В последние месяцы российский сегмент YouTube часто подвергается критике со стороны популярных блогеров и их зрителей. Первых неожиданно лишили доходов от роликов, а вторым предлагают посмотреть видео из Индии и Турции. «Лента.ру» выясняла, что происходит с российским YouTube и почему звезды сети возненавидели администрацию видеохостинга.
Зайдите на YouTube и кликните на раздел «В тренде». Вместо набирающих миллионы просмотров роликов российских блогеров там почему-то предлагается посмотреть десятки заграничных видео с весьма странными названиями и не менее странным содержанием.
Удивительно не только то, что ролики с названием SUBO A LO MÁS ALTO DE LA TORRE EIFFEL PARA COMER UN PLÁTANO или 【本土語言傑出貢獻獎】十年回顧影片 вообще оказались в трендах российского YouTube, но и то, что количество просмотров под ними редко превышает 100 тысяч.
Большинство пользователей стабильно ставит таким роликам дизлайки, а в комментариях каждый второй оставляет издевательский отзыв на русском. «Так! Индийский выучил, сейчас японский с китайским буду изучать! Спасибо, YouTube», — с отмечают зрители и называют 教育部本土語言傑出貢獻獎 лучшим отечественным блогером.
Недовольны происходящим и популярные блогеры, ведь российский YouTube по непонятной причине пренебрегает их роликами в пользу турецких и индийских. Обладатель 1,2 миллиона подписчиков Максим Snailkick Киселев еще в конце марта призывал администрацию видеохостинга разобраться с проблемой.
К нему присоединились и менее известные авторы. Например, блогер с ником HeLLDaN (11 тысяч подписчиков) считает, что YouTube «держит аудиторию за баранов» и не дает развиваться начинающим блогерам.
«Я не буду говорить про отписки от каналов и про то, что ролики не выходят в топ. Я скажу о том, что раздел "В тренде" целесообразнее было бы назвать "Раздел рекламы". Там без проблем можно найти ролик, у которого 10 тысяч просмотров. Откуда на него свалилась такая популярность, наверное, только одному богу известно», — возмущается он.
Чтобы попасть в тренды YouTube, совершенно необязательно иметь многомиллионную армию поклонников и снимать качественные ролики. Достаточно зайти в любой поисковик, ввести заветную фразу «Как попасть в топ YouTube», а затем заплатить любой специализирующейся на продвижении каналов компании. Цена за попадание ролика в топ варьируется от 25 тысяч до 40 тысяч рублей.
Администрация одного из таких сервисов обязуется вывести ролик в топ за шесть-десять часов. И он провисит на главной странице YouTube от нескольких часов до двух дней, набрав от 200 тысяч до 1,5 миллиона просмотров. Видео должно не нарушать принципов сообщества YouTube и длиться не более пяти минут, иначе заказчику придется лично договариваться с администрацией сервиса.
Тут же можно оформить себе несколько миллионов просмотров и накрутить пару десятков тысяч подписчиков, чем, судя по всему, индийские и турецкие заказчики не сильно увлекаются. «Нашим клиентам больше нет нужды думать о том, как попасть на главную страницу YouTube, как добиться тех или иных статистических цифр. Мы все делаем сами», — утверждают администраторы сервиса по накрутке.
Причина бездействия администрации видеохостинга, скорее всего, кроется в неожиданно образовавшихся убытках в 750 миллионов долларов из-за массового ухода крупных рекламодателей. В середине февраля журналист американского издания The Wall Street Journal Джек Никас обвинил YouTube в размещении рекламы на роликах, пропагандирующих расизм и нетерпимость.
Статья Никаса стала продолжением нашумевшего материала о скандале между самым популярным YouTube-блогером Феликсом Чельбергом, известным как PewDiePie (54 миллиона подписчиков), и принадлежащей Disney компанией Maker Studios. Компания расторгла контракт с сетевой звездой из-за вышедшего в январе скандального ролика, для которого Чельберг с помощью сайта Fiverr нашел двух индийцев, за пять долларов согласившихся постоять с плакатом Death To All Jews («Смерть всем евреям»).
Благодаря стараниям журналиста с YouTube отозвали рекламу сразу несколько крупных компаний, в том числе Pepsi, Wallmart и Starbucks. Но Никас не успокоился и начал публично стыдить бренды, оставшиеся на YouTube. «Google разместил рекламу Coca-Cola, Microsoft, Amazon, P&G, Geico и Toyota на расистских видео. Некоторые отказываются от комментариев, другие продолжают платить YouTube», — заявил он в Twitter.
В итоге YouTube лишился таких рекламодателей, как Coca-Cola и McDonald's. Доходы с коммерческих просмотров резко упали, а каналам с количеством просмотров менее 10 тысяч и вовсе отключили монетизацию.
Этим YouTube автоматически перекрыл кислород развивающимся каналам, пытающимся конкурировать с роликами интернет-звезд и накрученными иностранными видео. Администрация видеохостинга наверняка осведомлена о захвативших топ YouTube непонятных роликах, но закрывает глаза на откровенную накрутку, позволяя проплаченному контенту собирать просмотры и получая процент от сервисов по продвижению контента.
Представители YouTube отказались давать комментарий корреспонденту «Ленты.ру».
Еще одна проблема связана с уже упомянутым решением Google о частичной блокировке монетизации каналов. Некоторые блогеры обратили внимание на то, что теперь контекстная реклама есть только в роликах блогеров-миллионников, не сильно нуждающийся в доходах от коммерческих просмотров.
По словам Валентина Wylsacom Петухова (3,1 миллиона подписчиков), партнерская программа на российском YouTube практически не приносит денег. «Все очень и очень грустно. В структуре дохода это 10-20 процентов. Но все зависит от канала», — отмечает он, намекая на то, что его доходы с коммерческих просмотров составляют около 10 тысяч долларов в месяц.
Доход со встраиваемой рекламы менее популярных блогеров явно оставляет желать лучшего, если он вообще есть. Так, кинокритик Ануар Anoir Тлегенов (более 125 тысяч подписчиков) рассказал, что его канал давно перешагнул отметку в 10 тысяч подписчиков, но все равно попал под блокировку монетизации.
«До моего канала реклама в принципе не доходит, ее тупо на всех не хватает. Теперь мой доход, который раньше варьировался в диапазоне 70-130 долларов, будет варьироваться между нулем и нулем долларов», — сокрушается Anoir, отмечая, что каналы с небольшой аудиторией целиком и полностью зависят от доходов с контекстной рекламы. В отличие от блогеров-миллионников, которые благодаря своей популярности напрямую заключают контракты с различными брендами.