Отчет правительства в Госдуме позади. Подача чиновниками деклараций о доходах — тоже. Миллионы Дмитрия Медведева и его подчиненных не вызвали возражений у налоговиков. Депутаты сочли работу кабмина удовлетворительной. «Лента.ру» выясняла, как руководители правительства лучше зарабатывают — для себя или для налогоплательщиков.
Самый богатый вице-премьер оказался и самым хорошим для Госдумы. В активе Юрия Трутнева — 357 миллионов рублей личного дохода (который за год вырос более чем вдвое), а в пассиве — ни одной стрелы с Охотного Ряда. При обсуждении отчета правительства дальневосточная тема едва ли не единственная оказалась вне критики. А сам премьер в своем выступлении упомянул и полуторакратное сокращение убыли населения Дальнего Востока, и 11 тысяч уже выданных «бесплатных гектаров».
Правда, в Минвостокразвития сетуют, что 75 процентов дальневосточной земли не может достаться новоиспеченным колонистам, поскольку попадает под различные ограничения. Ведомство подготовило поправки, которые открыли бы для «бесплатных гектаров» месторождения и охотничьи угодья. Очевидно, что такое решение затрагивает интересы крупных лендлордов, прежде всего ведомств и корпораций. А в таком случае Трутневу едва ли удастся сохранить титул устраивающего всех вице-премьера.
Доходы семьи первого вице-премьера за год сократились почти на треть — до 132 миллионов рублей. А вот нападать на курируемый Игорем Шуваловым финансово-экономический блок правительства парламентарии меньше не стали. При этом депутатские обвинения в скупости и приверженности «ельцинско-гайдаровской колее» странным образом совпадают с недовольством госолигархов, которых шуваловские подопечные из Минфина и Росимущества заставляют отдавать больше прибыли казне в качестве дивидендов.
Впрочем, Шувалову не откажешь в умении не только избегать лобовых столкновений с противниками, но и обзаводиться новыми влиятельными союзниками. Так, с подачи первого вице-премьера, МВД, Минтранс и московская мэрия озадачились облегчением жизни мотоциклистов. В ПДД предполагается предусмотреть для них отдельную стоп-линию для удобного старта на перекрестках и разрешение ездить между рядами машин. Если учесть, что среди выгодоприобретателей этой новации оказываются и «Ночные волки» во главе с известным консервативным общественником Александром Залдостановым (Хирургом) — шуваловские методы политического вождения сложно назвать неэффективными.
Муж — богаче, семья — беднее. Такой гендерно-финансовый парадокс в семье Дворковичей. Сам вице-премьер в 2016-м заработал около 25 миллионов рублей, почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Но доходы его супруги Зумруд Рустамовой, наоборот, сократились более чем в два раза — со 141 до 60 миллионов рублей. В итоге теперь у вице-премьерской семьи чуть меньше 85 миллионов рублей.
Правда, для большинства российских семей и такие суммы — предел мечтаний. А отрасли, способные делать граждан либо богаче, либо беднее, — транспорт, ТЭК, АПК, связь — курирует как раз Дворкович. Поэтому претензии депутатов по поводу роста цен на бензин или пресловутого «Платона» — камни именно в его огород.
Тем показательнее, какие задачи считает важными для государства сам вице-премьер: «Это безопасность, защита прав и интересов граждан, и такие базовые вещи, как образование и наука, вопрос здоровья людей». Если исходить из этого перечня, то управленческие успехи или неуспехи Дворковича никоим образом не должны влиять на оценку деятельности правительства.
Кто-то — в плюсе, кто-то — в минусе. У Дмитрия Козака в семейных финансах происходит примерно то же, что и в подопечном ему ЖКХ. Заработки самого вице-премьера выросли почти втрое — с 6,7 миллиона до 21,6 миллиона рублей. В то же время его супруга стала в шесть раз беднее — с 29 миллионов ее доходы упали до 4,6 миллиона. Не исключено, что тому виной банкротство Внешпромбанка, где Наталья Квачева держала свои сбережения.
