Ценности
08:06, 21 апреля 2017

Красотки на зарядке Эксперты предрекают эру господства электромобилей

Владислав Крылов
Фото: China Photos / Getty Images

Автомобили с гибридной и полностью электрической силовой установкой незаметно переместились из футуристических фильмов и фантастических романов в реальную жизнь. На международном автосалоне в Шанхае свои концепты и серийные электромобили представили и крупные производители, и люксовые компании: двигатель внутреннего сгорания, похоже, выходит из моды во всех сегментах рынка.

Это Китай

С начала 2010 по декабрь 2016 года, согласно статистике, в мире было продано более миллиона полностью электрических пассажирских автомобилей и легких грузовиков (в это число не входят автопогрузчики и прочая техника, не сертифицированная для использования на дорогах общего пользования). Из этого числа более 500 тысяч единиц были приобретены покупателями в 2016 году — рост по сравнению с предшествовавшим периодом составил около 55 процентов.

Неожиданным можно назвать и тот факт, что самый емкий рынок электромобилей в настоящее время — вовсе не США или Европа, а Китай. На КНР пришлось 225 тысяч проданных в 2016 году электромобилей, а рост продаж составил 118 процентов (по сравнению с 23 и 33 в Европе и США соответственно). При этом, хотя лидирующие позиции в секторе полностью электрических автомобилей по-прежнему держит американская Tesla (56 тысяч проданных в прошлом году автомобилей или 17,6 процентов рынка), то с учетом гибридов впереди всех оказываются тоже китайцы — шеньчженская компания BYD Auto (более 75 тысяч машин).

Интерес китайцев к электромобилям огромен. По свидетельству корреспондента «Ленты.ру», на идущем сейчас в Шанхае международном автосалоне вокруг экспонатов с электрическим и гибридным приводами собираются толпы любопытствующих. В этом году в Шанхае свои электрические и гибридные серийные модели и концепты представили практически все ведущие производители, так что предложение на рынке «экологических» авто явно не отстает от спроса.

Люксовый ток

Рассматривают перспективы электропривода и люксовые компании. Электрический прототип Jaguar прокатился в этом году по улицам Лондона, а концепт Rolls-Royce с электроприводом был показан еще в начале десятилетия. Пока, впрочем, легендарная британская марка не торопится с выпуском серийного электромобиля. «Мы изучаем возможности внедрения альтернативных двигателей. В 2011 году мы провели масштабное исследование перспектив электрической модели Rolls-Royce, представив концепт-кар 102EX — экспериментальный электрический Phantom. Мы предложили 300 клиентам и 300 журналистам со всего мира протестировать концепт, и это помогло нам понять, что именно ждут от электрического Rolls-Royce. 102EX был встречен крайне позитивно: концепт стал еще более бесшумным, сохранив традиционную плавность хода. Единственный вопрос, который беспокоил клиентов, — запас хода, ведь они не готовы идти на компромисс. Технологии аккумуляторов быстро развиваются, и мы продолжаем разработки в этом направлении. Но мы никуда не спешим. Мы должны быть уверены, что новая модель подарит комфорт без компромиссов. Настоящий Rolls-Royce не должен требовать усилий», — пояснил руководитель по корпоративным коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе и СНГ Франк Тиманн.

Электрические спорткары также становятся реальностью — примером могут послужить представленные в Шанхае концепты купе Audi e-tron Sportback и китайский спортивный седан Qoros 9 QLectriq, разработанный при участии экстравагантных шведов Koenigsegg. Единства мнений в этом сегменте, впрочем, не наблюдается: к примеру, Ferrari явно не собирается продолжать начатые выпуском гибридного LaFerrari эксперименты с электроприводом. Как сказал «Ленте.ру» руководитель по маркетингу новых продуктов марки Николя Боари: «Мы делаем спортивные машины. А у них должен быть характер. Поэтому мы не видим смысла создавать полноценный электрокар».

Малые дела

Характерно, что абсолютным чемпионом по продажам в мире остается компактный хэтчбек Nissan Leaf (более 250 тысяч проданных машин с момента запуска модели в декабре 2010 года). Цена на американском рынке порядка 35 тысяч долларов делает его куда более привлекательным для озабоченных экологией покупателей, нежели люксовая Tesla Model S, стоящая от 75 до 105 тысяч долларов. Тем не менее даже такая цена пока слишком высока для российских автолюбителей. Отечественные клиенты люксового сегмента традиционно предпочитают мощные бензиновые двигатели, невзирая на связанные с этим дополнительные налоговые и эксплуатационные расходы. Отсутствует пока и необходимая инфраструктура: даже в столице зарядных станций пока лишь 15. Всего в стране зарегистрировано менее 1000 электрических авто, и, судя по всему, пока в продвижении в массы экологического транспорта не помогают даже обнуленные до сентября 2017 года таможенные ввозные пошлины на машины с электродвигателями.

Некоторые наблюдатели и вовсе полны пессимизма. «Не будет у нас в России электромобилей. — утверждает блогер Сергей Лесневский. — Во-первых, потому что наши головы не так сильно забиты этим бредом про заботу об экологии и проблемами вымирания древовидного шпината на другом континенте. Во-вторых, я не верю в то, что у нас в обозримом будущем создадут сеть розеток хотя бы в пределах Садового кольца. А если и создадут, что эти розетки простоят на месте не дольше недели. А на каждой второй парковке в европейских городах торчат столбики с проводами, воткнутыми в какой-нибудь Audi e-tron. Зарядки есть и на площадках для отдыха на автобанах.

Экономным европейцам это сильно упрощает жизнь: ты просто ездишь на этом роботе-пылесосе, не забивая голову вопросами, где и как его заряжать. В-третьих, наши соотечественники в отличие от европейцев не отличаются экономностью. И имея, например, Porsche, понтов ради покупают Tesla как дорогую игрушку. На один сезон, судя по тем пробегам, с которыми они продаются на вторичном рынке. А вот Mitsubishi iMiev не покупают, потому что при взгляде на него хочется заплакать. Лично я бы никогда не променял авто с V8 на авто с батарейкой, какой бы там емкости она ни была, потому что ощущения не те. И другим бы не советовал. Не доросли мы до электромобилей, ни морально, ни технически».

Однако не все оценивают ситуацию столь мрачно. По данным СМИ, Tesla занимается поиском площадей для открытия официальных представительств и шоу-румов в Москве и Санкт-Петербурге. С 1 ноября 2016 года зарядные станции для электромобилей были включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса. В ноябре 2016 года министр энергетики Александр Новак предположил, что к 2020 году число электромобилей в России вырастет до 200 тысяч машин, а в правительстве рассматривали и возможность введения бесплатной парковки для таких авто.

< Назад в рубрику