В 2018 году пройдут выборы президента России. В ближайшие месяцы формирование новой повестки государственной социально-экономической политики на период до 2025 года станет ключевой темой обсуждения на высшем уровне. Осуществляется подготовка программы ускорения темпов роста национальной экономики, готовится стратегия развития страны, и одним из ключевых ее векторов является тема поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе за счет развития поставок отечественных товаров и услуг за границу. Почему государство намерено развивать экспортное направление и что делать некрупному бизнесу, который хочет встроиться в набирающий силу тренд, выясняла «Лента.ру».
В эти дни в Красноярске проходит 14-й Красноярский экономический форум. В текущем году его основная тема сформулирована как «Российская экономика: повестка 2017-2025». В течение трех дней состоятся более 70 мероприятий по отраслевым тематикам, и в числе прочего будет обсуждаться одно из самых актуальных направлений последнего времени — экспорт российских товаров и услуг.
Это действительно одна из важнейших тем — если совсем недавно в России даже не выделяли несырьевой экспорт из общего, то сейчас фокус смещается именно к развитию торговли за рубежом продукцией с высокой добавленной стоимостью. Чем больше национальные компании интегрированы в глобальные рынки, тем сильнее само государство, поскольку сокращается число точек давления на отечественную экономику и минимизируются последствия возможных «шоков» на мировой арене.
Развитие несырьевого экспорта — это конкуренция не только и не столько ценовая, это конкуренция сразу по нескольким направлениям (качество товара или услуги, восприятие потребителями, маркетинг, логистика). По сути речь идет о диверсификации экономики — увеличении экспортоориентированных отраслей и, что особенно важно для среднего и малого бизнеса, подотраслей.
Экспорт России в январе-декабре 2016 года, по данным ФТС, составил 287,6 миллиарда долларов, а доля несырьевого неэнергетического экспорта в нем достигла 109,1 миллиарда долларов, или 38,2 процента, что на 4 процента больше, чем годом ранее.
Такие данные недавно представил Российской экспортный центр (РЭЦ) — и как раз он сыграл большую роль в том, что показатели несырьевого экспорта растут. Центр был создан для того, чтобы оказывать российским предприятиям — прежде всего представителям малого и среднего бизнеса — всестороннюю, финансовую и нефинансовую, поддержку в режиме «единого окна». Такой подход позволяет использовать сильные стороны компаний сегмента МСП — опираться на их подвижность и мобильность.
Накануне важнейшего для страны 2018 года все больше сторонников появляется у теории развития экономики через понимание спроса и выстраивание производства под конкретный ожидаемый спрос, а не создание производств через элементы плановой экономики.
За финансовый блок в группе Российского экспортного центра отвечают две структуры. Во-первых, это ЭКСАР — единственное экспортное агентство России, основная задача которого — страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков и российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Во-вторых, это Росэксимбанк (РЭБ), который занимается кредитованием экспортных контрактов и предоставляет банковские гарантии.
И то, и другое не является чисто российским ноу-хау — по такой же схеме действует большинство развитых и развивающихся стран. Другое дело, что малый и средний бизнес в России, в отличие от крупных компаний, только учится работать с подобными институтами поддержки.
С финансовой частью, хотя она, безусловно, имеет огромное значение, субъекты МСП так или иначе сталкиваются в своей повседневной работе и понимают саму схему (хотя работа с экспортом, несомненно, имеет свои особенности). Но нефинансовая составляющая для многих пока неясна. Как найти партнера за границей, какие документы собрать, как получить необходимые патенты и сертификаты, пройти таможенные формальности — вопросов довольно много, и разобраться в незнакомой сфере представителю малого бизнеса непросто.
Российский экспортный центр, по сути, становится посредником между экспортером и его потенциальным клиентом. Эксперты РЭЦ консультируют и помогают организовать экспортную деятельность на всех этапах, начиная от поиска партнера и заканчивая сопровождением в рамках действующего контракта. Международная сертификация и патентование, таможенное и логистическое сопровождение — РЭЦ оказывает содействие по каждому пункту.
