Отношение американцев к марихуане изменилось. Многие верят, что этот наркотик должен быть легализован. Несмотря на это, большинство по-прежнему считает, что воспитание детей несовместимо с употреблением каннабиса. Денверская домохозяйка Кэтрин ВанИтон хочет доказать, что мама, которая пристрастилась к конопле, ничем не хуже обычной. «Лента.ру» попыталась понять откуда берется такая точка зрения и как так получилось, что хештег #stonermom, объединяющий родительниц с вредной привычкой, становится популярен в Instagram.
Кэтрин ВанИтон с юных лет страдала от клинической депрессии, а затем и от тревожного психоза, вызывающего тяжелейшие панические атаки. После рождения первого ребенка ей прописали антидепрессанты и успокоительные препараты. Стало легче, однако время от времени депрессия возвращалась. После распался ее первый брак. Чуть поздней врачи прописали ВанИтон медицинскую марихуану.
«Единственным лекарством, стопроцентно ликвидировавшим депрессивные эпизоды, оказался каннабис, — утверждает женщина». Она стала использовать это средство ежедневно.
В штате Колорадо, где живет женщина, медицинскую марихуану разрешили в 2000 году, а в 2014 году этот наркотик был полностью легализован. ВанИтон не делала ничего незаконного, однако общественное мнение не одобряет ее пристрастие к наркотику. Считается, что матери не должны употреблять наркотики, а она воспитывает четырех детей (два ребенка — свои, еще двое — нового мужа).
Многие женщины, оказавшиеся в такой ситуации, предпочитают не афишировать вредную привычку. Поначалу ВанИтон делала так же. Она вспоминает, что однажды разговорилась об этом с подружкой. «Нам приходится делать это тайком. Мы же совершенно такие же матери. Сидим дома, забираем детей из сада и школы, иногда засыпаем с ними, иногда спать не дают, — рассказывает женщина. — Люди смотрят, как мы пробиваем в магазине гигантский чек за продукты, и не догадываются, что мы любим траву».
В 2014 году ВанИтон решила больше не прятаться и завела блог рассказывающий о том, как сочетать воспитание детей с употреблением марихуаны. Вскоре сайт, канал на YouTube и подкаст, который она ведет вместе с мужем, превратились в небольшой бизнес.
Более 20 процентов населения страны живет в штатах, где можно хранить и употреблять этот наркотик, не опасаясь проблем с законом. Еще 28 штатов разрешают принимать его по рекомендации врача.
Едва ли не каждый второй житель Соединенных Штатов, родившийся после 1960 года, попробовал марихуану до 21 года. Исследование, проведенное государственными органами в 2007 году, показало, что более 14 миллионов американцев в возрасте от 12 лет и старше, употребляют ее не реже одного раза в месяц.
В некоторых регионах это пристрастие распространено еще сильнее. В 2012 году актер Арнольд Шварценеггер пошутил в одном из интервью про свой район Лос-Анджелеса. По его словам, достаточно поутру сесть на велосипед, прокатиться по округе и подышать местным воздухом, пропитанным запахом конопли.
«Марихуану употребляет шокирующее число людей, которых мы все знаем, — возмущается лейтенант-губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом. — Речь идет об уважаемых гражданах, общественных лидерах, исключительных людях».
И молодежь, и постаревшие хиппи, пристрастившиеся к каннабису полвека назад, давно никого не смущают. Однако к родителям с маленькими детьми, по словам Кэтрин ВанИтон, отношение другое.
«Ответственная мать даже в штате с легализованной марихуаной не может признаться, что употребляет, — говорит она. — На нее будут косо смотреть».
Женщины справедливо боятся, что их неверно поймут, осудят, а то и пожалуются в социальные службы, которые могут забрать детей.
ВанИтон считает иначе. «Я мать и делаю то же самое, что и другие мамы, — говорит она в одном из своих видео. — Но я делаю это, под наркотиками».
По ее словам, они с мужем употребляют только в тех случаях, когда детей нет дома или они спят. В одной из статей на своем сайте она предупреждает о необходимости, родителям запирать коноплю и никогда не делать этого одновременно. Тогда в доме всегда будет хотя бы один трезвый взрослый.
Шери Сикард утверждает, что до сорока лет почти не притрагивалась к марихуане. «Если бы в 1996 году, когда в Калифорнии легализовали медицинское использование марихуаны, мне сказали, что я буду настолько тесно связана с этим движением, то не поверила бы», — признается она.
Когда женщине было под сорок, врач посоветовал ей попробовать марихуану для борьбы с хронической тошнотой. «Она помогла, — утверждает Сикард. — Более того, вскоре я обнаружила, что мне больше не нужны антидепрессанты, которые принимала много лет. Марихуана, избавившая меня от тошноты, заодно устранила симптомы депрессии».
В 2015 году Сикард опубликовала книгу «Мэри Джейн. Полное руководство по марихуане для женщин». Одна из глав называется «Марихуанные мамы: каннабис и уход за детьми».
Сикард видит свою цель в борьбе с маскулинными стереотипами, связанными с коноплей, и дурной репутацией, которые делают ее употребление неприемлемым для многих женщин. «Нелепо, что люди попадают в тюрьму за использование наркотического вещества, которое приносит меньше вреда, чем алкоголь», — говорит она.
Социологи отмечают, что решающую роль при легализации в Колорадо и Вашингтон сыграло изменение отношения женщин к этому наркотику. Опрос, проведенный Gallup в октябре 2016 года, показал, что 60 процентов взрослых американцев одобряют легализацию марихуаны. Среди американцев до 34 лет поддержка еще сильнее — 77 процентов.
Вопреки ожиданиям противников декриминализации каннабиса, отмена запрета в Колорадо и Вашингтоне пока не вызвала роста количества подростков, употребляющих этот наркотик. ДТП тоже не стало больше. При этом налоговые доходы, которые приносит штатам узаконенная наркоторговля, составляют сотни миллионов в год и продолжают расти.