Бывший СССР
00:03, 15 апреля 2017

Положить конец Почему в Узбекистане духовенство хочет объявить табу на мужчин-гинекологов

Ахмед Сейидов
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

В начале апреля имам ташкентской мечети Рахматулло Сайфутдинов потребовал запретить мужчинам быть женскими докторами. Он назвал практикующего гинеколога сильного пола «постыдным явлением» и предложил немедленно избавиться от этого наследия советского прошлого. Одиозная инициатива муллы вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Большинство граждан возмутились столь грубым вмешательством религиозных деятелей в светские дела, однако звучали мнения и в поддержку идеи имама допускать к гинекологической практике исключительно по половому признаку. Удастся ли узбекскому духовному лидеру запретить врачей-мужчин этой специализации и какими еще скандальными предложениями прославились наставники правоверных, разбиралась «Лента.ру».

В легкие руки

Новое слово в гинекологии, призванное упразднить в стране мужчин-гинекологов как класс, 42-летний священник произнес в обращении к прихожанам. «Этому надо положить конец. Хватит! Этим постыдным явлением мы насытились еще во времена тоталитаризма», — высокопарно заявил главный имам-хатыб Юнусабадского района. Он отметил, что тогда к голосу духовенства не прислушивались, поскольку «национальные ценности и авторитеты были растоптаны».

«Из-за невозможности изменить положение вещей при советском строе сам факт "мужской" гинекологии воспринимался как нормальное явление», — продолжил Сайфутдинов. По его словам, среди женского населения Узбекистана даже бытовало мнение, что у мужчин-гинекологов «легкие руки», поэтому большая часть дам старалась попасть на прием именно к ним.

Теперь все изменилось. С обретением свободы и независимости узбечки, по мнению священнослужителя, обязаны были понять, что получать гинекологическую помощь от мужчин попросту стыдно. «Нужно запретить такие вещи», — категорично заявил мулла. При этом он подчеркнул, что для такой деликатной работы необходимо подготовить достаточное количество грамотных специалистов женского пола. Попутно он призвал мужчин не чинить препятствия женам и сестрам, если те захотят стать акушерками, однако добавил, что мусульманские законы в первую очередь требуют от женщин почтительного отношения к мужу и его желаниям.

Сострадательный залог успеха

Призывы узбекского служителя культа лишить мужчин-гинекологов права на профессию вызвали настоящую бурю эмоций у невольных виновниц скандала — женщин. Оказалось, что узбечки действительно больше доверяют докторам сильного пола, и связано это не столько с профессионализмом врачей, сколько с человеческим отношением. По мнению многих пациенток, женщины-гинекологи, как правило, сами проходили через беременность и роды, поэтому зачастую определяющим принципом для них становится «я страдала, и ты помучайся». Мужчины же — другое дело: они относятся к своим пациенткам с неподдельным состраданием и даже нежностью.

Чтобы выяснить отношение граждан к новой инициативе узбекского духовенства, сайт Eltuz провел виртуальный опрос. Мнения на этот счет высказывали представители обоих полов. «Хорошо, что имамы пока не занимаются гинекологией», — порадовалась правозащитница Дильсора Фазылова. По ее словам, врач — это призвание, а человеческое тело для эскулапов — лишь объект профессионального интереса. «Что касается позора, то, мне кажется, он заключается в попытках ограничить свободу выбора женщины, подвергая тем самым ее жизнь и здоровье опасности», — резюмировала правозащитница, назвав идею имама «мракобесием».

Бесовская сила

Другой респондент — фотохудожница Умида Ахмедова — нарекла предложение религиозного деятеля «идиотизмом, который следует пресекать на корню». «А слабо муллам признать, что они сами не безгрешны?» — осведомилась фотограф. Она напомнила о распространенной практике приема духовными наставниками больных на дому, когда они небескорыстно «спасают» от любых хворей, порчи, сглаза и даже бездетности. По словам Ахмедовой, несмотря на абсурдность, такие заявления священнослужителей могут найти отклик у многих граждан, что по-настоящему опасно.

Критик Камолиддин Юлдаш заявил, что имам сует нос не в свое дело: «Они любят вмешиваться во все и вся, особенно когда дело касается женщин». По его словам, в прямые обязанности муллы входит чтение коллективных намазов, а не лекций по акушерству и гинекологии. «Однако если имам категоричен в достижении своих целей, то следующим его шагом может быть попытка закрепить свое требование законодательно», — предостерег Юлдаш.

Тьфу, нечистая!