Специфика экспортного центра подразумевает, что вместо обращения в несколько инстанций и многочисленных согласований экспортер обращается в то самое «единое окно» и получает комплексную поддержку. Работая самостоятельно, представителю малого бизнеса, конечно, придется в разы сложнее.
В скором времени Российский экспортный центр займется еще одним аспектом развития экспорта — продвижением отечественных брендов за границей под единым брендом «Сделано в России»/ Made in Russia. Зимой сообщалось, что правительство разработало программу для выхода этого бренда на внешние рынки. Министерство промышленности и торговли РФ готовило проект с 2014 года — теперь появилась конкретика. Суть заключается в том, что любой национальный производитель сможет после прохождения процедуры добровольной сертификации использовать экспортный бренд для представления своей продукции за границей.
«Масштабная рекламно-информационная кампания, которую будет осуществлять Российский экспортный центр, позволит российским экспортерам снизить маркетинговые расходы и репутационные издержки при продвижении своей продукции на зарубежных рынках», — сообщал ранее заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Минпромторг предложил выделить Российскому экспортному центру 370 миллионов рублей — эти средства пойдут на создание бренда и рекламное и информационное сопровождение продукции, которая будет выходить под его названием.
«Мировой опыт показывает, что маркетинговая поддержка является необходимым элементом для увеличения объемов продаж. Реклама по-прежнему остается одним из наиболее эффективных инструментов, призванных стимулировать спрос на продукцию как на внутреннем, так и на внешних рынках. Приступая к запуску проекта Made in Russia, мы в РЭЦ провели глубокую аналитическую работу, целью которой было изучение потребностей экспортеров в инструментах продвижения продукции за рубежом. Детально изучив особенности экспортной деятельности представителей разных сегментов бизнеса, мы пришли к выводу, что в основу проекта будет положена процедура прохождения предпринимателями добровольной сертификации (с последующей возможностью использования экспортного бренда) и продвижение отечественной продукции под единым зонтичным брендом. Совместно с генеральным партнером проекта Russia Today мы разработали рекламно-информационную кампанию с использованием широкого спектра коммуникационных каналов и с учетом специфики стран-импортеров. Страны выбраны в соответствии со стратегическими ориентирами группы РЭЦ, а значит, с учетом приоритетных направлений для всего несырьевого экспорта России. Мы находимся на финальном этапе согласования паспорта проекта и в ближайшее время будем готовы рассказать обо всех возможностях более подробно», — говорит Вера Подгузова, директор по внешним коммуникациям Российского экспортного центра.
Отдельное внимание уделяется правительством экспорту услуг — и это в русле мировых трендов. В мире средняя доля сферы услуг в ВВП, по данным Российского экспортного центра, сейчас составляет 71 процент. Экономика, в которой объем произведенных услуг превышает объем произведенных товаров, характерна прежде всего для развитых стран, но не только — все больше развиваются технологии, множество сервисов и возможностей виртуализируются, и во всем мире происходит очередной взрывной рост сферы услуг. В первую очередь спросом пользуются компьютерные и информационные услуги, но также актуальны и такие области, как туризм, медицина, образование.
В России экспорт услуг однозначно относится к недооцененным: по данным ЦБ РФ, в 2014 году оборот государства в этой части составил 186,8 миллиарда долларов, и экспорт в этой части — лишь 65,7 миллиарда долларов. Это очень скромный масштаб, по сравнению с другими экспортерами, но как раз он и показывает имеющийся потенциал.
Поэтому все больший интерес и, как следствие, внимание уделяется этому сегменту экспорта — в том числе и со стороны государства. Вероятнее всего, мы увидим дальнейшее развитие сферы услуг и повышение их качества — а это, в свою очередь, позволит обеспечить рост несырьевого экспорта и в конечном итоге — рост и диверсификацию российской экономики в целом.
Минэкономразвития России уже сейчас готовит план повышения экономического роста до 2025 года. Предложения, выработанные в ходе Красноярского экономического форума, дополнят план, и его первая версия поступит в правительство в начале мая. В том, что в документе поддержке экспорта отдадут немалую часть, сомневаться не приходится.