Это случилось. Спустя почти три месяца после появления первых слухов о продаже "Сибнефти", "Газпром" подписал с Millhouse Сapital соглашение, обязывающее его приобрести 72,7 процента акций нефтяной компании по 3,8 доллара за акцию. Кроме этого пакета "Газпром" выкупил у "Газпромбанка" 3,016 процента акций, получив таким образом квалифицированное большинство в совете директоров. Нефтяная компания обошлась "Газпрому" в 13,1 миллиарда долларов.
Информация о сделке ограничилась буквально пятью строками на сайте "Газпрома". Затем очень оперативно появилось более развернутое сообщение. Его суть сводилась к тому, что правление "Газпрома" одобрило как сделку с Millhouse, так и сделку с "Газпромбанком". На сайте "Сибнефти" в первые часы после сделки не появилось ничего.
Сделка была ожидаемой неожиданностью – в преддверии покупки "Сибнефти" трейдеры на ММВБ разогрели акции "Сибнефти" на 15,6 процента. Неудивительно, что эффект от реальной, а не прогнозируемой сделки был обратный – в частности, к закрытию торгов акции "Сибнефти" упали более чем на 8 процентов.
"Сибнефть" вот уже несколько лет является, что называется, активом "на выданье". Незадолго до начала печально известного "дела "ЮКОСа" предполагалось слияние "Сибнефти" с ныне опальной полуразорившейся компанией. К тому времени когда топ-менеджмент "ЮКОСа" столкнулся с пристальным вниманием правоохранительных органов, механизм обмена активами был уже запущен.
Все это привело к тому, что среди прочих активов "ЮКОСа" под арестом оказались 34,5 процентов акций "Сибнефти". В результате ценность компании для стратегических инвесторов резко снизилась.
В июле появились сообщения о возможной покупке "Сибнефти" – компания объявила о намерении выплатить около 2 миллиардов дивидендов. Аналитики связали декапитализацию компании с ее возможной продажей.
Именно тогда по просьбе "Роснефти" был неожиданно наложен арест на 20 процентов акций "Сибнефти". Тогда еще на слуху было активной противодействие "Роснефти" ее продаже "Газпрому" в обмен на 10,74 процентов акций газового концерна. Сложившаяся ситуация заставила предположить, что за "Сибнефть" будут бороться как "Газпром", который находился в поиске компании, которая могла бы стать базой для его нефтяных операций, так и "Роснефть", для которой это стало бы одним из шагов к монополизму в нефтедобывающей отрасли.
Однако глава "Роснефти" господин Богданчиков неожиданно отказался от борьбы, заявив, что не собирается использовать 20 процентов акций "Сибнефти" для покупки компании. Можно долго гадать, что заставило "Роснефть" сделать это заявление, но за неимением лучшей гипотезы стоит предположить очевидное – огромный долг и без того низкий кредитный рейтинг "Роснефти", сделавшие ее непривлекательным активом для "Газпрома", не выдержали бы еще и ссуды под покупку "Сибнефти".
"Газпром" довольно быстро добился признания в качестве единственного претендента на 72 процента акций "Сибнефти", находящихся в собственности Millhouse Capital (к тому времени компании при помощи Чукотского суда удалось снять арест с 14,5 процентов акций "Сибнефти"). Сначала Владимир Путин дал понять, что его не интересует эта сделка до тех пор, пока "Сибнефть" покупают по справедливой цене. Затем ФАС чуть раньше времени объявила, что не хочет мешать "Газпрому" покупать дорогую нефтяную игрушку. Затем наступило 28 сентября.
Сказать, что "Газпром" счастлив, значит, не сказать ничего. Глава газового концерна Алексей Миллер уже заявил, что бизнес "Газпрома" и "Сибнефти" имеет выраженную синергию, а яснее признаться в любви на корпоративном русском вряд ли возможно.
Теперь стоит сказать пару слов о другом выгодоприобретателе. Роман Аркадьевич Абрамович в плеяде российских олигархов является фигурой противоречивой. С одной стороны, можно сказать, что он обласкан нынешней властью – Владимир Путин даже предлагал ему срок на Чукотке. Но не такой, как Ходорковскому, а другой - второй губернаторский.
С другой стороны, всякое упоминание про Абрамовича стабильно вызывает в народных массах приглушенный ропот – и, вероятно, осознавая это, он методично избавляется от всех принадлежащих ему российских активов.
Сделка по продаже "Сибнефти" поставила точку в этом процессе. Чисто теоретически, Романа Абрамовича в России теперь ничто не держит. От сделки по продаже "Сибнефти" он получил даже, пожалуй, больше, чем мог рассчитывать - кроме 13 миллиардов долларов от "Газпрома" не следует забывать о баснословных дивидендах общей суммой в 2 миллиарда долларов.
Компания Millhouse Capital получила 1,3 миллиарда из этих двух, что равноценно еще 7 процентам стоимости акций. То есть фактически Абрамович выручил за компанию на 10 процентов больше, чем она стоила на рынке.
Теперь перед губернатором открыто несколько путей. Во-первых, он может сделать звонок другу – с полученными средствами он, совместно с другими лояльными российскому правительству бизнесменами, сможет реализовать очень крупномасштабные проекты.
Во-вторых, он может попросить помощь зала, благо что общественность Чукотки на него в буквальном смысле молится. Тогда Роман Абрамович станет губернатором во второй раз и найдет, куда вложить свои средства в своем же регионе.
И, в-третьих, счастливчик может взять деньги и попытаться, как и многие до него, покинуть эту не очень приветливую северную страну.
Впрочем, вряд ли Роману Аркадьевичу это удастся. Абрамович получил слишком большие деньги, вывезти которые из страны просто так будет не очень просто. Действительно, вспомним классическое определение: отток капитала - это сумма расходов, произведенных гражданами и фирмами страны для приобретения реальных активов и ценных бумаг в других странах.
В нашем случае это означает, что если полученные Millhouse Capital 13 миллиардов долларов попадут на зарубежные счета, отток капитала из нашей многострадальной страны увеличится на 13 миллиардов долларов.
Тут стоит напомнить, что всего лишь 20 сентября министр финансов Алексей Кудрин увеличил прогноз чистого оттока капитала на текущий год в два раза и покаянно сообщил, что он составит 10 миллиардов долларов. Вряд ли Кудрину и другим членам правительства захочется еще раз удваивать эту сумму.
Отсюда можно сделать один вывод – Абрамович с его везением так или иначе в ближайшее время вновь попадет на Чукотку. И, скорее всего, все-таки в качестве губернатора.