В конце марта группа путешественников из Латвии отправилась на Ямал, чтобы доехать до острова Белый на вездеходе. Маршрут проходил по Приполярному Уралу через Лабытнанги до города Бованенково. Оттуда через пролив Малыгина группе предстояло перебраться на остров Белый — ближайшей точке к Северному полюсу, куда доезжала машина. В начале апреля экстремалы достигли своей цели. Вернувшись на материк, путешественники рассказали «Ленте.ру» об опасностях на заснеженных дорогах и очаровании тех мест, куда раньше можно было попасть только по воздуху.
«Лента.ру»: Для чего европейским туристам понадобилось покорять российский Север? Да еще на машине.
Олег Ратачев: У нас в Латвии на шестидесяти четырех тысячах квадратных километров уехать в такую даль невозможно. В России — без проблем. Есть точки труднодоступные, куда редко люди добираются — и на колесной технике, и на какой-то другой. Остров Белый — одно из таких мест. Даже из ямальцев там были далеко не все. Многие и не знают, что там происходит.
А там что-то происходит?
Кроме метеорологической станции, там ничего и нет. Время от времени появляются экологи, которые занимаются исследованиями и очисткой острова от мусора. Но чем-то людей это место манит. Может быть, из-за того, что это одна из крайних точек, выше 73-й параллели.
Начало весны — не самое благоприятное время для путешествия на север. Тем более на автомобиле.
Летом не всегда есть время на экспедиции, поэтому решили стартовать ранней весной. Год назад мы приобрели вездеход «Бурлак», когда возвращались из своей прошлой экспедиции. Так и родилась идея поехать на остров Белый. Вся компания — путешественники из Латвии. Но из-за того, что достаточно опасно идти на север на одной машине, мы попросили изобретателя вездехода Алексея Макарова подстраховать нас на второй машине. Еще два человека на «Макаре» ехали с нами.
Это не первая ваша экспедиция на Русский Север?
Шестая. В прошлом году — на джипах из Риги в Воркуту. В общей сложности около 15 тысяч километров. Еще две летних: одна в Мурманск, другая — в Горный Алтай.
Сколько времени ушло на дорогу на этот раз?
Всего преодолели около пяти тысяч километров по маршруту Екатеринбург — Лабытнанги — остров Белый и обратно. На всю дорогу у нас ушло три недели. 26 марта мы выдвинулись из точки отправления и прибыли на место 12 апреля. Экспедиция завершилась 16 апреля.
Приходилось ведь не только ехать: спать, есть и мыться тоже как-то надо. Как был устроен ваш быт во время экспедиции?
Машина приспособлена к тому, чтобы в ней жить. Спали и ели прямо в ней. Внутри есть кухня, оборудовано семь спальных мест. Чтобы получить воду, топили снег. Этого хватало для ежедневной гигиены. Но вот нормально помыться можно было уже только на полярной станции — в бане. Там нас очень душевно встретили и предоставили мастерскую для устранения неполадок.
Вы договаривались с кем-то, что вас встретят?
Все дело случая. На Севере заранее ни с кем особо не договоришься, потому что нет покрытия сотовой сети. Были какие-то контакты людей с Лабытнанги. Я приехал туда немного заранее, два дня ждал там остальных ребят из группы. Познакомился с несколькими местными водителями, которые занимаются доставкой грузов. Они рассказали нам, по каким дорогам, вернее, направлениям лучше ехать. Дорог как таковых там нет.
На таком бездорожье, наверное, особо не разгонишься.
Мы ехали по так называемым зимникам, или параллельно им, чтобы не портить колеи от «Уралов». Там, где срезали маршрут, шли просто по полю, скорость была 20-25 километров в час. Ориентировались по GPS.
Вокруг же за сотни километров никого, и связи нет. Что делать если машина сломается или, например, прокололи колесо?
На машине колеса низкого давления, проколоть их достаточно трудно. Можно порезать мелкими камушками и веточками, но эта проблема решается на месте. Даже колесо не надо снимать. Все же с определенными трудностями мы столкнулись. Когда только стартовали, поломались все штатные амортизаторы. Но из Екатеринбурга прислали усиленные стойки, мы быстро все поменяли. Больше это нам не досаждало. На обратном пути вышла из строя раздаточная коробка: раскрутились шпильки, поломало несколько зубьев. Мы отремонтировали все своими силами. Уже в Лабытнанги сделали более масштабный ремонт, используя детали, которые нам доставили.
После двухдневного ремонта машина двинулась дальше. Минимальная температура была минус 32 градуса, но это не самое страшное. Действительно страшно, когда минус 25, ветер до 16 метров в секунду и пурга. В таких условиях невозможно двигаться, надо останавливаться и ждать. На пути на остров и обратно попали в пургу: стояли день туда и день обратно.
И все это время приходилось ждать и мерзнуть?
Ждать — да, но не мерзнуть. В машине было даже жарко. Помимо штатной печки, в машине установлены два дополнительных автономных обогревателя. Плюс инструменты и личные вещи. Ничего лишнего. Всю провизию покупали на месте: в Салехарде и поселках. Взяли побольше тушенки и самую обычную еду: хлеб, картошку. Готовили все в машине на газовой плите.
Арктические холода, допустим, такой машине не страшны. Но как быть с ледяными провалами? Долго ли вездеход способен продержаться на воде?
Разумеется, для длительных плаваний машина не предназначена. На 5-10 километров не уплывешь. Но, скажем, пробоину или проталину до 500 метров спокойно преодолеет. Вездеход свободно держится на водной поверхности. Даже если одна сторона накренилась, он сохраняет равновесие и не переворачивается. При этом на воде разгоняется до пяти километров в час. Еще до экспедиции мы испытывали его в Латвии, загоняли в карьер, часа три нам нем плавали. Он передвигается по поверхности воды вне зависимости от глубины.
Считаете ли вы, что цель экспедиции достигнута?
Целью было добраться до острова Белый и попытаться найти белых медведей. Увы, их мы так и не встретили. Но нельзя сказать, что из-за этого экспедиция потеряла свой смысл. Что поражает в здешних краях в первую очередь — это бескрайние просторы Ямала. Можно проехать сотню километров и не увидеть ни единого куста. Ничего практически, кроме редко попадающихся песцов.
То есть с местным населением вам не довелось пообщаться?
Удалось, но уже на острове. С обслуживающим персоналом базы Попова. Местные на Ямале удивили своим умением без особых проблем жить в суровых климатических условиях. Они не чувствуют никакого дискомфорта, постоянно находясь в этих широтах. Поразило и то, что на острове Белый есть православная церковь. Действующая, с колоколами, построенная всего несколько лет назад.