Крым
00:06, 24 апреля 2017

«В Крыму будет инвестиционный бум» Председатель правления фонда ЯМЭФ Андрей Назаров — о развитии бизнеса

Беседовал Александр Широков
Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

В Крыму подводят итоги III Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ). На полях ЯМЭФ были подписаны соглашения на сумму, превысившую 100 миллиардов рублей. Есть и нематериальный эффект: зарубежные участники форума выступили с инициативой создать Международный клуб друзей Крыма. Об итогах форума и о том, куда и как сейчас развивается бизнес в России, «Лента.ру» поговорила с сопредседателем «Деловой России», председателем правления фонда ЯМЭФ Андреем Назаровым.

«Лента.ру»: Андрей Геннадьевич, президент России и правительство страны не раз ставили задачу развивать малый и средний бизнес. Тем не менее количество малых и средних предприятий в России остается небольшим. Хотя бюрократических барьеров все меньше. В чем причина такой ситуации, на ваш взгляд?

Назаров: Для того, чтобы уверенно оперировать количественными показателями в этой области, желательно понимать, сколько малых и средних предприятий реально работало и работает. Иначе можно получить не вполне корректные данные: например, был период, когда многие регистрировались как предприниматели, но предпринимательской деятельностью не занимались. Потом налоговая начала проверять такие компании, и собственники, которые регистрировали малые предприятия «на всякий случай», стали ликвидировать свои формально зарегистрированные ИП и юридические лица. Статистика показала уменьшение количества субъектов малого бизнеса, но рынок ничего не почувствовал, потому что реально они никогда не работали. Статистика по предпринимательству как маятник — сначала в одну сторону, потом в другую. По нашим данным, процент открытых новых и закрытых старых предприятий примерно одинаков.

Отток, который происходит сейчас, — это приведение рыночного сектора в состояние, адекватное сложившейся ситуации. Мы много говорим о том, что у рынка есть внутренний регуляторный механизм, и когда он вдруг включается — пугаемся. На самом деле это чисто технические моменты, а не то, что бизнес разоряется.

Как вы считаете, какие инициативы со стороны государства требуются для того, чтобы условия для ведения бизнеса становились еще мягче?

У бизнеса есть ряд требований, которые, если их выполнить, помогут создать более комфортный бизнес-климат. Мы об этом говорили на пленарном заседании ЯМЭФ.

Во-первых, есть необходимость совершенствования российской юрисдикции, чтобы она стала более комфортной и отвечающей современным требованиям инвестиционного процесса. Прежде всего надо продолжать работу над гармонизацией уголовного законодательства для создания более безопасных условий ведения бизнеса. Оно улучшилось за последние несколько лет, но пока далеко от идеала. Еще не исключена возможность возбуждения уголовного дела против предпринимателей при отсутствии состава преступления. Типичный пример — когда как уголовное дело рассматриваются случаи неисполнения договора, хотя для этого существует арбитражный суд. Надо в принципе исключить возможность необоснованного уголовного преследования, потому что именно такие факты загоняют бизнес в офшоры, заставляют сворачивать предпринимательскую деятельность или не позволяют ее начать.

Во-вторых, требуется ослабление контрольно-надзорных функций государства. Анализ, сделанный открытым правительством совместно с бизнес-объединениями, показал, что количество проверок и контрольных служб существенно превышает необходимое. Это мешает развитию бизнеса. Работа в этом направлении ведется, но ситуация тоже далека от идеальной.

Что еще важно для развития бизнеса?

Если говорить о других направлениях, то очень важна для развития бизнеса финансово-кредитная политика государства. Об этом мы тоже говорили на форуме. Сегодня процентные ставки высоки, и редко кому доступны «длинные» деньги. В результате нужные для страны бизнесы или производства лишаются инвестиционной привлекательности. Существующие процентные ставки, по большому счету, не дают предпринимателю возможности остаться с прибылью.

Важный аспект — создание работающих мотиваторов для выхода из серой зоны 20 миллионов предпринимателей. Такими мотиваторами могли бы быть налоговые каникулы, проведение налоговой амнистии, а также уменьшение налоговых ставок для бизнеса.

Вот в Крыму есть свободная экономическая зона с уникальными налоговыми ставками. Но количество резидентов гораздо меньше, чем могло бы быть. Наше изначальное предложение заключалось в том, чтобы СЭЗ Крыма была в границах всего полуострова, а не только для тех резидентов, которые зарегистрировались. Все предприниматели, работающие в Крыму, должны жить по особым комфортным условиям, потому что переход от одной юрисдикции к другой во всем мире занимает от 5 до 15 лет, а у нас этого времени нет. Чтобы процесс шел быстрее, правила должны быть особыми. И все предприниматели без исключения здесь должны пользоваться льготными условиями.

