Уровень антисемитизма в мире падает. Во Франции, стране с крупнейшей в Европе еврейской общиной, количество антисемитских преступлений резко сократилось, но есть и регионы, демонстрирующие противоположную тенденцию. Так, в Британии и государствах Содружества исследователи фиксируют рост юдофобских настроений. Об этом говорится в докладе «Антисемитизм в 2016 году», подготовленном Центром Кантора — организацией, регулярно отслеживающей все, связанное с возбуждением ненависти к евреям. «Лента.ру» предлагает читателям ознакомиться с основными тезисами этого документа.
«Мир после 1989 года был практически идеальным для всех евреев… К сожалению, типичное для того времени понятие зажиточных и процветающих еврейских улиц кануло в Лету. В XXI веке угроза терроризма и насильственного антисемитизма вынуждает нас, евреев, изолироваться от внешнего мира и даже спасаться бегством из некоторых европейских стран».
Так Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса, охарактеризовал нынешнюю ситуацию с безопасностью еврейских общин. Однако, как следует из подготовленного центром его имени доклада, все обстоит не так трагично.
Количество антисемитских инцидентов в мире заметно сократилось. В первую очередь это касается насильственных преступлений, в результате которых под угрозой оказывается жизнь человека. За прошедший год их число снизилось на 12 процентов — с 410 до 361 случая.
Эта тенденция, по данным государственных агентств, наблюдается практически во всех странах Европы, включая те, которые оказались под ударом волны мигрантов — в первую очередь во Франции и Германии. Независимые исследователи, правда, настроены куда скептичнее: по их словам, официальные органы существенно занижают цифры, и в Берлине, к примеру, уровень преступлений на самом деле вырос на 16 процентов.
«Запомните мои слова: вскоре либерал-капиталисты и марксисты-коммунисты (которые являются слугами, осознают они это или нет, Большого Паразита) начнут убивать друг друга, начнется Третья мировая война. Ее спланируют те же дети дьявола, что начали первые две. Их план заключается в завоевании всего мира, и они больше не будут таиться, объявив о создании "Великого Израиля". Они уничтожат лидеров арабского мира, включая Башара Асада, христианам устроят кровавую бойню, будто овцам. Христиане и мусульмане будут убивать друг друга по наущению гиен — либерал-капиталистов (США, Англии, Франции, Италии, Германии, Испании, Португалии, Израиля, Бразилии и других) и марксистов-коммунистов (России, Китая, Турции, Кубы и прочих), которые давно подкуплены. Но в конце концов придет лев, который восстановит естественный порядок вещей, уничтожив насквозь прогнивший нынешний мир, где триста семей держат в рабстве все население Земли».
Это цитата из блога бразильского неонациста и антисемита Ари Менегини, открыто восхваляющего Гитлера и требующего защитить «белую европейскую расу» от угроз со стороны «евреев, коммунистов и иммигрантов». Его Facebook приводится в докладе как пример того, что антисемитизм все больше уходит в интернет — на площадки соцсетей, где намного проще вести пропаганду и гораздо меньше риск угодить в кутузку за разжигание.
«Одновременно со снижением во всем мире числа случаев проявления антисемитизма, особенно с применением насилия, в 2016 году, к сожалению, появились новые способы его выражения — рост ненависти в интернете и осквернение еврейских кладбищ», — отмечает Кантор.
Во врагах сетевые неонацисты числят также геев, мусульман, антифашистов, анархистов и негров. «Бразильские неонацисты и антисемиты процветают в Facebook, который цензурирует посты с эротикой, но не обращает внимания на нацистскую пропаганду», — сетуют авторы доклада. Учитывая единые стандарты, декларируемые Facebook, это утверждение можно отнести ко всей соцсети, а не только к ее бразильскому сегменту.
Еще один оплот антисемитизма — университетские кампусы. Хотя жизни и здоровью студентов-евреев там в основном ничто не угрожает, в ряде университетов в США, Канаде, Австралии, Скандинавии они регулярно сталкиваются с нападками и оскорблениями. Стены украшают антисемитские граффити, свободно распространяется экстремистская литература, устраиваются вечеринки в нацистском стиле. В результате учащиеся там евреи боятся надевать кипы и публично упоминать Израиль.
Такое положение дел объясняется достаточно просто: молодежь всегда склонна к излишнему радикализму, и в кампусах полно сторонников как ультраправых, так и ультралевых партий. Но если первые зачастую бывают обычными юдофобами, то вторые настроены не столько против евреев как этнической группы, сколько против государства Израиль, которое они обвиняют в угнетении палестинцев и множестве других грехов. Так, бразильский новостной портал Vermelho попал под суд за статью о том, что Израиль тайно контролирует всю оборонную сферу, разведку и центробанк Бразилии и даже организовал импичмент президента Дилмы Руссеф.
Центр Кантора в докладе не делает разницы между антисемитизмом и антиизраильскими настроениями. Отчасти это оправданно, учитывая, что левые движения в Европе издавна привлекали в свои ряды юдофобски настроенных мусульман (достаточно вспомнить многочисленные скандалы с антисемитскими высказываниями политиков, сотрясшие недавно Лейбористскую партию Великобритании). В докладе упоминаются случаи сотрудничества крайне левых организаций (типа Компартии Чехии) и крайне правых, однако конкретных примеров такого взаимодействия не приводится.
