Культура
00:06, 22 ноября 2017

Циркуль в глаз Судьба еврейского художника: от украинских сказок до нацистской выставки

Дарья Курдюкова (специально для «Ленты.ру»)

Выставка Эль Лисицкого (именно Эль, поскольку это псевдоним, который взял Лазарь Лисицкий как сокращение имени Элиэзер) организована по инициативе Еврейского музея и центра толерантности, а проходит и на его площадке, и в Новой Третьяковке. В экспозиции 400 предметов. Их собирали не только в России, но и во Франции, Голландии, Израиле, Азербайджане и Греции — и в Третьяковскую галерею привезли несколько живописных проунов, это самое известное изобретение Лисицкого — «проект утверждения нового». В российских собраниях таких картин нет.

От и до

Нет, поскольку когда в 1921-м Лисицкий по поручению Наркомпроса отправился в Германию налаживать культурные связи, работы увез с собой. То, что создал там, тоже осталось в Европе. Картины с проунами разошлись по разным коллекциям. Эти самые проуны «художник-изобретатель», как Лисицкий сам себя назовет, создал к тому времени практически только что, в 1919-м выполнив первые работы и переведя супрематизм в объем (хотя и на плоскости), а в 1920-м придумав им такое «фирменное» название.

Ретроспектива, которую курирует Татьяна Горячева — не только панорама находок и история развития архитектора и дизайнера, художника-универсала и сегодня всемирно известного авангардиста, но и история о художнике и власти (сюжет, который в год 100-летия революции странно было бы не обозначить).

Лазарь Лисицкий родился в поселке при станции Починок Смоленской губернии, в детстве часто бывал в Витебске, где занимался в мастерской Иегуды Пэна (у него учились многие, в том числе Марк Шагал и Илья Чашник). Вероятно, уже тогда Лисицкий познакомился с Шагалом. Окончив в 1909-м реальное училище в Смоленске, Лисицкий не был принят в Высшее худучилище при Императорской академии художеств в Петербурге (это могло объясняться «процентной нормой» — количественным ограничением на прием в заведение евреев), зато поступил на архитектурный факультет Политехнического института в Дармштадте. Потом в Москве получил диплом инженера-архитектора в эвакуированном сюда Рижском политехническом институте — это давало право работать на территории Российской империи.

В 1916-м Лисицкий сотрудничал с архитектором Романом Клейном, участвовал в проектировании интерьеров Музея изящных искусств (нынешнего Пушкинского). Выставлялся с мирискусниками и с бубнововалетцами, участвовал в деятельности киевского отделения Культур-Лиги, входил в объединение De Stijl («Стиль», та самая группа, с которой был связан Пит Мондриан и другой вариант беспредметности, названный этим голландским художником «неопластицизмом»). Первым опытом Лисицкого в книжном дизайне в 1910-х стала обложка поэтического сборника Константина Большакова «Солнце на излете», а когда после создания проунов он продолжил экспериментировать с возможностями супрематизма в пространстве, то, в частности, предложил переиграть знаменитую оперу «Победа над солнцем» (первая постановка оперы на либретто Алексея Крученых с музыкой Михаила Матюшина, декорациями и костюмами Малевича была осуществлена в 1913-м). И в начале 1920-х придумал «фигурины», огромные марионетки, отдалено напоминающие тела, но состоящие из геометрических плоскостей — приводить их в движение должна была электромеханическая установка. Однако задумка не осуществилась.

В 1920-1930-х Эль Лисицкий создал несколько архитектурных проектов для Москвы, один из них — «горизонтальные небоскребы». Но построена была только типография «Огонька». Разрабатывал дизайн павильонов на международных выставках (в том числе для выставки печати «Пресса» в Кельне в 1928-м). В 1936-м возглавил группу, оформлявшую интерьер павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937-го. Годом позже Лисицкого сделали ведущим художником Главного павильона на ВСХВ. Тогда же его работы участвовали в Международной выставке конструктивистского искусства в Базеле. Это с одной стороны. С другой, в том же 1937-м его произведения были на выставке «Дегенеративное искусство», где нацисты обличали неугодные им художественные направления.

Несмотря на довольно рано выявившуюся тяжелую болезнь, Лисицкий фантастически много работал. Среди его последних произведений — антифашистские плакаты, последняя работа — плакат «Все для фронта! Все для победы! Давайте побольше танков». Татьяна Горячева пишет в каталоге, что в 1944-м по указу Сталина о лицах немецкого происхождения вдову Лисицкого Софи Кюпперс с сыном сослали в Новосибирск.

Изобретатель-авангардист в диалоге с Ренессансом и не только

Графические проуны и фигурины есть на обеих площадках теперешней ретроспективы. И там и там экспонируют и его знаменитый автопортрет «Конструктор». Фотомонтаж показывает, как сквозь лицо художника проступает рука с чертящим окружность циркулем. Татьяна Горячева рассказывает, что, по словам Николая Харджиева, идея композиции была подсказана процитированным в «Жизнеописаниях...» Джорджо Вазари высказыванием Микеланджело: «Циркуль следует иметь в глазу, а не в руке, ибо рука работает, а глаз судит». Замысел и рисунок — в голове, и в «Конструкторе» Лисицкого это проявлено. Он воплощал это каким-то невероятным образом, то есть глядя на проуны — по словам Лисицкого, «пересадочную станцию из живописи в архитектуру», — разбираясь, какой объем (на плоскости листа или холста!) как расположен, а иногда даже куда он движется, — понимаешь, что в этой самой голове с автопортрета было удивительное пространственное, композиционное мышление.