Как вы оцениваете инвестиционный климат в Крыму? Он улучшается? Какие главные препятствия сегодня существуют, помимо санкций?

Недостаточность банковского финансирования из-за многих ограничений — это раз. Переход из одной юрисдикции в другую требует времени для развития соответствующих навыков — это два. Третье — появилась новая нормативно-правовая база, к ней должны привыкнуть и чиновники, и бизнесмены. Ну и четвертое — европейская санкционная политика многое усложняет.

Все эти моменты сдерживают развитие. В противовес есть свободная экономическая зона. Если бы она действовала на территории всего Крыма, эти издержки и возможности были бы взаимно сбалансированы.

Какие отрасли бизнеса, на ваш взгляд, могут выступить катализатором для возникновения новых предприятий и развития бизнес-среды в целом?

В первую очередь строительная отрасль, особенно жилищное строительство. В Крыму раньше довольно мало строили. Да и нынешние 280 тысяч квадратных метров введенного жилья — это совсем немного. Есть над чем работать. Развитие строительства традиционно дает толчок для двух десятков смежных отраслей. И я уже не говорю о том, что жители смогут решить застарелые жилищные проблемы. Будет много жилья — ниже будут цены. Сейчас в Крыму появляется ипотека. Она только-только начинает работать из-за того, что на нее мало выделяли. А нужно, чтобы она работала без перебоя, чтобы, как в материковой России, каждый второй мог купить по ипотеке жилье. Мы работаем над тем, чтобы была снижена процентная ставка и стоимость ипотеки, и это стало доступно большему количеству людей. Вот, навскидку, локомотив, который может потянуть экономику Крыма в светлое будущее.

Помимо строительства, естественно, сельское хозяйство и виноделие. Ими интересуется каждый второй приезжающий на форум в Ялту иностранец. Я на сто процентов уверен, что это получит продолжение. Уже сегодня есть первые результаты.

Гостинично-туристический бизнес способен на многое. Гостиниц не хватает ни в Симферополе, ни в целом по Крыму. Турбизнес здесь только предстоит развивать, потому как поток в 8 миллионов туристов в год может возрасти, если будут обеспечены качественные условия для проживания. Вот сейчас в Симферополе строится уникальный аэровокзал. Рядом с ним будет и аэроотель, решение о его строительстве уже принято. А когда мост (через Керченский пролив — прим. «Ленты.ру») заработает, приедут и те, кто по каким-то причинам не могли прилететь на самолете.

Вот те направления, по которым, в том числе в рамках ЯМЭФ, шли не просто разговоры, а подписывались соглашения и контракты.

А где в текущих условиях предпринимателям искать инвестиции?

Если говорить о жилье, то в Крыму инвесторами могут быть как банки, так и граждане, потому что они могут выступать дольщиками по 214-му федеральному закону. А если говорить в целом о России, то население сегодня располагает накоплениями примерно в размере 23 триллионов рублей, которые могут быть направлены в виде инвестиций. Плюс государственные программы, сейчас формируемые для Крыма и уже работающие в целом по России.

Я уверен, что достаточно быстро, пусть не мгновенно, не за три-четыре месяца, может, но за три-четыре года, это все заработает. Конкуренция в Крыму пока поменьше, а интерес повышенный, поэтому инвестиции придут достаточно быстро. А в случае отмены международных санкций и других политических ограничений здесь будет инвестиционный бум.

Нынешний Ялтинский форум по цифрам обошел предыдущий?

Обошел, точно! В прошлом году было подписано соглашений на 70 миллиардов рублей. В этом мы ожидали около 100 миллиардов рублей. В итоге получилось больше 100 миллиардов. Я уже не говорю о тех результатах, которые мы деньгами не меряем. К примеру, то, что иностранцы предложили создать Международный клуб друзей Крыма, это уникальное предложение, которое закреплено на бумаге. Будет международная ассоциация друзей Крыма, и это никак деньгами не измерить. Наши иностранные участники, по сути, на всю жизнь себе ставят клеймо «Я люблю Крым!». Соответственно, они точно будут друзьями всю жизнь. И таких неденежных, положительных итогов у форума множество.

< Назад в рубрику