Финансовый аналог закона Ломоносова — Лавуазье работает безукоризненно. Поэтому весьма символичен провал попытки Козака удовлетворить аппетиты коммунальщиков, параллельно заверяя граждан, что они от этого только выиграют. В конце прошлого года по инициативе профильного вице-премьера правительство приняло постановление, фактически «отвязавшее» платежи за общедомовые нужды от показаний счетчика. «Это повысит прозрачность формирования оплаты и сделает ее более предсказуемой для людей», — заявлял тогда Дмитрий Медведев, поскольку предполагалось, что управляющие компании будут взимать с жителей многоквартирных домов не больше, чем установлено нормативами. Но по факту соответствующие суммы в ряде регионов выросли в четыре-пять раз.
И теперь Госдума собирается принять законопроект, позволяющий жильцам при оплате общедомовых нужд переходить от нормативов к показаниям общедомовых счетчиков. «Мы фактически исправляем ошибку, которая привела к резкому завышению стоимости жилищно-коммунальных услуг, недовольству людей, нарушению принципа справедливости и поощрению бесхозяйственности», — признает руководитель думской фракции «Единой России» Владимир Васильев.
А премьер явно не намерен корректировать эти действия своих товарищей по партии власти. Ведь в конечном счете ошибка допущена не столько им самим, сколько его замом.
Социальный вице-премьер беднеет вместе со всем населением. Доходы Ольги Голодец упали почти в 1,5 раза. Правда, итоговая сумма — 15,6 миллиона рублей — никак не позволяет отнести Голодец к тем самым работающим бедным, чье число она так надеется сократить.
С этой точки зрения «избавление» куратора от энного количества миллионов не делает социальную политику правительства эффективнее. В отличие, например, от намерения кабмина все-таки довести МРОТ до прожиточного минимума, о чем Дмитрий Медведев сообщил, выступая в Госдуме.
Другое дело, что параллельно Голодец сама же указывает работодателям на то, как формально помочь властям в реализации их благих намерений, при этом особо ничего не меняя фактически. Вице-премьер предлагает, чтобы компании компенсировали своим сотрудникам их расходы на фитнес.
Здоровый персонал — важный фактор корпоративного успеха. Но никто не мешает заложить соответствующую компенсацию в официальную зарплату, тем самым подняв ее до искомого прожиточного минимума. Работники богаче не станут, зато работодатель выполнит как минимум сразу два правительственных пожелания. И еще сведет затраты к нулю при наличии аффилированных или партнерских фитнес-центров.
Понятно, что такой опцией сможет воспользоваться только крупный бизнес. Но у него и гораздо больше возможностей торпедировать идею повышения МРОТ, если он не увидит в этой социальной новации никаких выгод для себя.
Меньше рублей — больше друзей. Семья Дмитрия Рогозина за год потеряла примерно четверть своих доходов и теперь в ее распоряжении немногим больше 12 миллионов рублей. Зато сам «оборонно-космический» вице-премьер и его союзники сумели занять важные высоты.
Например, спецпредставитель президента Сергей Иванов на днях вошел в совет директоров «Ростеха». Как мы уже писали ранее, эта госкорпорация рассматривает возможность поглощения Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Иванов, как и Рогозин, выступает против такой сделки. И теперь «Ростеху» будет намного сложнее ее провести.
Зато Сергей Иванов поддерживает интеграцию «Платона» с ГЛОНАСС для мусоровозов. Пару месяцев назад с такой инициативой выступил Дмитрий Рогозин. И теперь для ее реализации он, по данным «Коммерсанта», должен возглавить совет директоров АО ГЛОНАСС.
Помимо всего прочего, для Рогозина такой абсолютно новый проект — неплохой шанс доказать неправоту Владимира Жириновского. Тот не перестает сетовать по поводу того, что «оборонную промышленность курирует журналист». Но если в ближайшем обозримом будущем в стране полностью исчезнут несертифицированные свалки, значит, скепсис лидера ЛДПР действительно не оправдан.
