Россия
18:53, 4 сентября 2009

Подарочек Британский суд выдал ордер на арест Чичваркина

Бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин своеобразно отметил первую годовщину уголовного преследования своей экс-компании. Неожиданно для всех он нарушил медиа-молчание, которое сохранял с момента побега в Великобританию, дав сразу два обширных интервью. В них он рассказал и про свое противостояние с МВД, и про экспедитора Власкина, и про сделку с российским правосудием. Российское правосудие сенсационно отреагировало на это интервью уже на следующий день, рассказав, что британский суд все-таки выдал ордер на арест Чичваркина. В Великобритании эту информацию подтвердили, но не сразу.

Дело "Евросети" началось 2 сентября 2008 года с задержания вице-президента компании Бориса Левина и заместителя начальника службы безопасности компании Андрея Ермилова. Через год оно разрослось до таких размеров, что поглотило не только многих подчиненных Левина, но и самого совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина. Последний очень вовремя уехал в Великобританию, что сделало его недосягаемым для российских правоохранительных органов.

Все время, пока Чичваркин обустраивался в Лондоне, журналисты безуспешно пытались добиться от него не то что интервью - простого комментария. И тут неожиданно в прессе появились сразу два обширных интервью Чичваркина - радиостанции Business FM и газете "Коммерсант". В них он насколько мог подробно рассказал про все аспекты уголовного преследования своей компании, своих сотрудников и себя самого.

Во-первых, Чичваркин повторил то, что утверждал еще в самом начале возбуждения уголовного дела против сотрудников "Евросети": по его мнению, все происходящее - банальная месть сотрудников 38-го управления "К" МВД РФ за то, что компания не побоялась дать отпор распоясавшимся милиционерам, наворовавшим мобильные телефоны у сотовых ритейлеров на миллионы рублей.

Во-вторых, бывший совладелец "Евросети" отверг обвинения прокуратуры, которая считает его одним из организаторов похищения экспедитора компании Андрея Власкина и вымогательства у него денег. "У меня как будто другой заботы не было в 2003 году, с 17 тысячами сотрудников, из которых 12 тысяч занималось розничной продажей. Ничего кроме судьбы курьера меня не интересовало в этот момент!" - заявил Чичваркин в интервью Business FM в своей неповторимой манере. Кроме того, он категорически отверг предположения, будто Власкин был не просто курьером, а его партнером по бизнесу: "У меня нет партнеров из числа водителей 'Газелей'".

Более подробно Евгений остановился на сделке со следствием - процедуре, широко разрекламированной весной российскими законодателями. По его словам, он не представляет для себя возможности воспользоваться этой правовой лазейкой. "Как можно идти на сделку и признаться в том, что ты не делал, чтобы оправдать незаконные аресты? С какой целью? Если бы я очень хотел вернуться и у меня была бы вместо совести большая задница, то, наверное, я бы так сделал. Но я так не буду делать", - подчеркнул Чичваркин.

Не мог избежать он и вопроса о своей экстрадиции. Ответ на него вкратце выглядел так: меня, конечно, могут выслать в Россию - бегать от британского суда я не буду, - но это настолько маловероятно, что я не очень-то и волнуюсь. Кроме того, он подтвердил то, что все, в общем, знали и раньше: в Россию Евгений Чичваркин в ближайшее время добровольно не вернется, потому что там его ничего не держит. "Сражаться не за что - компания продана, земля реализована за 10 процентов от стоимости, если не меньше, дом был съемный, семья и собака здесь", - заявил бизнесмен "Коммерсанту".

Оба интервью Чичваркина отдавали горечью переживаний изгнанника, однако за этим абсолютно явно просматривалось его нордическое спокойствие за свое будущее. Выяснилось, что к лондонской Олимпиаде 2012 года Чичваркин собрался открыть малый бизнес (в компании будет не более десяти человек), связанный со сферой обслуживания, но не с продажей мобильных телефонов.

Здание Вестминстерского окружного суда магистратов Англии. Фото с сайта geograph.org.uk
Lenta.ru

Тем удивительнее была новость, распространенная российской Генпрокуратурой на следующий день. Оказывается, еще 27 августа (то есть неделю назад) Вестминстерский окружной суд магистратов Англии выдал ордер на арест Чичваркина. По словам представителя Генпрокуратуры РФ Марины Гридневой, официальное извещение об этом поступило в ведомство только теперь, однако в настолько плохую осведомленность прокуратуры о подвижках в деле Чичваркина верится слабо. Все выглядело так, что, имея зуб на предпринимателя, Генпрокуратура не смогла отказать себе в удовольствии "отметить" годовщину дела "Евросети". Кроме того, свою роль сыграли откровения Чичваркина в вышеупомянутых недавних интервью, сопровождавшиеся непечатными словами в адрес российских правоохранительных органов.