В середине марта в преддверии президентских выборов во Франции газета The Local опросила французских евреев, чтобы узнать, как они отнесутся к возможной победе Марин Ле Пен. Большинство заявили, что готовы бросить насиженное место и уехать в Израиль. «Антисемитизм — серьезная проблема. Если Ле Пен изберут, ожидайте, что все евреи покинут страну», — объяснил один из опрошенных.
Однако, судя по материалам доклада, сейчас евреям опасаться особо нечего. Еще в 2014-м четверть граждан страны, опрошенных Французским институтом изучения общественного мнения (IFOP), считали, что евреи взяли слишком много власти в экономике, 22 процента упоминали о засилье евреев в СМИ, 19 процентов — в политике. Шесть процентов и вовсе сочли, что евреи виноваты в экономическом кризисе. Все это сопровождалось ростом антисемитского насилия.
В 2016 году, казалось, тенденция продолжилась. В январе 16-летний курд, объявивший себя последователем запрещенного в России «Исламского государства», ударил ножом еврея в Марселе. В мае-июле антиеврейская кампания достигла пика – тогда произошло более 30 антисемитских инцидентов.
Однако после июльского теракта в Ницце все изменилось. Во Франции были значительно усилены меры безопасности, на подмогу полицейским патрулям были переброшены 10 тысяч солдат, 800 синагог, еврейских школ и институтов были взяты под дополнительную охрану. Государство перестало церемониться и с любителями поразжигать и порассуждать об отрицании Холокоста: издатель ультраправого еженедельника «Ривароль» Жером Бурбон и его сотрудник Эрве Лален в декабре оказались в тюрьме.
В итоге менее чем за полгода число антисемитских инцидентов, по данным главы МВД Франции Бернара Казнева, упало на 61 процент (антимусульманские за это же время снизились на 52 процента). Аналогичная ситуация и в соседней Бельгии — там в результате усиления мер безопасности количество эпизодов на антисемитской почве рухнуло на 60 процентов.
Однако, как полагают авторы доклада, дело не только в том, что на улицах стало больше солдат и полицейских. Наконец-то зашевелились разведка и контрразведка, которых давно и заслуженно ругали за нерасторопность и отсутствие координации. Сотрудники спецслужб наконец начали отслеживать действия экстремистских групп, выявлять их связи и контакты и наращивать сотрудничество с коллегами из других стран. Как правило, в центре их внимания оказываются мусульманские радикалы, на долю которых ранее приходилась немалая часть антисемитских инцидентов.
Если во Франции евреям жить стало легче, то в странах Содружества, традиционно славящихся куда большей терпимостью к евреям, — наоборот. В Британии число антисемитских инцидентов выросло на 11 процентов — включая граффити на стенах, отправку угрожающих писем и электронной почты и перебранки в соцсетях. Попадаются настоящие любители антисемитского спама – за прошлый год было зафиксировано 10 случаев массовой рассылки крупных текстов антиеврейской направленности. Аналогичная ситуация наблюдается в Канаде и ЮАР.
Но печальное первенство в антисемитской гонке держит Австралия. Страна, изначально создававшаяся как сообщество иммигрантов и культивировавшая толерантность и взаимоуважение, неожиданно продемонстрировала резкий рост ненависти к евреям. Число инцидентов в целом увеличилось на 10 процентов, случаев вандализма — на 36, прямых нападений — на 33.
Судя по докладу, прикладным антисемитизмом в Австралии заняты буквально все группировки — ультраправые, ультралевые, христианские и мусульманские. Хотя руководство христианских конфессий и многие исламские богословы пытаются вразумить паству, доходит не до всех.
Во многих других странах, если ориентироваться на текст, особых изменений не произошло. В латиноамериканских странах уровень антисемитизма в целом держался на прежних показателях — за исключением, пожалуй, Мексики.
В октябре 2016-го Мехико поддержал резолюцию ЮНЕСКО «Оккупированная Палестина». Это вызвало негодование среди еврейской общины страны, в результате чего власти Мексики отозвали свой голос. Подобное поведение привело к резкому всплеску антисемитизма в электронных СМИ. «Каждый еврей преследует интересы еврейского государства, а не страны, в которой он живет и зарабатывает. Они плохие граждане, так как озабочены только своими деньгами и Израилем»; «каждый еврей — не просто предатель, он еще и коррупционер» — это лишь несколько примеров высказываний, которые появлялись в мексиканской прессе в те дни.
А после того, как в январе 2017 года премьер Биньямин Нетаньяху, ради поддержания хороших отношений с администрацией Дональда Трампа одобрительно отозвался о строительстве стены на границе Мексики и США, отношения между Мехико и Тель-Авивом испортились окончательно. Мексиканская еврейская община вынуждена была откреститься от премьера Израиля, объявив, что не одобряет его высказываний. Но помогло это слабо: в социальных медиа вновь поднялась антисемитская волна.
Еще один островок стабильности — медиа многих мусульманских стран. Там евреев традиционно обвиняют во всех грехах – от создания «Исламского государства» до стремления уничтожить всех, кто исповедует ислам.
Но настроены авторы доклада, судя по всему, довольно оптимистично. И повод для этого у них есть: по крайней мере, в 2016 году ни один еврей из диаспоры не был убит только за то, что он еврей.