Многие новаторы начинали традиционно, а все же контраст, когда вживую и рядом видишь работы, всегда производит впечатление. Самые ранние вещи Лисицкого показывают в Еврейском музее (зато только в Третьяковке можно увидеть живописные проуны) — рисунки с христианскими памятниками Равенны, Пизы, Витебска, вид Смоленска, копии с росписей синагог, этюд тушью со старым ветвистым деревом — ну, этот выглядит вообще почти как у старых мастеров... В 1917-м он иллюстрирует «Пражскую легенду» Мойше Бродерзона (в музее ее показывают и в виде книги, и в виде свитка), а в 1922 году, когда уже появились проуны, еврейская секция Наркомпроса выпускает в Берлине на идише «Сказку о любопытном слоненке» Киплинга и «Украинские народные сказки» — все с иллюстрациями Лисицкого. 1922-й — тот же год, когда Лисицкий придумал свою сказку «Супрематический сказ про два квадрата в шести постройках» (сейчас его демонстрируют бок о бок с хрестоматийным плакатом 1920-го «Клином красным бей белых»). То есть поиски, стилистика — в том числе и в один период — были очень разными, общим — композиционное чутье, умение выстроить книжную страницу, сочетание картинки и текста небанальным, лаконичным, но точно выверенным образом.

В проуновскую беспредметность Лисицкий шагнул в Витебске. Он приехал по приглашению Марка Шагала, а потом сам пригласил туда Малевича. В конфликте Малевича с Шагалом Лисицкий поддержал супрематиста, в рамках задачи придания супрематизму объема придумал проуны (названные так, в частности, чтобы разграничить их с искусством Малевича), вошел в созданную Малевичем группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»).

Супрематизм Казимир Северинович вполне в духе авангардной утопии мыслил способом мироустройства, и теперь в музеях выставляют совершенно замечательные даже на слух вещи — то приписываемый Лисицкому рисунок к статье «Коммунизм труда и супрематизм творчества» (в Третьяковке), то «Обложку отчетного очерка комитета по борьбе с безработицей», где в супрематические плоскости вклинивается проун (в Еврейском музее).

Еще объемнее

Что касается стремления к объему, сам Малевич в 1920-х идею разовьет в архитектоны (и задумку подхватят его соратники Николай Суетин и Илья Чашник), уже буквально и осязаемо объемные модели из гипса и дерева.

Конечно, как архитектора Лисицкого влекла большая форма. «Я теперь забеременел архитектурой», — писал он Софи Кюперс в 1925 году. Лисицкий придумал для разраставшейся Москвы «горизонтальные небоскребы», стадион на Ленинских горах, яхт-клуб при нем... «Горизонтальный небоскреб» на площади у Никитских ворот — здание, которое должно было развиваться, как ясно из названия, горизонтально, но стоять на гигантских вертикальных опорах (чтобы сэкономить площадь и не создавать проблем транспорту). Его еще называют «домом-утюгом» (так бы здание выглядело сверху), но и этот проект не был реализован. «Лисицкий был последователем парящей архитектуры», — пишет в каталоге Кай-Уве Хемкен. И тут вспомнятся и архитектурные фантазии Якова Чернихова (чья выставка сейчас проходит в Музее архитектуры), и даже летающие города Георгия Крутикова, с которым, кстати, Лисицкий в 1925-1926 годах сделал чертеж первого пассажирского дирижабля.

Работу с пространством Лисицкий реализовывал в оформлении павильонов для международных выставок. Как книжный и журнальный дизайнер он тоже играл с планами, ракурсами, экспериментируя с наработками авангарда и мирового модернизма — с фотомонтажом и с фотоколлажем. Глядя на его снимок «Солдат на фоне Шуховской башни», вспомнишь энергичные родченковские ракурсы. Рассматривая фотограмму «Человек с гаечным ключом», пожалуй, подумаешь про экзерсисы, которые делал Ман Рэй. Лисицкий в фотографии экспериментировал даже с беспредметными композициями.
Но было и совсем другое. Он прославлял советский строй в фотомонтажах для журнала «СССР на стройке», для этого же издания в 1937-м сделал вкладку «Конституция СССР» с портретом Сталина. А фотоколлаж использовал для макета отдельного плаката с Лениным. В 1941-м он работал над проектом павильона СССР для Международной выставки торговли в Белграде (не состоявшейся из-за войны). Так вот, в Третьяковке выставляют, в частности, эскизы решеток — там то золотые колосья оплетают золотую же пятиконечную звезду, то на растительных побегах висят гроздья винограда и шестеренки, а звезда все это увенчивает...

Теперешняя ретроспектива — первая масштабная в России. После смерти Лисицкого в СССР долго не показывали. Куратор пишет, что в 1960-м камерную выставку его полиграфических работ устроил в Музее Маяковского Николай Харджиев. Через семь лет Лисицкого показали в Новосибирске, но об этом мероприятии почти ничего неизвестно. В 1990 году к 100-летию художника Третьяковка выставляла его графику из своих фондов. Несколько лет назад в Музее ван Аббе в Эйндховене, в Эрмитаже, в Мультимедиа Арт Музее и в Музее современного искусства в Граце представили проект «Утопия или реальность? Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». Нынешний показ — конечно, про Лисицкого, но вместе с тем и шире. Про эволюцию и судьбу художника, про художника и власть и про пути авангарда.

< Назад в рубрику