Впрочем, торжество правосудия длилось недолго - прокуроров "обломал" корреспондент РИА Новости, попросивший работников лондонского суда поискать у себя упоминания о Чичваркине. Таковых в суде не оказалось, что зародило сомнения - а не слишком ли расфантазировались в Москве по поводу уехавшего на чужбину бизнесмена? Чуть позже появилось подтверждение - не слишком.

Специалист по коммуникациям судебной службы Ее Величества Катрина Хатчинс сообщила газете "Ведомости", что британский суд действительно выдал санкцию на арест Чичваркина, причем не только выдал, но и уже провел закрытые слушания по этому делу. Впрочем, ничего более конкретного об этих слушаниях Хатчинс не сообщила.

Поначалу казалось, что Генпрокуратура одержала маленькую, но победу - Чичваркин хоть и сбежал из России, однако полностью от машины отечественного правосудия уйти не смог. Однако все оказалось не совсем так. Во-первых, как поясняет "Коммерсант", ордер на арест Чичваркина, выписанный британским судом, не лишает его свободы, а лишь обязывает явиться для разбирательства по первому вызову. В противном случае его доставят в суд силой, хотя поверить в то, что Чичваркин будет бегать от лондонских судей, затруднительно. В одном из своих интервью он так и заявил: "Я знаю, что [любой суд, который будет проходить на территории Великобритании] надо мной будет независимый от какой-либо политики. Я к этому суду абсолютно готов и спокоен".

Во-вторых, то, что дело дошло до лондонского суда, еще совсем не означает обязательную выдачу Чичваркина в Россию. Скорее наоборот - в случае, если британцы признают претензии российской прокуратуры к бизнесмену безосновательными, Москве останется только заочно выносить Чичваркину бессмысленные приговоры, как это уже было с Борисом Березовским.

Этим, отчасти и объясняется спокойствие Чичваркина - судя по его интервью, он уже давно не сомневался, что ему придется выступить перед британским правосудием. Вместе с тем, он полностью уверен в своем успехе: "Я спокоен, потому что я чист перед страной, перед совестью, перед компанией, перед всеми людьми - перед теми людьми, кто купил компанию, перед моими партнерами. Я чист, и, в общем, моя совесть очень на месте находится".

Но если Чичваркин и спокоен, то его бывшие подчиненные необычайно далеки от этого состояния. Совсем недавно были завершены следственные действия в отношении всех фигурантов дела "Евросети", после чего восьми сотрудникам компании - Борису Левину, Андрею Ермилову, Виталию Цверкунову, Сергею Каторгину, Роману Чичкову, Алексею Олесику, Юрию Рогову и Алесандру Курте - было предъявлено обвинение в окончательной редакции.

Как отмечает "Коммерсант", итоговая версия следствия такова. В 2003 году Борис Левин вместе со своими вышеупомянутыми подчиненными и сотрудниками дочернего ЧОПа заподозрили экспедитора Андрея Власкина в краже крупной партии мобильных телефонов. При этом действовали они якобы с ведома и в интересах Чичваркина. Вместе с сотрудниками УВД Южного округа Москвы они начали искать Власкина, параллельно заставив побоями написать заявление в милицию на Власкина другого экспедитора - Дмитрия Смургина.

Вскоре Власкина нашли в Тамбове, после чего сотрудники службы безопасности "Евросети" якобы держали его на нескольких съемных квартирах, избивали и вымогали 20 миллионов рублей. Кроме того, по версии следствия, они отобрали у обоих экспедиторов деньги и некоторые вещи, что рассматривается прокуратурой как грабеж.

Одновременно с завершением расследования (всего за эти два дня событий вокруг "Евросети" произошло больше, чем за последние полгода) стало известно, что один из обвиняемых - бывший сотрудник службы безопасности компании Сергей Каторгин - заключил первую в России сделку с правосудием. По данным "Коммерсанта", он признал свою вину и дал показания против всех основных фигурантов дела - надо думать, и против Чичваркина тоже.

Взамен (если верить закону) Каторгин должен получить право на рассмотрение его дела в суде в особом порядке (без проведения судебного следствия). Но, что важнее, ему на треть от предусмотренного законом будет снижено максимальное наказание.

Завербовав в "союзники" одного из ключевых фигурантов дела, российская прокуратура получила немаловажный козырь в своей борьбе с Евгением Чичваркиным. Более того, по некоторым данным, помимо Каторгина еще два фигуранта дела изъявили желание сотрудничать со следствием на договорной основе.

Противостояние российских блюстителей закона и 35-летнего бизнесмена, постепенно отошедшее на второй план за более масштабными событиями, снова набирает обороты. В ближайшее время должны состояться очередные заседания лондонского суда, после чего станет ясно, у какой из противоборствующих сторон больше шансов на победу. Сам Чичваркин готов ко всему: "Теоретически можно начать дежурить в Шереметьево с цветами. Если серьезно, то это будет решать британский суд, но свою невиновность я доказывать не перестану".

< Назад в рубрику