Оренбургскую область затапливает вторую неделю. Сначала с паводком боролись на западе области, теперь на востоке. Такого разлива рек под Оренбургом не было с 1993 года. Еще бы, снега зимой выпало вдвое больше нормы, а теперь льет дождь, да и весна в этом году ранняя. В результате реки выходят из берегов по всей области. Это, конечно, не разлив Амура 2013 года, но в области объявлена чрезвычайная ситуация (ЧС), сотни человек вынуждены покинуть дома и почти полтысячи спасателей работают на паводке.
Река Буруктал, что на востоке области, вскрылась 15 апреля. Льдины пошли по течению, сталкиваясь, налезая друг на друга, устраивая завалы и плотные заторы, похожие на дамбы водохранилищ. Им словно помогали: дождь, не прекращавшийся целые сутки, ночные плюсовые температуры и соответственно слишком быстрое таяние снежного покрова.
Поселки Целинный и Степной затопило. Ушли под воду около ста придомовых территорий (а это значит залило подвалы) и с полсотни домов. Сотрудники МЧС вывозили из затопленных домов людей, отрезанных от большой земли, на лодках и огромных тракторах «кировцах», которым наводнение пришлось по середину колес.
Спасены, то есть эвакуированы из зоны наводнения 114 человек. Всем им предложили поселиться во временных пунктах размещения, воспользоваться теплой одеждой, а также регулярно получать горячее питание. Однако большинство разошлись по родственникам и только три десятка «беженцев» согласились пережидать стихию во временных пунктах.
Тем временем предприятие «Промгорсервис» взорвало четыре ледяных затора на реке Буруктал. В поселке Целинном провели прокоп через неиспользуемую грунтовую дорогу. В итоге вода стала постепенно от селений отступать.
Начиная с субботы в районе работают 266 спасателей. На вооружении у них 67 машин, 19 лодок и четыре беспилотных летательных аппарата. На место выезжали губернатор Оренбуржья Юрий Берг и временно исполняющий обязанности руководителя ГУ МСЧ России по Оренбургской области Александр Зенов.
Кстати, силами сотрудников МЧС от паводка спасены не только люди, но и несколько десятков голов крупного рогатого скота. А вот куры предпочли в руки спасателям не даваться и пережидают стихийный разгул на жердочках.
Сейчас воды Буруктала постепенно отступают. В поселке Целинном еще остаются затоплены 22 дома, а из поселка Степной вода ушла совсем. Жители потихоньку возвращаются в дома. Сотрудники МЧС помогают им откачивать воду из подвалов специальными мотопомпами и просушивать дома тепловыми пушками.
— В связи с ухудшением паводковой обстановки, — как объясняет ситуацию первый вице-губернатор области, председатель противопаводковой комиссии региона Сергей Балыкин. — В Оренбуржье введен режим ЧС межмуниципального характера. Зона наиболее серьезного паводка сегодня — Светлинский район. Задействованы все наши службы, проводится авиаразведка. Кроме этого, привлечены силы Волжского Спасательного центра. Уже создана комиссия по определению ущерба.
Чтобы максимально быстро восстановить жилье, дороги, электро- и газоснабжение губернатор области Юрий Берг обещал привлечь все силы и средства всех функциональных звеньев оренбургской подсистемы, а также глав районов и городских округов.
Рекордные снежные покровы отмечены этой зимой не только на востоке области, но по всему Оренбуржью. Неделей раньше вода залила большое село Краснохолм, на западе. Там из домов было эвакуировано триста человек. В пунктах временного размещения на базе больницы, школы и дома культуры было размещено не больше 20 процентов из них. Остальные, как и в восточной части, предпочли переждать паводок у родственников и знакомых.
На «берегу» развернули площадку спасатели из МЧС. Здесь работает медпункт, пункты приема заявок от населения, подвозятся лодки и техника. Здесь же в ожидании привоза хлеба, который местная администрация раздает пострадавшим от паводка, собрались те, кто был вынужден покинуть дома. Многие просят сотрудников МЧС побыстрее перевезти их на лодках или на тракторе домой. На каких-то улицах вода уже отступала, и пострадавшим не терпелось вернуться, пока их затопленное жилье не успели посетить еще и мародеры.
