период потребительская кооперация осуществляла до 27 процентов товарооборота страны. У нас сегодня около 40 тысяч магазинов — это по сути крупная торговая сеть. Но она не объединена, поэтому особой силы не представляет. Каждый регион сдает в аренду их разным сетям», — рассказал глава Центросоюза Дмитрий Зубов. По его словам, одна из главных задач договоренностей с X5 Retail Group — предоставить мелким фермерам доступ в сетевые магазины. «У сетей большой потенциал, хороший финансовый ресурс, большой оборот, сильная логистика, они могут предоставить низкие цены и конкурировать с ними очень трудно. Поэтому мы задались целью не конкурировать, а найти взаимовыгодные точки пересечения», — пояснил он.
«Для нас это, во-первых, возможность расширения и роста нашей сети в регионах на базе уже работающей системы потребкооперации. Во-вторых, это улучшение работы таких магазинов за счет нашей ассортиментной матрицы. Кроме того, это развитие среднего и малого бизнеса в регионах», — в свою очередь сообщил главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман.
По словам Шехтермана, схема франчайзинга позволит внедрить единые стандарты в магазинах «КООП-Пятерочка», включая уровень цен, которые «ниже средних по рынку».
Кроме того, соглашение предусматривает поставки товаров из ассортимента торговой сети «Пятерочка» в магазины системы потребительской кооперации, не участвующие в проекте. То есть покупатель сможет приобрести в сельском магазинчике не только продукты, но и бытовую химию — как в универсамах «Пятерочка».
«Что касается регионов, то мы договорились развивать сотрудничество во всех регионах присутствия «Пятерочки». Дальше все будет зависеть от желания конкретных потребительских кооперативов подключиться к этому проекту», — рассказал директор по развитию Х5 Retail Group Игорь Плетнев.
По словам Зубова, пилотными регионами, где проект заработает в первую очередь, станут Поволжские — Нижегородская область, Татарстан, Башкирия, Удмуртия и другие. «В то же время хотят практически все (регионы)», — добавил он.
Х5 Retail Group вложится в реконструкцию сельских магазинов — торговые точки, участвующие в проекте, будут оформлены в едином стиле, внедрены единые стандарты качества, как и в других универсамах торговой сети «Пятерочка».
«Конкретные суммы мы не называем, но реконструкция будет проходить в соответствии со стандартами «Пятерочки», исходя из средней стоимости инвестиций в один магазин. При этом есть около 40 тысяч работающих магазинов с хорошим трафиком, соответственно вложение в них средств, расширение ассортимента будет выгодно для покупателей», — рассказал «Ленте.ру» Шехтерман. По его словам, средняя торговая площадь «Пятерочки» составляет 400 квадратных метров, поэтому найти подходящие по площади торговые точки не составит труда. Магазины не будут выкупаться Х5 и не будут стоять на балансе ретейлера, но выручку от франчайзинга отразят в финансовой отчетности, пояснил топ-менеджер. Магазины «КООП-Пятерочка» также смогут воспользоваться мощной логистической системой и разветвленной базой поставщиков Х5.
По мнению доцента кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлии Сягловой, проект на первом этапе будет носить социальную направленность из-за невысокой доходности сельских магазинов. Вместе с тем, по ее словам, со временем ретейлер сможет увеличить выручку от этого сегмента за счет роста трафика. «Для кооперативов выгода очевидна — удовлетворение потребности людей в селах, где есть очевидные проблемы с ассортиментом. В перспективе, с развитием такого формата, можно будет говорить о какой-то маржинальности для Х5. Во всяком случае, у «Пятерочки» не будет проблем с логистикой, благодаря распределительным центрам ретейлера», — сказала она.
Партнеры планируют также использовать учебные заведения Центросоюза для подготовки кадров — логистов, товароведов, продавцов — для «Пятерочки», а студентам Российского университета кооперации будет предоставлена возможность прохождения практики в группе Х5.
Х5 Retail Group в сентябре 2016 года впервые вышла в лидеры по размеру выручки и с этого момента сохраняет ведущую позицию на розничном рынке. По итогам четвертого квартала прошлого года продажи группы увеличились на 27,5 процента, до 291,3 миллиарда рублей, обогнав выручку «Магнита», который опережал конкурентов по этому показателю на протяжении трех лет.