Большинство войн в многоквартирных домах связаны с бытовыми вопросами разного характера — жильцам одной квартиры не нравится, что соседи курят на лестничной клетке, курящим, в свою очередь, что соседские дети слишком громко топают, а живущие снизу недовольны сразу всем верхним этажом и всем, что там происходит.
Подобные конфликты — неотъемлемая составляющая почти любого российского дома. Куда без милых соседских разборок? Хуже, когда соседи превращаются, допустим, не просто в ворчащих стариков, а в настоящих квартирных рейдеров. И цель ставят соответствующую — любой ценой выселить проживающих за стеной.
Конечно, времена юридического беспредела на рынке жилья давно прошли — просто занять освободившееся помещение, обогнав других претендующих, не получится. Но можно заставить человека продать квартиру по сниженной цене. И для этого даже не понадобится «группа здоровья» — хорошо сложенные молодые люди, готовые оказать соседу физическую «помощь» в подписании нужных документов.
Все, как рассказал «Дому» 27-летний Виктор (имя изменено по просьбе рассказчика), намного проще:
История у меня почти киношная, комическая. Хотя самому уже давно не смешно. Я москвич, живу в городе 10 лет, а в своей квартире около «Бауманской» — семь. Приехал из Новосибирска, поступил в вуз, который считается одним из лучших технических. Сначала, как и многие мои однокурсники, обитал в общежитии. Никаких ужасов там не было, очень весело жили. Но на третьем курсе, когда стало ясно, что, скорее всего, в Москве я останусь надолго, родители купили мне квартиру — «однушку» в хорошем кирпичном здании, построенном в 1980-х явно для не самых простых людей. Дом не элитный, но крепкий и выглядит, в отличие от большинства сооружений того периода, просто отлично.
И квартира моя, хоть и однокомнатная, но просторная, с высокими потолками. Минус — расположена она на первом этаже. Но и к этому я привык — прямо под лоджией растут цветы, место тихое, залезть пока никто не пытался. Дом стоит на холме, поэтому из моих окон хорошо видны окрестности, в том числе часть центра города.
Соседи — пожилая семейная пара — на первый взгляд показались спокойными, дружелюбными. Все норовили меня подкормить, хотя я тогда уже устроился на работу и уже точно не голодал. Был сильно занят, попоек не устраивал, исправно убирался на этаже. В общем, прилично себя вел, и они тоже.
Продолжалась эта идиллия пять лет. Я успел сделать отличный ремонт, остеклил лоджию, в общем коридоре поставил дверь — у меня и у соседей появилось пространство, чтобы спокойно хранить всякую утварь (вся моя утварь — велосипед, который я повесил на крючок для экономии места).
Жить бы и радоваться, но однажды вечером сосед пришел ко мне «попить чаю», а на самом деле — с предложением выкупить мою квартиру. Дополнительные метры понадобились срочно, потому что соседская дочь развелась с мужем, фактически — сбежала от него с несовершеннолетним сыном. И родители, понятно, решили вернуть ее под свое крыло. Намерение благородное, но я продавать квартиру вежливо, но уверенно отказался. «Ты подумай, я еще зайду», — сказал сосед, и сразу как-то стало ясно, что просто так он не отвяжется.
Тогда еще из-за известных событий получил широкое распространение мем про «вежливых людей». И вот сосед представился мне живым воплощением этого образа. К тому же он ведь тоже был военным в отставке.
Я не прогадал. Весь 2015 год Виталий Иванович (имя изменено) ходил ко мне в гости. Не каждый день, но три раза в неделю — обязательно. С каждым раундом переговоров градус его доброжелательности снижался: из «молодого человека» к весне 2016-го я превратился в «щенка», «понаехавшего» и даже «б…ину».
Справедливости ради, сосед планомерно повышал стоимость предложения. В итоге она сильно превысила рыночную, но продавать квартиру я как не хотел изначально, так и сейчас не хочу. Хотя давление идет сумасшедшее.
Как и положено, от переговоров Виталий Иванович перешел к активным действиям. Фактически, он и его супруга пытаются выжить меня из занимаемого помещения. Во многом эта история повторяет сюжет фильма «Четвертый этаж» с Джульетт Льюис — когда ее из-за квартиры сводил с ума сосед-психопат.
Почти каждое утро я обнаруживаю у себя под дверью пакеты с мусором. Звоню в соседскую дверь, прошу выносить отходы на улицу. В ответ — «ой, забыли». На лоджию, окна которой я часто оставляю открытыми, повадился перебираться соседский кот. Что он там делает, догадаться несложно.
Любой визит ко мне гостей теперь заканчивается вызовом полиции. Буквально — зашли, сели обедать или ужинать — через 20 минут звонок в дверь, на пороге или участковый или целая группа полицейских. Говорят, что соседи жалуются на шум. Причем в дневное время тоже.
Участковый в курсе моей проблемы, он молодой парень и все понимает. Но сразу сказал, что сделать ничего не сможет, потому что сосед имеет какие-то связи с «нужными» людьми. Лучше бы он совесть имел.
По ночам меня стали изводить методичным стуком в стену. Кажется, есть такая китайская пытка. Одеваюсь, иду к соседям — открывают заспанные, говорят, чтобы не сходил с ума. Так же стучат в дверь, выходишь — никого.
Общий наш коридор весь заставили своими вещами. Причем выбирали грамотно — все только детское: коляски (зачем, ведь внуку их лет 10-12), санки, пистолетики какие-то, совочки, даже башенка из кубиков есть. Чтобы снять мой велосипед со стены, приходится все это перекладывать. Через пару часов вещи возвращаются на прежнее место.
Куда жаловаться, кому — понятия не имею. Формально ведь соседи ничего страшного или криминального не делают. Просто постепенно сводят меня с ума. Но я пока не сдаюсь. Боюсь только сорваться на грубость и скандалы. И молча надеюсь, что в головах у них просветлеет.
Сейчас у моих мучителей дачный период, так что я отдыхаю. Хотел на месяц в поход уехать на Байкал, но передумал — ценю спокойное время в своей квартире.