Несмотря на завидную активность мусульманских духовных наставников, время от времени выступающих с различными радикальными идеями, ни одна из них пока не воплотилась в жизнь. Не впервые отметился на этом поприще и Сайфутдинов. В начале февраля он, в частности, прошелся бичом проповеди по узбекским служителям Мельпомены, а точнее — по артистам разговорного жанра.

«Нам нередко приходится наблюдать группы так называемых "артистов", которые сделали своим ремеслом воздействие на телезрителей, читателей и пользователей интернета посредством шуточных слов и порока», — сказал имам в своем видеообращении к пастве. Он отметил, что юмористы «и в самом деле являются нечистой силой, способной нарушить спокойствие народа и нации». По мнению Сайфутдинова, продолжительный смех может действовать на неокрепшую психику молодежи как оружие, «разрушающее духовность». И хотя мулла не призывал запретить в Узбекистане шутки и смех, прихожане должны были принять к сведению, что ходить на концерты узбекских комиков и даже смотреть их выступления по телевизору крайне нежелательно.

Не ходи без головы

Это не первый выпад узбекского духовенства против артистов. Так, в декабре 2016 года имам ташкентской мечети «Тинчлик» Шермурод Тогай раскритиковал популярную в республике певицу Мунису Ризаеву: мулла счел слишком откровенными наряды поп-исполнительницы. Священнослужитель, известный как яростный борец с влиянием западной культуры, назвал ее поведение «отвратительным и раздражающим». Тогай написал в соцсетях, что обожающие Ризаеву юные поклонницы стараются во всем подражать ей, хотя, по его мнению, «перед выходками этой артистки меркнет даже Запад».

Имам подчеркнул, что по канонам ислама женщина не должна появляться на улице простоволосой, не говоря уже об оголении других частей тела. «Даже под угрозой лишения головы женщина не имеет права выходить на улицу с непокрытыми волосами», — с негодованием заключил служитель культа.

Неожиданное выступление ташкентского муллы прокомментировал блогер Акмаль Ризаев, который обратил внимание на необычную для представителя духовенства риторику. «Это что-то новенькое, все равно как если бы римский папа подверг прилюдной порке американскую поп-звезду Мадонну, — заметил он. — Даже представить невозможно, что еще месяца три назад у нас могла прозвучать подобная публичная критика из уст служителя культа».

«Это как-то искусственно»

Критиковать светские устои и инициировать запреты считают себя вправе не только узбекские священнослужители. Так, в январе муфтият Казахстана запретил гражданам республики изменять пол. Свое решение духовные наставники обосновали тем, что «такие нелепые и мерзкие поступки одобряются и приветствуются шайтаном».

Кроме того, они напомнили о предписанном Кораном запрете представителям обоих полов подражать друг другу. Чтобы избавить паству от сомнений в правомерности своего решения, в Духовном управлении мусульман напомнили о постулате, принятом в 1989 году Всемирной исламской лигой, согласно которому смена пола как мужчиной, так и женщиной считается «харамом», то есть запретным действием.

Впрочем о неприятии вмешательства в промысел Божий без высочайшего на то благословения казахские духовники заявляли и раньше. Например, в ноябре 2015 года тот же муфтият Казахстана запретил искусственное оплодотворение вне брака. «Когда в женскую матку при внутреннем и внешнем оплодотворении вводятся сперматозоид и яйцеклетка, принадлежащие супругам, — это разрешено шариатом», — уточнили священнослужители.

При этом они подчеркнули, что во всех других случаях экстракорпоральное оплодотворение должно быть запрещено, поскольку может трактоваться как прелюбодеяние. По мнению имамов, «человек не имеет права ни продавать, ни дарить принадлежащее ему семя».

Какого пола Авиценна

Обсуждая идею ташкентского имама о том, чтобы запретить мужчинам работать гинекологами, в республике вспомнили о древнем враче и величайшем философе исламского мира Ибн Сине, известном также под именем Авиценна. «Если рассматривать проблему сугубо с позиции полового различия, не будет ли это означать, что мы таким образом беспокоим прах нашего Ибн Сины, сея сомнения в его качествах как врача и отца нашей отечественной медицины?» — предположил узбекский психолог, ученый и писатель Махмуд Юлдашев.

По его мнению, когда человек находится между жизнью и смертью, выбирать доктора по половому признаку по меньшей мере глупо. «Пусть муллы занимаются своими духовными делами, не вмешиваясь в мирские», — посоветовал ученый. Он заметил, что Узбекистан — светское государство, и сующим нос не в свое дело имамам его можно запросто укоротить. «При помощи Конституции, где ни слова не сказано о том, что та или иная профессия избирается по половой принадлежности», — напомнил Юлдашев.

< Назад в рубрику