Первое мая, советский Первомай превратился в «Праздник весны и труда» и во многом утратил свой исконный политический смысл. У большей части населения страны этот день ассоциируется исключительно с дачными грядками и пикниками. «Лента.ру» вспомнила историю праздника и выяснила, как первомайские демонстрации пролетариев помогли сократить трудовой день до привычных 40 часов в неделю, повлияв на исторический процесс.
День труда так или иначе признается властями почти сотни стран мира. Правда, в некоторых государствах его отмечают не первого числа, а в первое воскресенье мая, в США и Японии — и вовсе осенью. У праздника разные названия: День международной солидарности трудящихся, День весны и труда, День труда, День весны.
Этот праздник восходит к событиям, произошедшим первого мая 1886 года в Чикаго. Тогда в этом городе, как и по всей стране, масштабные митинги и демонстрации трудящихся переросли в столкновения с полицией. Тысячи американских рабочих требовали улучшения условий труда, в частности, восьмичасового рабочего дня.
Мировой капитализм, будущие столпы американской и европейской промышленности ковались руками прибывающих из деревень рабочих, стоявших у станков по 12-16 часов. Никаких социальных гарантий для пролетариев, на фабриках нередко использовался детский труд.
Первые майские дни 1886-го оказались особенно горячими в Чикаго (штат Иллинойс), превращавшемся в один из индустриальных центров страны. Забастовки и несанкционированные властями выступления рабочих охватили весь город. На заводе по производству жаток Сайруса Маккормика уволили полторы тысячи взбунтовавшихся пролетариев. Это вызвало новую волну возмущения, в результате 3 мая у заводской проходной полицейские открыли огонь по смутьянам, убив по меньшей мере двоих и ранив десятки человек.
На следующий день рабочие собрались на Хэймаркет-сквер на митинг против полицейского насилия. Но и эта вроде бы мирная акция закончилась трагически: неизвестный провокатор бросил бомбу в полицейских, спровоцировав стрельбу по толпе. Погибли и получили ранения десятки человек с обеих сторон. Власти начали преследовать зачинщиков — закрывались клубы рабочих, предполагаемые организаторы протестов были задержаны, несколько человек приговорили к смертной казни.
На самом деле американцы не были законодателями мод в борьбе за права трудящихся. Австралийцы потребовали введения восьмичасового рабочего дня еще в 1856 году. И продолжали это делать ежегодно. Однако именно трагические события в Чикаго сделали День труда международным.
В июле 1889 года Парижский конгресс Второго интернационала (международного объединения социалистических рабочих партий) в память о событиях в Чикаго провозгласил 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира. В 1890-м году этот праздник уже отмечали в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Франции и некоторых других странах. В Великобритании демонстрации состоялись в день расстрела чикагских манифестантов — 4 мая. Основное требование то же —введение восьмичасового рабочего дня.
В XIX веке это требование выполнили только в Новой Зеландии. В Европе в ту эпоху по 8 часов в сутки работали, пожалуй, лишь на немецком заводе оптических приборов Carl Zeiss. Идея принадлежала совладельцу предприятия Эрнсту Аббе, получившему контроль над заводом после смерти самого Цейса. Его рабочие получали (невиданное по тем временам дело!) пенсию и 13-ю зарплату. Другие воротилы бизнеса не торопились идти навстречу рабочим, и власти их поддерживали. Владельцы «заводов, газет, пароходов» не желали сокращать рабочее время с сохранением заработной платы.
В США первопроходцем выступил отец американской автоиндустрии Генри Форд. В 1914 году он подписал с рабочими Ford Motor Company новый коллективный договор, предусматривающий введение восьмичасового рабочего дня и кратное увеличение зарплаты. Его конкуренты крутили пальцем у виска, а Форд переманил к себе талантливых инженеров со всей страны и значительно повысил производительность труда. Одной из последних развитых стран, узаконивших восьмичасовой рабочий день, по иронии судьбы, стала Австралия. Там удалось добиться принятия соответствующего закона только в 1947 году.
В СССР 1 Мая отмечалось традиционно широко — многотысячным митингами во всех крупных городах. До революции 1917 года в царской России рабочие проводили в этот день митинги, демонстрации и так называемые «маевки» (нелегальные собрания за городом), на которых нередко звучал политический лозунг «Долой самодержавие!». После прихода к власти большевики объявили 1 Мая официальным праздником — Днем «Интернационала», который в 1970-х переименовали в День солидарности трудящихся. Советский Союз стал первой европейской державой, закрепившей в 1918 году в трудовом законодательстве восьмичасовой рабочий день.
Впрочем, в СССР, как и во многих других странах, еще долго сохранялась шестидневка с продолжительность работы по 48 часов в неделю. А Первомай еще до развала Советского Союза потерял свой изначальный смысл — защиту трудовых прав — и воспринимался населением лишь как дополнительный выходной для поездки на дачу или пикник. Этому в немалой степени способствовала сама система «власти рабочих и крестьян», вроде бы запрещавшая эксплуатацию труда. Вместе с тем на советских мегастройках Беломорканала, БАМа, космодрома «Байконур», Саяно-Шушенской ГЭС отдельные энтузиасты-стахановцы работали по 12 часов «за здорово живешь».
К началу ХХI века под давлением профсоюзных и общественных организаций, вслед за развитием техники изменились и условия труда. Во всех развитых странах сотрудники имеют право на отпуск, рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки, детский труд запрещается.
Однако проблемы с обеспечением прав трудящихся не исчезли, а лишь трансформировались. В ряде стран, включая Россию, из-за стремительного старения значительной части населения возникают трудности с пенсионным обеспечением, обсуждается повышение пенсионного возраста. Все больше людей работает удаленно, растет число фрилансеров (не имеющих постоянного места работы), в связи с чем возникает необходимость вносить изменения в трудовое законодательство для защиты их прав. Кроме того, работники жалуются на неэффективность трудовых инспекций, неоплачиваемые сверхурочные и серые зарплаты «в конвертах», лишающие их пенсионных накоплений.