Памятник, которого не было

ДК им. Серафимовича не признали объектом культурного наследия

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Эксперты Мосгорнаследия вынесли решение по ДК им. А.С. Серафимовича. Дискуссия вокруг предполагаемого сноса этого здания развернулась летом, когда застройщик начал работы по демонтажу. Местные жители и муниципальные депутаты заявили, что здание построено в конструктивистском стиле, это памятник архитектуры и очаг культуры. Однако специалисты, рассмотрев ситуацию, постановили: оснований для включения ДК им. А.С. Серафимовича в список выявленных объектов культурного наследия нет.

Научно-методический совет при департаменте культурного наследия Москвы (Мосгорнаследия) обсудил вопрос включения Дома культуры им. А.С. Серафимовича в список выявленных объектов культурного наследия. Решение вынесено: тезисы об архитектурной и исторической ценности здания, которыми оперировали противники сноса, не нашли документального подтверждения.

Перестройка на Тишинке

Здание в Среднем Тишинском переулке (ЦАО Москвы) было построено по проекту неизвестных архитекторов в 1928–1929 годах для работников завода «Авиаприбор». В 1930-х здесь размещался Первый московский рабочий театр. Потом тут был типовой советский ДК с выступлениями местной самодеятельности. С нулевых в ДК, принадлежавшем уже не городу, а частным компаниям, селились многочисленные арендаторы, чаще всего не имеющие отношения к культуре.

Весной 2017 года СМИ сообщили, что на месте ДК им.Серафимовича будет построен новый объект. Застройщик уже получил разрешение градостроительно-земельной комиссии Москвы на возведение многофункционального комплекса на 34 300 квадратных метров: жилье, магазины, физкультурно-оздоровительный комплекс, социальные объекты... Тогда это не привлекло внимания общественности.

26 июня 2017 года в Среднем Тишинском переулке начались работы по демонтажу здания, и тут образовалась группа защитников — муниципальные депутаты и местные жители. Они заявили, что подали заявление в департамент культурного наследия Москвы с просьбой рассмотреть включение здания ДК в единый государственный реестр объектов культурного наследия. 27 июня Мосгорнаследие приостановило демонтаж ДК на период рассмотрения заявки.

«Не представляет архитектурного интереса»

До того, как встал вопрос о сносе, никто не говорил об архитектурной значимости строения в Среднем Тишинском переулке. Впрочем, подобная история повторялась в Москве не раз. В столице уже возникали конфликты вокруг зданий, которые должным образом не содержались долгие годы и не интересовали никого как памятники архитектуры. Но когда заходила речь о сносе — часто совершенно законном — находились защитники, заявляющие о ценности дома. И начинались долгие процедуры проверок, экспертиз, пикеты и споры застройщика и активистов, информационные войны, в которые вовлекались местные жители.

Пока длится противостояние, здание приходит в негодность — в проигрыше оказываются все. В то же время многие действительно ценные и нуждающиеся в защите здания Москвы остаются без внимания — ровно до того момента, как спасать их становится поздно.

Тем не менее решение по ДК им.Серафимовича было принято довольно оперативно. «Нет очевидных и документально подтвержденных данных ни по историко-архитектурной, ни по мемориальной ценности ДК им. Серафимовича, которые могли бы позволить отнести это здание к объектам культурного наследия», — заявил по итогам заседания экспертной комиссии Андрей Баталов, заместитель гендиректора по научной работе ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ.

Специалисты не согласились и с тем, что здание, как утверждали его защитники, представляет собой памятник архитектуры авангарда, в основе которого сохраняется двухэтажный кирпичный фабричный корпус бумаго-красильной фабрики купца Шустова. Было установлено, что исторический и архитектурный облик здания 1888 года утрачен после реконструкции 1930-х годов и поздних многочисленных перестроек.

Объект претерпел несколько реконструкций, он не получил архитектурного оформления в стиле конструктивизма и не представляет архитектурного интереса, считают независимые эксперты. «Не вижу у здания ДК им. Серафимовича признаков объекта культурного наследия», — отмечает Владимир Шарапов, главный специалист ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация"», архитектор-реставратор высшей категории. По его словам, речь идет об утилитарной постройке, «сформировавшейся в период между концом 1880-х и 1930-ми и претерпевшей многочисленные поздние реконструкции».