— Когда к нашему дому подошла вода, спасатели попросили на время уехать, — рассказывает местная жительница Ольга Кильдишова. — Я, супруг и дочка остановились у родственников здесь же, в Краснохолме, но на высоком месте, где воды нет. Двое суток нас не было дома, сейчас хочу проверить, все ли в порядке. В пункте приема заявок оставила свою просьбу, эмчеэсовцы обещали отвезти.
— Мой дом не попал в зону подтопления, а вот у мамы залило погреб, — сетует Надежда Ли. — Картошку и банки с вареньем и соленьями поднять не успели. Вода стоит и на огороде — у мамы теплицы, она выращивала помидоры. Рассаду жалко, она погибла. Такой паводок последний раз в 1993 году был, в моем детстве.
Половодье затопило в Краснохолме, расположенном между рекой Черной и Дмитровским водохранилищем, 15 улиц. Не все согласились уехать со спасателями. Многие остались в затопленных домах, переживая за накопленный скарб. Им теперь по воде доставляют хлеб, крупы, лекарства и теплые вещи.
На станции МЧС, рядом с семьями пострадавших и сотрудниками-спасателями, я встретила оператора доставки пенсий Кундуза Арыстангалиева. Он ждал лодку МЧС, которая должна была отвезти его к пенсионерам.
— Наводнение наводнением, — объяснил почтальон, — а деньги нельзя задерживать. Пенсии принесу людям ровно в срок.
Впрочем, на западе области половодье в заключительной фазе. Паника прошла настолько, словно ее и не было. Теперь, когда по затопленной улице идет «кировец», жители уже недовольны: «Эй, чего волну ко мне во двор гонишь! И дорогу портишь!» Другие требуют, чтобы в связи с чрезвычайной ситуацией еду им домой доставляли два раза в день. Сотрудники МЧС не возмущаются и не спорят. Они понимают, что село большое, семь тысяч человек, всем не угодишь. Развозят продукты, пенсии, лекарства и эвакуированных жителей по домам. Обошли каждый двор, помогли расчистить завалы, убрать мусор.
Побывавший на месте глава города Оренбурга Евгений Арапов пообещал всем пострадавшим от паводка помощь и дал сельсовету поручение установить размер ущерба в каждом дворе.
— Средства выделим из резервного фонда, — заверил Евгений Сергеевич. — Есть в Краснохолме и вопросы по благоустройству, освещению, дорогам. Они также будут решены в течение 2017 года.
С меньшим ущербом паводок прошел в селах Кваркено, Домбаровка, Тоцкое, Новосергиевка и городе Сорочинск. Подтопленных домов и участков сейчас уже нет, дороги открыты для движения. Подтопленными по всей области остаются тридцать восемь низководных мостов районного значения. Но полностью отрезанных от «большой земли» сел нет.
Протяженность Оренбургской области около 750 километров с запада на восток и 420 километров — с севера на юг. Это затрудняет и анализ ситуации, и организацию спасательных работ. Ведь в разных концах региона паводок проходит по-разному. На одних участках влияют воды соседней Башкирии, на других — обилие малых и средних местных рек, на третьих — рельеф местности. В северных районах области еще лежит снег. Всего на паводке в Оренбургской области работают 429 спасателей, 150 автомобилей и 29 плавсредств.
Причины затопления нескольких территорий Оренбуржья официально пока не названы, проводятся проверки. Однако в личных беседах специалисты ссылаются на ряд факторов, сошедшихся вместе в этом году. Это и большие снегозапасы прошедшей зимой, на 110-150 процентов превышающие норму. И обильное увлажнение почвы с осени. А также особенность погоды в этом году — переход от минусовых температур к плюсовым прошел слишком быстро. Другими словами, обычно здесь теплеет постепенно весь апрель, а в этом году весна уложилась в девять дней.
Татьяна Шаповаленко, Оренбург, специально для «Ленты.ру»