Спортивное вице-премьерство сделало Виталия Мутко беднее. По итогам 2016-го он с женой задекларировал чуть более 11 миллионов рублей против почти 15 годом ранее. Но это в буквальном и переносном смысле мелочи по сравнению с теми финансовыми потерями, которые сопровождают подготовку к проведению ЧМ-2018.
Питерское управление ФАС заговорило о заключении новых госконтрактов по стадиону «Крестовский» — едва ли не самой скандальной спортивной стройке века, которая уже обошлась почти в один миллиард долларов. Строителей стадиона «Ростов-Арена» довели до забастовки многомесячные долги по зарплате. При этом генподрядчик — владелец Crocus Group Арас Агаларов — заверяет, что все платежи проводит вовремя и намекает на нечистоплотность подрядных организаций.
В свою очередь Financial Times пишет о проблемах, с которыми столкнулась ФИФА в поисках спонсоров ЧМ-2018. По утверждению издания, «международные и российские компании опасаются высоких финансовых затрат и репутационных рисков», связанных с участием в мундиале. «Они (сложности) связаны с тем, что была огромная и большая атака на ФИФА. ФИФА обвинили в коррупции и прочее, сами себя погубили. Имиджевые потери колоссальные», — объясняет Мутко.
Однако в этом плане показательна реакция Альфа-банка, регионального спонсора ФИФА. Его председатель правления Андрей Соколов называет «большой проблемой» отсутствие прав на трансляцию игр у российских телеканалов. По его словам, банк не закладывал сценарий, при котором матчи ЧМ не будут транслироваться по отечественному телевидению. «Невозможно лишить людей страны, где проводится чемпионат мира, возможности смотреть его по телевизору». — заявляет банкир. А Мутко, как известно, против того, чтобы государство помогало телеканалам в приобретении соответствующих прав.
Между тем, вопросы возникают уже не только у спонсоров, антимонопольных регуляторов или строителей стадионов. «Кто принимал решение все ресурсы страны бросить на сооружение великолепных спортивных сооружений? Людям нужны дороги и дома на первом месте. А потом он на стадион пойдет. А если дома нет, что он после матча будет делать?», — восклицал Владимир Жириновский, комментируя отчет правительства. И ссылки на традиционный популизм главного российского либерал-демократа вряд ли дают основания полностью проигнорировать эту реплику.
Вряд ли найдется другой правительственный чиновник, который столь же стремительно беднеет, как Александр Хлопонин. Суммарные доходы его и супруги ныне не превышают 11 миллионов рублей. Что почти в шесть раз меньше прошлогоднего результата. И это притом что по итогам 2014 года эта вице-премьерская чета заработала почти 290 миллионов рублей. А Хлопонин тогда получил титул самого богатого обитателя Белого дома. Такое финансовое пике могло бы вызвать сомнения, если бы оно сопровождалось резким взлетом хлопонинского аппаратного влияния. Но и на этом фронте у вице-премьера больше потерь, нежели приобретений.
Хлопонину так и не удалось добиться повышения минимальной розничной цены на водку до 219 рублей за пол-литра. Победил Минфин, предлагавший ограничиться 205 рублями.
Так же показателен ответ Дмитрия Медведева на предложение эсера Олега Нилова ввести госмонополию на спирт для предотвращения эксцессов, подобных декабрьскому, иркутскому. Премьер назвал эту затею малореалистичной и не способной принести желаемый эффект. Хотя Хлопонин еще летом 2016-го рассуждал о консолидации всех отечественных производителей спирта под эгидой государственного «Росспиртпрома». И заверял, что это не потребует никаких дополнительных затрат от федерального бюджета.
Но в таком случае многие регионы лишились бы своих системообразующих предприятий, что усугубило бы бюджетный кризис на местах. Не удивительно, что правительство предпочло не давать губернаторам и главам автономий новый повод для недовольства. Как, к слову, произошло и сейчас, с минимальной ценой на водку, когда хлопонинское желание победить алкогольный контрафакт и помочь легальным крупным производителям спиртного не смогло перевесить элементарные соображения политической целесообразности.