В пятницу, 14 апреля, в столице Киргизии состоялись саммиты Организации коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Собравшиеся в Бишкеке лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Таджикистана в очередной раз рассказали о пользе созданных объединений, но проблемы предпочли скрыть за закрытыми дверями.
После взрыва в петербургском метро довольно быстро стало известно, что адская машина сработала в рюкзаке 22-летнего уроженца Киргизии Акбаржона Джалилова. Проведение в Бишкеке саммита, посвященного коллективной безопасности, предполагало хотя бы внешнее усиление этой самой безопасности. Но город жил в обычном режиме. Входящих в резиденцию Ала-Арча едва досматривали, доверяя нюху собаки. Четвероногие друзья несли почти всю ответственность обеспечения безопасности на территории проживания главы государства.
В то же время ситуация в республике далека от спокойной. 30 августа 2016 года террорист-смертник въехал на машине на территорию посольства Китая и взорвал себя вместе с ней. В Киргизии регулярно обнаруживают самодельные бомбы. Эксперты предупреждают, что исламисты активизировали в республике вербовку в свои ряды не только через мечети и религиозные школы, число которых заметно выросло за последние 20 лет, но и через соцсети. Выходцы из Киргизии причастны к атаке на аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле в июне 2016 года и к теракту в ночном клубе в центре Стамбула в ночь на 1 января 2017 года.
Количество выехавших в Сирию и присоединившихся к «Исламскому государству» уроженцев Киргизии исчисляется сотнями. По разным подсчетам, как упоминал недавно российский президент, в Сирии воюет примерно 20 тысяч иностранных боевиков, из них почти 10 тысяч из стран СНГ. Половина — россияне, половина — выходцы из стран Центральной Азии.
В интервью телеканалу «Мир» Владимир Путин перечислял и другие проблемы региона: наркотрафик и прорывы боевиков с территории Афганистана, в том числе и в Киргизию. «Мы отдаем себе отчет, насколько это опасно для нашей страны. Неслучайно в Таджикистане развернута и функционирует наша 201‑я военная база», — напомнил Путин и подчеркнул, что Москва все же надеется не использовать эти силы никогда.
Поэтому повестка встречи лидеров ОДКБ лежала на поверхности. Впрочем, саммит организации был неформальным и непубличным. Прессу на обсуждение не допустили. Единственная фраза, которую удалось услышать, — замечание Атамбаева о том, что нужна консолидация усилий в противодействии новым вызовам.
Поскольку Евразийский союз и ОДКБ охватывают практически одни и те же страны, в Бишкеке решили совместить два формата. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, не посетивший предыдущую встречу Евразийского союза в Москве, прибыл в Бишкек в прекрасном расположении духа. После трех месяцев размышлений Минск наконец подписал новый Таможенный кодекс ЕАЭС, одобренный остальными странами еще в конце прошлого года. Сговорчивость Лукашенко, вероятно, объяснялась удовлетворенностью итогами переговоров с Путиным 3 апреля в Санкт-Петербурге.
В мае исполнится три года с момента подписания договора о создании Союза, и все его члены были настроены подвести промежуточные итоги, тем более что в нынешнем году уже можно похвалиться некоторыми успехами. «Кризис ведь не вечен», — с оптимизмом отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Цифры действительно внушают оптимизм. Армения рванула вперед по торговле, увеличив экспорт своих товаров на 65 процентов. Например, объем совместной торговли между Арменией и Казахстаном вырос в 3,5 раза. В январе этого года по сравнению с январем прошлого объем взаимной торговли в рамках Союза увеличился на 38 процентов, на столько же выросли и поставки государств-членов в третьи страны.
Киргизию больше волновали правила депортации гастарбайтеров из России. Атамбаев выразил мнение, что мигрантов, совершивших мелкие нарушения, можно было бы не наказывать так строго.
Лукашенко традиционно отстаивал интересы Минска, предложив «ввести мораторий на принятие новых правовых актов, носящих дискриминационный характер по отношению к партнерам по Союзу».
Путин же выбрал позитивную тональность. Он заявил, что интеграционные процессы сработали для стран ЕАЭС как подушка безопасности, позволили нивелировать риски от мировых экономических проблем. Российский президент также сообщил о расширении сотрудничества с Астаной в сфере освоения космоса с использованием арендуемого у Казахстана космодрома Байконур, для чего будут скорректированы планы по использованию нового российского космодрома Восточный.
В завершение встречи Молдавии предоставили статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. Президент республики Игорь Додон, единственный лидер, прилетевший в Бишкек регулярным рейсом, назвал себя первопроходцем. В своей речи он постоянно использовал местоимение «мы», подчеркивая, что говорит от имени всего молдавского народа. В Кишиневе, однако, его пророссийская позиция вызывает возражения: правительство страны выступает за интеграцию с Евросоюзом.
«Конечно, у нас действует соглашение об ассоциации с Европейским союзом, оно было подписано и ратифицировано парламентом еще в 2014 году. Но, как говорят наши европейские партнеры, они никогда не ставили условие „или-или“», — заявил Додон. И добавил, что члены ЕАЭС получили в его лице друга и партнера.
Теперь очередь за Таджикистаном, считают в Москве. Республика входит в ОДКБ, но не торопится вступать в ЕАЭС, поэтому Эмомали Рахмону предложили компромиссный сценарий: вслед за Молдавией стать хотя бы наблюдателем. Впрочем, этот статус еще только предстоит прописать в уставе организации. Пока это положение документами не подкреплено.