Креативные помещения для офисных сотрудников, попирающие годами наработанные офисные стандарты, становятся все более популярными в мире. Вместо безликих опен-спейсов компании создают уникальные творческие лаборатории, которые не только отражают самобытность организации, но и увеличивают работоспособность сотрудников.
Сегодня самые креативные интерьеры для работы демонстрируют офисы IT-компаний. Всему миру известны нескучные офисы Google, Facebook, Skype, YouTube, Kaspersky Lab в Лондоне. Однако пионером создания креативных офисов стал страховой рынок Lloyd’s of London, построивший для своих брокеров Lloyds Building — одно из самых необычных зданий в Европе стоимостью 75 миллионов фунтов стерлингов.
Оно появилось еще в 1986 году в лондонском Сити, на месте старого римского форума, и отличается тем, что внутреннее пространство башни абсолютно свободно от инфраструктуры. Все «внутренности» Lloyds Building — лифты, лестничные клетки, коммуникации, трубы, вентиляция выведены наружу.
Очень оригинально выглядит и офисное пространство, в котором заключают сделки лондонские страховщики. Здесь нет open space, поскольку традиция уединяться, работая с документами, существует в Lloyds с конца XVII века. И все же полностью от классической кабинетной системы здесь не стали отказываться — статичные кабинеты были заменены на мобильные перегородки, которые можно передвигать так, как того требуют обстоятельства.
Однако основной особенностью Lloyds Building является очень органичный микс современности с историческими достопримечательностями, одной из которых является обеденный зал XVIII века, который буквально по кирпичику перенесли из здания Королевской биржи, в котором контора Ллойда располагалась с 1774 года.
Еще одна «фишка» башни — старинная золоченая беседка, под куполом которой висит колокол. В него бьют, когда в мире происходит большой страховой случай.
Не менее интересной является медиа-деревня Media City UK площадью 81 гектар, построенная для сотрудников BBC в 2011 году в городе Солфорд на севере Англии. В проекте стоимостью 600 миллионов фунтов были воплощены самые прогрессивные урбанистические идеи — такие, как пешеходный мост-качели через Манчестерский канал, соединяющий две части медиа-деревни, или колористика семи главных магистралей, каждая из которых имеет свою цветовую гамму — белую, розовую, желтую, оранжевую, фиолетовую, бронзовую и зеленую. Под них подобраны уличная мебель, освещение и даже цвет растений.
В интерьере офисов нет привязки к какому-то определенному цвету, однако офисная эко-мебель, сделанная из композитного материала, созданного на основе переработанной крапивы, имеет необычные формы — например, в переговорных стоят массивные столы-лавки, объединенные круглой крышей, а в столовой — табуреты в виде лесных пней.
Много необычных «фишек» и в офисе японского разработчика и издателя компьютерных игр Square Enix в Коста-Меса в Калифорнии, который спроектирован как мини-город площадью 16 тысяч квадратных метров — со своими улицами, городскими парками и районами.
Принципы планирования городской среды были использованы и при строительстве головного офиса Facebook в Калифорнии. В частности, здесь не побрезговали «уплотнительной застройкой» — в штаб-квартире Facebook она выразилась в замене отдельных кабинетов открытыми пространствами с большим числом сотрудников.
Несколько лет назад мода на креативные офисы добралась и до России. Однако если в Европе и США необычные офисы можно встретить в любом здании, независимо от его возраста, то в нашей стране под креативным пространством, как правило, понимают помещения в зданиях бывших фабрик и заводов.
«В России для создания креативного офиса действительно больше подходит отреставрированное старое предприятие, — объясняет Игорь Кабатов, директор по развитию коммерческой недвижимости ГК «ИТКОЛ». — Арендаторов привлекает максимально открытое пространство без традиционных межкабинетных стен, съедающих чуть ли не пятую часть помещения, и высокие потолки, которые также помогают увеличить арендопригодную площадь — зачастую внутри офиса сооружается второй этаж. Кроме того, некоторые арендаторы ловко приспосабливают под свои нужды и различные конструктивные элементы, сохраненные на бывших фабриках — например, предметы навигации или навесные антресоли».
По словам директора по работе с ключевыми клиентами NAI Becar Константина Королева, сегодня московский рынок креативных пространств можно разделить на несколько групп. К первой эксперт относит креативные хабы — такие как «Красный октябрь», дизайн-завод «Флакон», Artplay или ставшее уже историей пространство на корабле «Брюсов». Раскрученных объектов в этой категории немного — менее десятка, поэтому спрос, равно как и арендные ставки, всегда находятся на высоком уровне.
Во вторую входят практически любые офисы в стиле лофт. Преимущественно это бывшие фабрики, которые были построены 100 и более лет назад и ценятся арендаторами за налет исторической атмосферы. Такие площадки уже обладают современной инженерией и развитой инфраструктурой, поэтому они подходят для размещения офиса абсолютно любой компании — от креативных индустрий до банков. Таких объектов в Москве десятки и разброс цен в них очень велик — ставки могут отличаться в два-три раза.
И, наконец, отдельно стоящие особняки, которые являются «штучным» и часто крайне недешевым товаром, особенно, если он в хорошем состоянии. «В Москве пока еще можно найти не очень дорогие варианты, — комментирует эксперт NAI Becar. — Но они чаще всего требуют серьезных капитальных вложений, поскольку либо само здание находится в плохом состоянии, либо предыдущие пользователи сделали внутри "антикреативный" офис в духе девяностых, и никакая локация сама по себе это не компенсирует».
Рынок креативных пространств в настоящее время уже достаточно насыщен, однако еще два-три крупных проекта в формате хаба в Москве вполне могут появиться. «При условии адекватных ставок спрос на подобные предложения всегда будет», — говорит эксперт ГК «ИТКОЛ».
Однако в ближайшее время ожидать запуска больших креативных пространств не стоит, поскольку в кризис срок окупаемости таких проектов слишком уж велик.