Прочие аргументы защитников здания также не нашли документальных подтверждений.

«ДК им. Серафимовича не обладает признаками, в соответствии с которыми оно могло бы быть отнесено к объектам культурного наследия. У постройки 1880-х годов, реконструированной под клуб в начале 1930-х годов, отсутствуют стилистические черты как промышленной архитектуры конца XIX века, так и архитектурные признаки конструктивизма», — отметила еще одна участница комиссии, руководитель НПО-38 ГУП «НИиПИ Генплана города Москвы» Елена Соловьева.

Восстановить нельзя снести

Между тем, еще в апреле 2017 года, то есть до начала сноса, было проведено обследование технического состояния строительных конструкций в здании ДК. И выводы экспертов оказались неутешительны.

«Техническое состояние фундаментов здания, учитывая выявленные значительные повреждения и критические дефекты, а также принимая во внимание значительное снижение прочности материалов и повсеместное выкрашивание цементно-известкового раствора бутовой кладки с потерей связи камня между собой, оценивается как аварийное», — говорится в документе (есть в редакции «Ленты.ру»). Такая же оценка дана состоянию перекрытий и крыши.

Немногим лучше, по свидетельству авторов отчета, сохранились стены, кровля и лестницы — их состояние оценивается как «ограниченно работоспособное». Оценка здания в целом однозначна: аварийное состояние.

В документе отмечается, что еще в 2006 году было проведено обследование объекта, установившее, что «средневзвешенная величина физического износа» строения составляет 60 процентов. «В период с 2006 года по настоящее время произошло ухудшение общего состояния здания в связи с продолжающимися деформациями основания здания и естественным старением материалов конструкции», — указывается в отчете.

Итоговый вывод не оставляет сомнений: «При данной категории технического состояния присутствует опасность внезапного разрушения конструкций. Функционирование здания в существующем виде недопустимо».

Когда речь об объекте идет именно в таких категориях, очевидно, что находиться в здании просто небезопасно. В этом случае рассматривается возможность реставрации или восстановления объекта, и если ни то ни другое нецелесообразно, выход один — сносить.

Здание ДК им.Серафимовича разрушалось давно, а сейчас и вовсе на треть снесено. Затягивание работ не приведет ни к чему хорошему: впереди зима, снегопады, ветер — непогода ускорит процесс разрушения, и не нужно объяснять, чем все может закончиться.

Неконструктивное поведение

В противостоянии горожан и застройщиков всегда присутствует психологический момент: зачастую люди, давно живущие в районе, тем более центральном, воспринимают любой новый объект в штыки. Для них это посягательство на личную территорию, они просто не хотят пускать сюда чужаков. А чем обосновать запрет на снос и новое строительство? Проще всего — объявить старый дом памятником.

Но если это на самом деле не памятник, приписывание ему ценности ситуацию не спасет — тот же ДК им.Серафимовича, если бы рассмотрение заявления активистов затянулось, мог бы прийти в полнейшее запустение и попросту рухнуть на прохожих. Настоящие памятники истории, культуры, архитектуры, безусловно, нужно защищать. Только не следует ставить личный интерес и собственное душевное спокойствие выше общественного. Ни в этом, ни в других случаях.

Обсудить
Экономика00:0819 октября
Екатерина Черкесова и Юлия Вихрева

Блондинки в деле

Как за три тысячи рублей стать на 20 минут космонавтом
Экономика00:0618 октября

Стоп!

Замедление инфляции грозит России катастрофой
Пришли к успеху
Американская секта порабощала женщин, клеймила их и мучала диетами
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Новый пират
Пьяный москвич угнал теплоход и пошел на абордаж
Твой папа педофил
Российские женщины все чаще обвиняют мужей в изнасиловании детей
Векселя исчезают в полдень
В Москве расследуют бесследное исчезновение ценных бумаг на 40 миллионов рублей
Король Сильвестр
Новгородский тракторист стал властелином преступной Москвы
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки