Среда обитания
00:08, 11 октября 2017

Армагеддон Плаза В Америке умирают гигантские магазины

Мария Перевощикова
Кадр: фильм «Магазинчик ужасов»

На территории США насчитывается около 50 заброшенных торговых центров, интерьеры которых прекрасно подходят для съемок фильмов ужасов. В России ничего подобного пока нет, но через несколько десятилетий американский сюжет вполне может развернуться и у нас.

Пустота по-американски

Заброшенные торговые центры, или deadmalls, расположены по всей территории штатов — от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, на карте «мертвецов», опубликованной в Facebook-группе Dead Malls Enthusiasts («Энтузиасты мертвых моллов»), не менее 45 таких объектов. Часто это не просто покинутые здания, за которыми никто не следит, а безобразные руины, которые уже невозможно восстановить, рассказывает президент GVA Sawyer Вера Сецкая.

Большинство этих моллов были построены еще в середине прошлого столетия — в свое время deadmalls морально устарели и перестали приносить прибыль своим обанкротившимся владельцам, часть из них перешли за долги банкам, но и это не спасло их от страшной участи. Некоторые торгцентры пытались реновировать, приспособить к новым реалиям, но в какой-то момент стало проще оставить всякие попытки их реанимировать. Такие магазины просто закрыли.

Ненужными эти комплексы стали не только из-за морального устаревания, но и в результате естественного развития рынка торговых центров, становление которого в США началось еще в послевоенные 1950-1960 годы. Потребительский бум в стране давно прошел, многие торгцентры переформатировались в дисконт- и аутлет-центры.

Первым в мире торговым центром принято считать рынок Траяна, построенный в Риме в 100-112 годах. Пятиэтажный комплекс вмещал более сотни лавок, где продавалось все — от фруктов и специй до шелка. В США первопроходцем называют ТЦ «Аркада», открывшийся в городе Провиденс, штат Род-Айленд, в 1828 году.

Теперь на одежду, обувь и другие товары в Америке не принято тратить огромные суммы — основная масса людей покупает дешевое, причем в основном на распродажах. Об этом можно судить даже по стоимости продукции американских брендов — например, Tommy Hilfiger, GAS, Michael Kors на родном рынке имеют ценник существенно более низкий, чем в России, говорит председатель совета директоров RRG Денис Колокольников.

В основном в числе deadmalls оказались торговые центры, построенные с ошибками, не в самых подходящих для этого местах. Во время расцвета экономики моллы возводили хаотично, девелоперы еще не задумывались о концепциях, маркетинге — все это пришло позже.

«Расползание» пригородов в США, по мнению Эвелины Ишметовой, директора по консалтингу и развитию Key Capital, также сыграло свою роль: произошел отток городского населения, и многие ТЦ оказались невостребованными. В числе других причин «умерщвления» таких объектов эксперты называют переизбыток торговых площадей, конкуренцию и, конечно, развитие онлайн-торговли.

Причины «смерти» ясны, но почему торговые центры бросили на произвол судьбы? Дело в том, что реконструировать или даже сносить здания довольно дорого, владельцам было дешевле и легче просто отключить объекты от всех коммуникаций. Большинство deadmalls находятся в районах, где нет дефицита земельных участков, — низкий уровень востребованности участков, отсутствие необходимости нового строительства позволяют оставить объект на месте, говорит директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Егор Остапенко.

В числе самых ярких и жутких примеров заброшенных торговых центров США — «Ховторн Плаза Молл» площадью 75 тысяч квадратных метров в Калифорнии, который работал с 1977 года. В былые времена он был настоящим местом паломничества шопоголиков, но к концу 1990-х популярность центра сошла на нет, и он закрылся. За 20 лет бывший «город шопинга» превратился в руины.

Еще дольше разваливается «Дикси Сквер молл» в штате Иллинойс. Молл был построен в 1965 году и умер, не дожив даже до 1990-х — в 1978 году. Спустя два года deadmall ненадолго «воскресили» — здесь проходили съемки фильма «Братья Блюз», для которых в забытом центре открыли бутафорские магазины.

Но больше всего «мертвых» торговых центров в городе-призраке Детройте, где заброшены не только моллы, но и все остальное.

Ужасы нашего городка

В России со многими торговыми центрами может произойти примерно то же самое, считают опрошенные «Домом» эксперты. В особенности это касается регионов, где, как и в некоторых уголках Штатов, нет большого спроса на землю. В Москве на счету буквально каждый сантиметр площади, магазины заброшенными не останутся — собственники будут сносить отжившие свой век объекты или реконструировать их.

Но если deadmalls и появятся, то произойдет это еще очень нескоро: нашему рынку коммерческой недвижимости всего около 20 лет, и, если ориентироваться на американский опыт, что-то подобное может случиться, только когда ему стукнет 40-50. Сейчас в России еще не настолько много торговых центров, в некоторых местах их даже не хватает, да и онлайн-торговля еще развита не так, как на Западе.

В 2017-м Россия впервые с 2008 года не стала первой в рейтинге европейских стран, где вводится в эксплуатацию наибольшее количество квадратных метров торговой недвижимости. Она заняла второе место, уступив Турции. По данным консалтинговой компании JLL, за первое полугодие в России построили 334 тысячи квадратных метров качественных торговых площадей — на треть меньше, чем в тот же период 2016-го.

Однако уже сейчас, как рассказывают эксперты, многие торговые комплексы в России находятся в предбанкротном состоянии. В иных ТЦ выручка за последние непростые годы упала в два-три раза, но владельцы пока не думают об их «убийстве». Собственники прибегают к реконцепции и реновации, моллы переделываются в специализированные мебельные, обувные, детские центры и даже в обычные продуктово-вещевые рынки. Они работают с маленькими и несетевыми магазинами — в сытые годы таких арендаторов даже не пускали на порог.

Как и в США, часть проблемных торговых объектов в России переходит банкам, которые не очень этому рады, говорит Денис Колокольников. Для банкиров магазинный бизнес, очевидно, непрофильный, но они поддерживают, эксплуатируют и пытаются продавать еще живые ТЦ.

В целом все отечественные торговые комплексы можно поделить на две большие группы — советские универмаги и современные моллы. Причем первые, по словам Веры Сецкой, сейчас живут довольно неплохо, особенно в местах с хорошей проходимостью, у метро, например: их уже обновили и усовершенствовали. Хороший пример — универмаг «Добрынинский», в котором теперь даже есть сетевой супермаркет.

Современные же ТЦ довольно быстро устаревают — становится неактуальной их концепция, отмечает Сецкая. Поэтому арендаторы переезжают в новые пространства — особенно во время экономических спадов, когда есть, из чего выбирать. Но в России все равно нет развалившихся и превратившихся в руины торговых центров. Время магазинов-призраков в стране если и наступит, то немного позже — через несколько лет.

< Назад в рубрику