«Я получаю около трех тысяч евро в месяц» Молодой моряк-хипстер из Мурманска о том, почему стоит идти во флот

Цикл«Если вы не бывали»

О моряках бытует много мифов. Согласно некоторым из них, моряк не слишком образован, много пьет и только и ждет, как бы причалить к берегу и помчаться по кабакам и борделям. Вдобавок гребет лопатой деньги, что с лихвой компенсирует периоды, когда сидит без работы между рейсами. Но не таков наш герой. Зарабатывает он действительно немало, однако внешне и по манере общения едва ли напоминает хрестоматийного покорителя морей. Юрию Зарембицкому 26 лет, он образован, вежлив, если не сказать интеллигентен, внешне — скорее повзрослевший хипстер, чем моряк. Несмотря на молодость, имеет приличный опыт хождения в море. У Юрия есть возможность жить где угодно, но он не собирается бросать родной Мурманск. «Лента.ру» попросила Юрия рассказать, как в действительности живут моряки, насколько это тяжелая работа, почему стоит за нее браться и как не продешевить, попав на судно.

О баснословных зарплатах

Я хожу в торговом флоте, работаю механиком на голландских судах. Мы возим разные грузы: в основном это контейнеры либо какой-то балк, иногда перевозим грузы вроде яхт. Аналогичными перевозками занимается множество компаний, моя — одна из ведущих.

Каждый раз я работаю на разных судах. Обычно рейс в моей компании для русских моряков длится четыре месяца плюс-минус две недели, в редких случаях три. Топ-офицеры и старшие механики могут договориться на три.

Зарплаты зависят от флота: торговый, рыбный, газовозы. Самые большие ставки как раз на газовозах и офшорных судах. Поскольку сейчас на рынке с нефтью сложности, пожалуй, привилегированными являются именно газовозы. Зарплаты зависят от должности. Я получаю около трех тысяч евро в месяц. Но тут надо понимать, что заработок всегда зависит от компании, а нередко и от национальности. К примеру, филиппинцы получают всегда меньше европейцев и русских. Но их никто не обманывает, они изначально знают, что будут получать меньше остальных. Они согласны на эти условия, потому что уровень их жизни гораздо ниже, и даже зарплаты матроса на родине им хватает с головой.

На судне

На судне

Фото со страницы Юрия во «ВКонтакте»

Со стороны может показаться, что моряки получают баснословные деньги, но надо учитывать, что потом мы долгое время сидим дома до следующего рейса, и никто нам за это, разумеется, не платит.

Некоторые компании предлагают и постоянные контракты, когда ты получаешь деньги и будучи на суше, но такие моряки не имеют возможности выбирать ни пароход, ни сроки, на которые готовы пойти. Они работают тогда и там, где им скажут.

О работе на иностранном судне

Почему я выбрал иностранное судно? Не только потому, что тут зарплаты достойнее. Соизмеримые есть и на российских суднах, но большинство наших пароходов в плохом состоянии. За исключением нескольких компаний, вроде «Норникеля», где и пароходы хорошие, и условия труда достойные. Но их критическое меньшинство.

Конечно, работа под иностранным флагом всегда привлекательнее: это и зарплата, и перспектива, и лучшие условия. Мне как механику работать любопытнее еще и потому, что оборудование на таких судах интересное. Ну, и как плюс — то, что можно посмотреть мир, фактически ничего за это не заплатив.

Норвегия

Норвегия

Фото со страницы Юрия во «ВКонтакте»

Бывает, конечно, что некоторые города ты видишь только с палубы, потому что стоянка — единственный способ произвести починку. Но на длительной стоянке, или если судно заходит в сухой док, можно найти время ознакомиться с достопримечательностями. Понятно, что это не полноценный отдых, но как бонус — вполне.

О бесплатных путешествиях

Я хожу в море с 18 лет и уже много где побывал. В последнем рейсе мы стартовали в Голландии, потом отправились в Канаду, там взяли груз и пошли обратно через океан во Францию. Оттуда снова в Канаду, а затем в Штаты. Далее через Панамский канал во Французскую Полинезию, а после этого в Австралию. Оттуда я уже полетел домой.

Мне очень понравилось во Франции. Мы останавливались в порту Руана. Безумно красиво, готическая архитектура, погода тоже располагала, так как это было весной. Меня поразили готические соборы, я таких никогда не видел, хотя вроде бы побывал в Германии, где они не редкость.

Фото со страницы Юрия во «ВКонтакте»

О рисках для моряков

В интернете много историй о том, как наши моряки пострадали от недобросовестных компаний. Такое действительно случается, если трудоустраиваться через посреднические крюинговые компании низкого уровня. Но сам я работаю напрямую и не помню случаев, когда морякам не выплачивали деньги или оставляли их в богом забытом порту без средств к существованию. Такое действительно бывает, но вряд ли в европейских компаниях. Вероятнее всего, в греческих, индийских или в наших. Но избежать таких ситуаций достаточно легко: напрямую работать с компаниями, которые имеют хорошую репутацию. Это ведь открытая информация, элементарно можно узнать в интернете, кто хороший, а кто обманывает.

Как стать моряком

Схема довольно проста. Не обязательно иметь высшее образование, можно получить среднее специальное и рабочий диплом. Его не выдадут, если у тебя нет плавательного ценза, то есть ты не работал в каких-то низших должностях на пароходах. Я окончил Мурманскую мореходку по специальности «инженер-судомеханик», и хождение в море было обязательным элементом учебной программы. Хотя, конечно, если бы я заранее знал, что для работы на судне на высоких должностях хватает и среднего специального образования, возможно, и не пошел бы на высшее.

Очень важно брать в расчет, что в моряки не берут людей, которые не знают английского языка. Кто-то изучает его в университете, кто-то учится сам.

Если ты обладаешь всем необходимым, выбираешь компанию, которая тебе понравилась, и пишешь туда. Они берут тебя на первый рейс, к примеру, кадетом. В море ты показываешь себя, свои навыки. Если все хорошо, то тебе через некоторое время звонят и предлагают пойти в следующий рейс.

Фото со страницы Юрия во «ВКонтакте»

Почему остается в Мурманске

Как бы хорошо я ни зарабатывал, у меня нет возможности перевезти свою семью. Во-первых, нет смысла куда-то переезжать, если ты там абсолютно один. А во-вторых, мне просто нравится в Мурманске. Понятно, что не без минусов, но я бывал в других городах России и могу сказать, что Мурманск ничем не хуже, а часто даже лучше. Возможно, здесь непростой климат, но лично я этого не ощущаю. Зато здесь очень красиво зимой. Не каждый город России такой живописный.

Да и по части социально-экономического положения Мурманск не самый отстающий. Зарплаты здесь не самые низкие. Если в Мурманске инженер может претендовать на зарплату в 35 тысяч рублей, то в других регионах инженеры получают просто копейки.

Между рейсами я нахожусь дома по три месяца и не успеваю устать от города. Лично для меня Мурманск — отличный город для жизни. Здесь и семья, и друзья, здесь можно придумать себе развлечение. XXI век, мировая глобализация, и Мурманск ничем не отличается от других крупных мировых городов.

Из развлечений здесь доступно все — театры, кино, концерты, бары, бильярды, спортзалы. Возможно, у нас нет новомодных мест, но всегда есть чем заняться вечером. К примеру, к нам любят приезжать джазовые исполнители из Норвегии, дают очень приличные концерты. Скучать не приходится.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше